Мир профессий
материал (2 класс)

Вторыгина Алина Андреевна

Было проведена внеурочная работа по теме "Охрана растении",где затрагивалась не тлько красная книга ,но и растения которые находятся под охраной в нашем крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_rasteniy_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Охрана растений.

Цели урока: систематизировать знания об охране растений.

Планируемые результаты:учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать , делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями, распечатки памятки

Ход урока

I. Организационный момент.

II Актуализация знаний.

  Повторение и обобщение знаний о растительном мире.

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу впервые,

Не ломайте деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

(Дубкина О. )

 - Почему поэтесса Ольга Дубкина называет деревья живыми.

Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.

 - Вспомните, на какие группы ученые-ботаники делят царство растений. Найдите лишнее.  

- Как человек использует растения в своей жизни?  

- Может ли человек прожить без растений?

Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, топлива. Человек прожить без растений не сможет.

  Введение в тему 

Послушайте экологическую сказку.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

- Послушайте стихотворение о подснежниках.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки …

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

“Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!” (И. Абдулаева)

- Почему же нельзя рвать цветы?

III.  Самоопределение к деятельности

- Какова же тема урока?

- Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”. 

- Какие цели поставим на уроке? О чём будем говорить? Что бы вы хотели узнать?

IV Работа по теме урока

        Ребята посмотрите перед вами на доске  экологические знаки. Давай их разгадаем и составим памятку «Правила охраны растений»

Учитель раздаёт памятки детям.

          Правила охраны   растений

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека  ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения —живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

  Знакомство с Красной книгой. 

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

        Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница. Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Ребята нам приготовили сообщение о  растениях из Красной книги.

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

        Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

 V Физкульминутка  

 Руки подняли и покачали  —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули  —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем  —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

  Лекарственные растения. 

- Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

- Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.

В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.

- Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.

Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

- А теперь рассмотрите  космитические средства и найдите, какие лекарственные растения  входят в состав этих средств.

Практическая работа.

VI Закрепление изученного материала

 Групповая работа. Разгадай кроссворд. Учитель показывает картинки , а дети записывают  названия.          

2  Групповая работа. Придумать правила обращения по защите растений, и нарисовать экологические знаки

VII Рефлексия

Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.

Графический диктант

Правильное утверждение отметьте знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».

• Хозяйственная деятельность не влияет на жизнь растений. («-  ».)                                                                

• Самые редкие растения занесены в Красную книгу. («+».)

• Растение подорожник занесено в Красную книгу. («—».)

• Заготавливать нужно те лекарственные растения, которые часто встречаются в природе. («+».)

• В лесу надо ходит по тропинкам, чтобы не уплот

нять почву и не топтать растения. («+».)(После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся читают иобъясняют

утверждения, учитель ставит знаки на доске.)

VIII Подведение итогов урока

— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что люди делают для охраны растений?

  Вывод.

- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

  Домашнее задание.

Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 84-88; подготовить сообщение о любом растении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Цель: знакомить учащихся с различными профессиями, расширять знания о них; побуждать учащихся к активной познавательной творческой деятельности; развивать умение работать в группах; воспитывать ...

Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...

Классный час по теме:"Что такое профессия.Какие бывают профессии" 1 класс

Классный час предназначен для обобщения знаний обучающихся о профессиях,содержит игры "Закончи пословицу","Аукцион", "Отгадай загадку"...

Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»

Тема:  Лучшая профессия – это….  «Все профессии важны, все профессии нужны»...

Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)

В  дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...

Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"

Занимательное знакомство с различными профессиями....

Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»

 Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...