Открытая беседа «На пороге взросления!»
материал

Ларина Елена Владимировна

Цель дидактическая:  сформировать у воспитанников  понятия о многогранности личности и умения адаптироваться к окружающей действительности.

 

Цель коррекционная: Коррекция и развитие социально-личностной компетенции; развитие словесно-логического мышления; формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_vzrosleniya.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

Открытая беседа

«На пороге взросления!»

                                                                               

                                                                                   Подготовила: Ларина Е.В.

Тема: «На пороге взросления!»

Цель дидактическая:  сформировать у воспитанников  понятия о многогранности личности и умения адаптироваться к окружающей действительности.

Цель коррекционная: Коррекция и развитие социально-личностной компетенции; развитие словесно-логического мышления; формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого воспитанника.

Форма проведения: Час общения.

                                                                                                               
Оборудование: презентация, проектор, карточки, листы А 4, авторучки, музыка.

План занятия:

1.Вводная часть.

  1. Мобилизующее начало:

1.2 Введение в тему. Упражнение - практикум «Незаконченное предложение».

1 3 Целеполагание. Сообщение темы.

2 Основная часть.

2.1 Информационный блок. Интерактивная беседа  « Жизнь или существование?»

2.2. Обсуждение притчи  «Дорога жизни».

2.3. Арт – терапевтическое упражнение «Дерево» (визуализация).

2.4 . Обсуждение  упражнения «Дерево».

2.5 Упражнение "Какой я?"

3.Заключительная часть.

3.1  Упражнение «Что я ценю в людях?»

3.2. Итог. «Мозговой штурм».  Подведение итогов.

3.3 Рефлексия деятельности «Закончи предложение»


Ход занятия.

1 Вводная часть.

  1. Мобилизующее начало:

Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем часе общения. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным!

  1. Введение в тему.

Упражнение - практикум «Незаконченное предложение»

Выберите любую карточку и искренне закончите фразу

1"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..." 

2 "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..." 

3"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..." 

4"Верю, что я ..." 

5"Мне бывает стыдно, когда я ..." 

6"Особенно меня раздражает, что я ..."

7 «Я горжусь собой, когда я…»

8 «Меня не нравится, когда люди, окружающие меня…»

  1. Целеполагание. Сообщение темы. Слайд 1

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(Высказывания ребят)

Тема нашего сегодняшнего воспитательского часа: «На пороге взросления!»

Пятнадцать - возраст откровенный,

Пора влюбленности и грез,

Пора волнений и сомнений,

И нежных встреч, и тайных слез

Такая волнующая жизнь у вас сейчас.  Совсем скоро вы, ребята, окажетесь во взрослой жизни. С каким жизненным опытом? С каким запасом духовно-нравственных качеств? Как будете жить вдали от детского дома? 

  На пороге «взрослой жизни» становится актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой нелегкой проблемой, мы и собрались сегодня здесь.

2 Основная часть

2.1 Информационный блок « Жизнь или существование?»  

У взрослых людей за плечами жизненный опыт с радостями и разочарованиями.

Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, работа. Они точно знают, что такое жизнь.

Слайд 2

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

Жизнь. В этом слове не мало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей 3 весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

(Альберт Лиханов)

В этом стихотворении все повествования переплелись.

Разве можем мы жить без цветов, без птиц?

Слайд 3

«Жизнь быстротечна, мимолетна»,

«Жизнь - долгие, долгие годы»

 Какое из суждений наиболее достоверно? Почему?

(ответы воспитанников)

Можно жить, а можно и существовать!

А жизнь и существование одно и то же ли это?

В чем разница между существованием и жизнью?

Слайд 4

Существование – жизнь без целей, планов, интересов, увлечений.

- Мне хотелось бы прочитать  вам  известную притчу:

2.2. Обсуждение притчи  «Дорога жизни».

 Слайд 5

«Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету.

Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет.

И, действительно, они иногда попадались ему под ногами.

Так прошла его жизнь.

 Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь.

Он ответил: 

«Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

2.3. Арт – терапевтическое упражнение «Дерево» (визуализация)

- Закройте глаза. Представьте себя в виде дерева.

Подумайте и представьте, где стоит дерево, как оно выглядит: какие у него ветки, насколько оно высокое, какие корни у него...

Нарисуйте то дерево, которое вы представили.

 А на его ветвях изобразите яблоки – ценности, которые дороги вам.

( рисуют).

2.4 . Обсуждение  упражнения «Дерево». Слайд  6

Перед нами символическое «Дерево жизни».

 Своими корнями оно уходит глубоко в землю.

Это даёт ему пищу, устойчивость.

 Благодаря этому, оно имеет  крепкий ствол, много ветвей.

Так и в жизни.

Корни - это ваши родители, воспитатели, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил.

Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни.

 Плоды - это наши ценности!

(Затем каждый  представляет свое дерево)

 

-Можно сравнить нашу жизнь с деревом?

Вывод:

-Дерево - это чудо из чудес, оно растет всю жизнь и всю жизнь стремится ввысь, к солнцу. Человек тоже всю жизнь растет, но уже не физически, а духовно.

Кто-то ввысь, стремясь к истине, кто-то предпочитает разрастаться и устраивать вокруг себя целый лес своих единомышленников,

кто-то не выдерживает палящего солнца и засыхает, кто-то посвящает свою жизнь тем, что подкармливает выросшие рядом грибы, кто-то становится жертвой лесорубов. Как говорится, всё, как у людей…

-Как вы думаете, ребята, что такое жизнь?

(ответы ребят)

-Определите понятие «Жизнь» одним словом, которое поддерживает человека, делает его счастливым. 


-Жизнь- это… Слайд 7

(спросить каждого воспитанника)

-Так что, по-вашему, жизнь?

- Итак, жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды.

 И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Слайд 8

Известно, время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его…

(С. Я. Маршак)

 -«Черты нашего характера могут помочь или навредить в нашей жизни?»

2.5 Упражнение "Какой я?"

Слайд 8

Положительные

Отрицательные

  • бережливый,
  •  бесстрашный,
  • вежливый,
  •  веселый,
  • внимательный,
  •  воспитанный.
  •  добрый,
  • жизнерадостный,
  • заботливый,
  • искренний,
  • надежный,
  • находчивый,
  •  общительный,
  • скромный,
  • совестливый,
  • трудолюбивый.
  • уважительный,
  •  хозяйственный,
  • честный.
  • агрессивный,
  •  высокомерный,
  •  грубый,
  • жадный,
  • жестокий,
  • завистливый,
  • злопамятный,
  • лицемерный,
  •  мстительный,
  • наглый,
  • обидчивый,
  • равнодушный,
  •  раздражительный,
  • хвастливы,
  • эгоистичный.

Выделите  5 положительных и 5 отрицательных черт своего характера.

Вывод:

Ваши положительные черты характера – это те, что помогают вам в жизни, что притягивает к вам людей, а отрицательные – это те, которые надо искоренять, т. к. они отталкивают от вас людей.

3.Заключительная часть.

3.1  Упражнение «Что я ценю в людях?»

-Поднимаясь по лестнице жизни, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть.

 В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери или наоборот мы здоровы, счастливы, любимы…

-Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям?

 

-Не зря же говорят: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе».

-По каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни?

-А теперь давайте вместе составим перечень вечных ценностей…

Слайд 9

Совесть, милосердие, любовь, дружба, справедливость, доброта, смелость, честность, порядочность и т.д.

-А какие пороки и зловредные привычки, по- вашему, мешают человеку жить долго и счастливо?

Слайд 10

  Жадность, зависть, безответственность, лицемерие, подлость…

Если останется время!

- Давайте обратимся еще к одной притче:

 Слайд 11

«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – …

Какой?

Слайд 12

-она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранилась.

- Много ли достигла в жизни эта старушка?

- Каковы были ее жизненные ценности?

3.2. Итог. «Мозговой штурм».  Подведение итогов. Слайд 13

Вывод.  

- И в заключении  внимательно послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»

3.3 Рефлексия деятельности «Закончи предложение»  Слайд 13

-Продолжить предложение:

 «Зачем и для чего я живу?»,

«Что я дал другому?»,

«Что сегодня  сделал хорошего и полезного?

Слайд 14

Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

Всё в твоих руках!

(Андрей Арзиманов)

Презентация «Мы и наша жизнь».

Понравился ли Вам сегодня наш час общения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая беседа "Путешествие с домашними животными в деревню Простоквашино"

Данная беседа направлена на рзвитие познавательных способностей детей с ОВЗ в форме беседы путешествия...

Открытая беседа-презентация СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ!

ull;Теперь, когда мы уже научились•летать по воздуху, как птицы,•плавать под водой, как рыбы,•нам осталось только одно:научиться жить на Земле, как люди...

Открытая беседа "Сохрани жизнь вокруг себя!"

Цель: Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых семьей, и способы их утилизации.Задачи:-знать, какие виды мусора бывают, как они влияют на природу и челов...

Открытая беседа "Три чудесных цвета"

Цель:1.Закрепить знания детей о работе светофора, значение каждого цвета; познакомить с видами светофора (транспортный и пешеходный), с сигналами регулировщика и их значение. Закрепить знания о светоо...

Открытая беседа "СЫН ПОЛКА"

Рассказать детям о героях ВОВ....

Открытая беседа "Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма"

Формирование у обучающих правильного представления о здоровом образе жизни....

Открытая беседа «Как появились народы мокша и эрьзя.»

Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.Задачи:– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрьзя, местами расселения;– способствовать фор...