Хорошее зрение и образ жизни
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТАБЛИЦА
Форма зрительной патологии | Причины возникновения | Возможные жалобы ребенка | Трудности зрительного восприятия | Требования к рабочей поверхности | Требования к наглядному материалу | На что педагог должен обращать внимание | Коррекция |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Близорукость (миопия) | Помимо наследственностиинтенсивных школьных нагрузок на ухудшение зрения влияют и другие факторы: плохое освещение рабочего места и неправильное положение ребёнка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. На зрении могут сказываться и имеющиеся у ребёнка хронические заболевания. | Школьники с началом близорукости нередко жалуются на быстрое утомление глаз при зрительной работе на близком расстоянии и при чтении или письме приближают глаза к тексту, при рассматривании удаленных предметов нередко прищуривают глаза. | Изображение предметов при близорукости складывается не на сетчатку, что дало бы хорошее зрение, а перед сетчаткой и изображение получается расплывчатым. | при чтении за столом книга должна лежать под углом 40° к поверхности стола (на подставке); - расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см (больше и меньше – нежелательно) | При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов. | зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сен сорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление) | Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. в детском возрасте, назначают две пары очков (для дали - полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 дптр слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи. |
Дальнозоркость (гиперметропия) | могут появиться астенопические жалобы – головные боли и затуманивание зрения. | При гиперметропии глазное яблоко (его переднезадняя ось) «короткое», в результате чего изображение предметов располагается позади сетчатки. Нередко при гиперметропии наблюдается сходящееся косоглазие. | хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см. | четкие картинки | гимнастика для глаз, правильная поза во время чтения, правильный режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок | Лечение дальнозоркости у детей, а также сопутствующей ей амблиопии, проводится на фоне очковой коррекции. Очки придальнозорко сти и амблиопии назначаются для постоянного ношения. Также проводятся курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости. | |
Астигматизм | Причины возникновения астигматизма до конца не изучены. В большинстве случаев астигматизм носит врожденный и наследуемый характер, выявляется в детском возрасте. Однако причиной астигматизма могут быть операции или глазные травмы. | ребенок жалуется на то, что «плохо видно» боль головная и в надбровной области быстрая утомляемость при зрительной нагрузке | При астигматизме нарушается сферичность роговицы. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми. | хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см. | яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц | гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок | Очки - самый распространенный метод коррекции астигматизма, особенно в детском возрасте. Контактные линзы - контактные линзы применяются для коррекции астигматизма, небольшой степени (до 3 диоптрий) лазерная коррекция– для взрослых людей (старше 18 лет) при стабильной форме |
Амблиопия | Основная причина амблиопии — разница в размерах глазного яблока. Другая причина амблиопии — высокий уровнь астигматизма или дальнозоркости. Очень часто причиной амблиопии является косоглазие.Чаще возникает в детском возрасте. Одна из причин: обструкционного характера, т.е. отсутствие доступа света к сетчатке (катаракта) | амблиопия — заболевание, которое ребенок получает в результате рождения, он не знает, что может видеть как-то по-другому. Вы от него не услышите жалоб. | один из двух глаз не видит или же исключен из процесса зрения. Глаза привыкли видеть разные картинки | хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см. | яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц | гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок | очковая коррекция. Также заклеивают здоровый выдящий глаз, заставляя глаз, который не видит, работать, увеличивая тем самым зрительную нагрузку на нефункционирующий глаз. Также глаз, который не видит, очень часто стимулируют с помощью света, фотографий, констрастной стимуляции. |
Косоглазие А) сходящееся Б) расходящееся | заболевания ЦНС, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата и др. | У взрослых с приобретенным не в детстве косоглазием практически всегда присутствует двоение Для детского косоглазия нехарактерны жалобы на двоение из-за хороших адаптивных способностей мозга | У детей косоглазие чаще всего появляется на втором-третьем году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. | хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см. | яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц | гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок | Выбор метода лечения косоглазия зависит от многих факторов, в том числе возраста пациента, причины косоглазия, стороны и степени отклонения. Методы лечения включают в себя: заклейки, ношение очков, занятия на синоптофоре, операцию. |
Нистагм | Причина нистагма нестабильность глазодвигательной системы, которая управляет глазами,нарушения в центральной нервной системе как врожденного характера, так и вследствие родовой травмы. Другой причиной | приобретенный вызывает головокружение и всегда сопровождается нечеткостью зрительных восприятий. | хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см. | яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц | гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок | Усилия при лечении нистагма направляются на устранение общей причины, что входит в компетенцию многих специалистов, проводятся мероприятия, повышающие остроту зрения, ослабляющие тонус мышц, а также оперативное вмешательство на мышцах. Однако чаще лечение безуспешно. |
Литература:
- Тупоногов Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект //Дефектология. 1998. № 5. С. 58-62.
- Тупоногов Б.К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждений III и IV вида // Дефектология. 2003. № 2. С. 58-64.
- Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. 2001. № 3.
- Подугольникова Т.А., Рожкова Г.И. Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением // Дефектология. 2000. № 2. С. 56-61.
- Жохов В.П., Особова Т.З., Чмутова Л.Н. К вопросу о зрительной работоспособности учащихся школ для слабовидящих детей // Дефектология. 1988. № 4. С. 41-44.
- Максютова Р.Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность // Дефектология. 1998. № 3. С. 44-48.
- Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. 2003. № 3. С. 39-47.
- Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2002. № 1. С. 14-19.
- Дорофеева Т.А. Формирование умений и навыков у детей с нарушением зрения // Дефектология. № 4. С. 47-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"
Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...
Занятие в 3 классе о здоровом образе жизни «Хорошие привычки – наши друзья»
Цель: активизировать знания детей о повседневных привычках здорового образа жизни; побуждать анализировать и находить в собственной жизни примеры полезных привычек; подвести к пониманию, что при...
"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"
презентация к родительскому собранию...
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Пояснительная записка. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...
Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...