Методические рекомендации по ПДД
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Гуреева Ирина Владимировна

Методические рекомендации по изучению ПДД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации работы
со школьниками по правилам дорожного движении.

         Методические рекомендации составлены в целях активизации внеклассной работы по профилактике детского дорожно-транспортною травма тизма среди обучающихся.

Методические рекомендации, адресованные в первую очередь заместите лям директоров по воспитательной работе, а также классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям- предметникам, воспитателям, направлены на организацию мероприятий для детей в школе, учреждении дополнительного образования детей, в клубах по месту жительства, на площадках.

Актуальность проблемы

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспор та. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновника ми являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина не соблюдения правил дорожного движения. За каждой из дорожных трагедий – трагедия семьи.

Положительная тенденция к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, прежде всего, связывается с проведением ком плекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение дет ского травматизма, систематически проводимых подразделениями ГИБДД по г. Краснодару совместно с ответственными за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Ведется активная работа с родителями о  дет ских удерживающих устройств, использование светоотражающих элементов одежды, пропаганда  и реклама в школах, занятия в школе ЮИД и др.

Однако проблема детского дорожно-транспортного травматизма по - прежнему сохраняет свою актуальность. Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма является одним из важнейших аспектов деятельно сти по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обуче нии детей правилам дорожного движения принадлежит школам.

Решение такой  задачи в школе, как формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Цели и задачи:

Активизация обучения де тей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского до рожно-транспортного травматизма.

Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствова ния системы подготовки и воспитания учащихся культуре поведения на ули цах и дорогах.

Обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы по организации образовательного про цесса в области безопасности дорожного движения.

Совершенствование методики преподавания курса ОБЖ, создание систе мы массовых мероприятий с обучающимися по профилактике детского дорож но-транспортного травматизма.

Повышение эффективности урочных и внеурочных занятий по обучению детей безопасности на улицах и дорогах, расширение внеурочной работы и до полнительного образования детей по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма на улицах и дорогах.

Организация методической помощи педагогам общеобразовательных уч реждений, родителям и общественным организациям по вопросам профилак тики детского дорожно-транспортного травматизма.

Сотрудничества и взаимодействия педагогических коллек тивов образовательных учреждений с родителями, подразделениями ГИБДД, транспортными предприятиями, общественными организациями по профилак тике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи, стоящие перед педагогами:

  1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в усло виях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

К концу года дети должны:

знать:

  1. историю возникновения ПДД;
  2. дорожные знаки;
  3. сигналы светофора;
  4. виды транспорта;
  5. причины ДТП;
  6. правила движения на велосипеде;
  7. правила движения по дороге и поведение в транспорте.

уметь:

  1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
  2. оценивать свое поведение на дороге;
  3. объяснить товарищу правила поведения на дороге и в транспорте.

Нормативные документы в помощь

  1. Конституция Российской Федерации (1993).
  2. Закон РФ «Об образовании» (1992).
  3. Конвенция «О правах ребенка» (1989).
  4. Устав образовательного учреждения.
  5. Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
  6. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
  7. Правила дорожного движения.

Организация в ОУ работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Работа     по      предупреждению     детского   дорожно-

транспортного травматизма проводится по согласованному на педсовете плану   профилактических м  еро приятий,   который включается в общешкольный план работы. При планирова нии мероприятий должны быть предусмотрены:

  1. Отчеты на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях МО о ра боте общественного инспектора, классных руководителей о проведенных вне классных мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  2. Работа с классными руководителями по оказанию им методической по мощи в проведении занятий по правилам дорожного движения, созданию мето дических уголков.
  3. Пропаганда правил дорожного движения через радиоузел школы, стен ную печать (не реже одного номера в четверть), показ видеофильмов, прослу шивание специальных записей, организация выступления работников ГИБДД, общественных, инструкторов, внештатных сотрудников милиции по линии ГИБДД, водителей-передовиков автотранспортных предприятий и др.
  4. Во время проведения месячников «Внимание - дети!», «Детству - безо пасные дороги!», «Дети призывают», «Дорожный патруль», проводить «Неде лю безопасности движения», «Здравствуй, водитель», «Марафон безопасно сти».
  5. Работа детских общественных организаций по предупреждению несча стных случаев с детьми на дорогах.
  6. Создание и организация работы ЮИД в соответствии с положением «Об отрядах юных инспекторов движения»:
  • Проведение разъяснительной работы среди школьников.
  • Возле школы, расположенной вблизи дорог с интенсивным движением транспорта, организовать дежурство отряда юных инспекторов движения, старшеклассников, учителей (до и после уроков), Рекомендуется на дежурство привлекать тех учителей, классных руководителей, учащиеся которых чаще всего нарушают ПДД.
  • Выступление агитбригады, творческих коллективов.
  • Проведение игр, конкурсов, фестивалей, тренингов, сюжетно-ролевых игр, соревнований по правилам дорожного движения в школе.
  1. Оборудование уголков (кабинетов) по безопасности движения, изготов ление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров и других наглядных по собий для занятий с детьми.
  2. Создание специальных транспортных площадок для практического обу чения детей правилам дорожного движения.
  3. Проведение открытых уроков по обучению детей правилам дорожного движения.
  4. Ежедневно на последнем уроке в начальных классах проводить беседы- напоминания «минутки безопасности» о соблюдении правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
  5. Каждый случай нарушения детьми правил дорожного движения обсуж дать на классных часах и индивидуальных беседах.
  6. Проведение занятий с детьми медицинским персоналом по оказанию первой доврачебной помощи.
  7. Работа среди родителей по разъяснению правил дорожного движения, привлечению их к дежурству у школ перед началом и после учебных занятий, сопровождению учеников при проведении различных коллективных мероприя тий. На родительских собраниях рассматривать вопросы о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, ответственности участников движения за нарушение ПДД и роли семьи в воспитании у детей навыков безопасного пове дения на улицах и дорогах.
  8. В период подготовки к летнему отдыху, оздоровлению и занятости учащихся провести с учителями, руководителями ученических производствен ных бригад инструктивные совещания по вопросам предупреждения дорожно- транспортных происшествий с детьми, правилам организованной перевозки учащихся. При проведении инструктажа всех ознакомить под роспись с «Па мяткой-инструкцией» и сделать запись в журнале.

В зависимости от конкретных условий могут быть предусмотрены и другие дополнительные мероприятия.

Большое значение имеет внеклассная работа  с учащимися. Здесь необхо димы разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Формы проведения:

1. Познавательные занятия со школьниками по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый», «Друзья светофора», «Учим и учимся БДЦ», интернет-портал «Добрая дорога детства», «Машины и схемы автомо бильных дорог», «Это должен каждый знать обязательно на 5!». Занятия вклю чают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную па мять, смекалку, подвижные игры и эстафеты. Эти и другие формы занятий с учетом социально-возрастных особенностей детей дают им возможность мак симально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными участниками дорожного движения. Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движением и правила их применения; ил люстрируют действия, предписанные Правилами участникам дорожного дви жения в случаях применения различных средств регулирования; раскрываю! особенности регламентации движения в различных условиях, наглядно воспро изводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и дру гим участникам движения. Приемами наглядного метода обучения занятия по Правилам дорожного движения приближают к реальной дорожной обстановке. В материале сочетаются факты и обобщения, интересные упражнения и задачи, хорошее оформление, продуманный методический материал.

Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом учащихся оказывает решающее влияние на мотивационную сферу восприятия Правил

воспитанниками, способствуют формированию серьезного и заинтересованного отношения к их изучению, ответственности за соблюдение Правил на дороге.

2.        Экскурсии в автотранспортные предприятия, на прилегающие к школе перекрестки для закрепления правил дорожного движения, знакомство со све тофором, на железнодорожный вокзал для закрепления правил перехода через железнодорожный переезд, моделирование дорожных ситуаций на площадках.

В ходе экскурсии ребята ближе знакомятся с работой водителей, с органи зацией движения на улицах городов, убеждаются в том, что нарушение правил дорожного движения детьми затрудняет ритмичную работу транспорта; Обяза тельным является посещение учащимися муниципального бюджетного обра зовательного учреждения дополнительного образования детей детского (подросткового) центра «Автогородок» муниципального образования го род Краснодара (ул. Ставропольская, 123/Г). Центр организует соревнования, конкурсы, фестивали, викторины, практические и познавательные, учебно -тренировочные занятия, езду на велосипедах, электромобилях. Здесь работают кружки: «Школа светофорных наук», «ПДД - закон улиц и дорог», «Безопасное колесо», «ЮИД - помощник ГИБДД», «Школа мужества», «ОФП и здоровый образ жизни», «Безопасно будем жить!».

3. Тематические вечера, игры, викторины, утренники, сборы, КВН, конкурсы, а также участие в месячниках, смотрах безопасности дорожного движения. В ходе смотров целесообразно проводить декадники, недели борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. С целью ознакомления несо вершеннолетних с основами правил поведения на улице и в общественных мес тах можно провести деловую игру «Я вышел на улицу» с просмотром видео фильма «Ситуации на дорогах», познавательную игру «Рисуем детские шало сти», сюжетно-познавательную игру «Юный пешеход», игру-развлечение по правилам дорожного движения «Знаки дорожные знать — пешехода и водителя уважать», викторину «Путешествие в страну дорожных знаков», конкурс «Ры цари дорожной безопасности», ситуационные игры «Правознайка», конкурсы творческих работ, рефератов, газет, диспуты, дискуссии, турнир-викторины, рассказ-эстафеты, информационные часы.

4. Соревнования, которые служат своего рода стимулом к овладению зна ниями в этой области. Целью соревнований по безопасности дорожного движе ния является подготовка сознательных и дисциплинированных участников до рожного движения. При этом важно добиваться не личной победы отдельных участников, а обеспечить их коллективное участие в решении поставленных за дач. Соревнования по безопасности дорожного движения должны быть направ лены на воспитание учащихся в духе товарищества и взаимопомощи.

5. Различные познавательные мероприятия: тематические классные ча сы и беседы с приглашением инспекторов ГИБДД: «Дорожные картинки», «Взрослые, мы обращаемся к Вам», «В праздники и будни - вместе с Госавтоинспекцией», «Песни о ГИБДД», «Мой папа - инспектор ГИБДД», конкурсы рисунков и сочинений, родительские собрания, викторины, экскурсии в музей ГИБДД и т.д. Это может быть: классный час-путешествие - познавательное обозрение, на котором дети делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями   на улицах и дорогах.

6.  Индивидуальные, групповые беседы с детьми по правилам поведения на дорогах, цикл бесед, чтений, обсуждений.

7.   Совместно с детскими библиотеками провести познавательно игровое занятие «Сфетофорик».

8.   Организовать подписку на газеты «Добрая дорога детства» и «Stop- газета».

9.  Оформить информационные стенды по правилам дорожного движения.

10. Кроме того, могут быть проведены:

  • акция «Юный инспектор ГИБДД», основными задачами которой яв ляются:

-Привлечение учащихся к участию в пропаганде среди сверстников пра вил безопасного поведения на улицах и дорогах;

-Закрепление школьниками знаний правил дорожного движения;

-Совершенствование работы по профилактике детской и подростковой беспризорности, предотвращение правонарушений с участием детей и подрост ков.

олимпиада по Правилам дорожного движения, которая включает сле дующие конкурсы:

-В конкурсе «Знатоки правил дорожного движения» участники Олимпиа ды демонстрируют знание правил дорожного движения, сигналов регулиров щика, знаков дорожного движения.

-Умение ориентироваться в дорожных ситуациях ребята показывают в конкурсе «Дорога без опасности».

-В теоретическом блоке «Основы безопасности жизнедеятельности» юные инспектора движения соревнуются в знаниях оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях и страховании детей от не счастных случаев.

-Навыки вождения велосипеда учащиеся школ продемонстрируют в кон курсе «Фигурное вождение велосипеда».

-В творческом конкурсе «Вместе за безопасность дорожного движения» юные инспектора движения отражают работу школы по пропаганде правил до рожного движения.

Активизируют познавательную деятельность различные формы самостоя тельной работы: исследовательская работа по истории ГИБДД, участие в об суждении и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых педагогом, анализ устных ответов воспитанников, их дополнение в процессе уплотненного опроса при проверке знаний, выполнение на схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, по правилам пересечения проезжей части пешехода ми, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на во просы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, докладов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...