Методические рекомендации по ПДД
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Методические рекомендации по изучению ПДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по изучению ПДД | 209.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации работы
со школьниками по правилам дорожного движении.
Методические рекомендации составлены в целях активизации внеклассной работы по профилактике детского дорожно-транспортною травма тизма среди обучающихся.
Методические рекомендации, адресованные в первую очередь заместите лям директоров по воспитательной работе, а также классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям- предметникам, воспитателям, направлены на организацию мероприятий для детей в школе, учреждении дополнительного образования детей, в клубах по месту жительства, на площадках.
Актуальность проблемы
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспор та. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновника ми являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина не соблюдения правил дорожного движения. За каждой из дорожных трагедий – трагедия семьи.
Положительная тенденция к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, прежде всего, связывается с проведением ком плекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение дет ского травматизма, систематически проводимых подразделениями ГИБДД по г. Краснодару совместно с ответственными за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Ведется активная работа с родителями о дет ских удерживающих устройств, использование светоотражающих элементов одежды, пропаганда и реклама в школах, занятия в школе ЮИД и др.
Однако проблема детского дорожно-транспортного травматизма по - прежнему сохраняет свою актуальность. Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма является одним из важнейших аспектов деятельно сти по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обуче нии детей правилам дорожного движения принадлежит школам.
Решение такой задачи в школе, как формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Цели и задачи:
Активизация обучения де тей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского до рожно-транспортного травматизма.
Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствова ния системы подготовки и воспитания учащихся культуре поведения на ули цах и дорогах.
Обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы по организации образовательного про цесса в области безопасности дорожного движения.
Совершенствование методики преподавания курса ОБЖ, создание систе мы массовых мероприятий с обучающимися по профилактике детского дорож но-транспортного травматизма.
Повышение эффективности урочных и внеурочных занятий по обучению детей безопасности на улицах и дорогах, расширение внеурочной работы и до полнительного образования детей по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма на улицах и дорогах.
Организация методической помощи педагогам общеобразовательных уч реждений, родителям и общественным организациям по вопросам профилак тики детского дорожно-транспортного травматизма.
Сотрудничества и взаимодействия педагогических коллек тивов образовательных учреждений с родителями, подразделениями ГИБДД, транспортными предприятиями, общественными организациями по профилак тике детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи, стоящие перед педагогами:
- Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
- Развитие дорожной грамотности детей.
- Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
- Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в усло виях общения с дорогой.
- Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
К концу года дети должны:
знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге и поведение в транспорте.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге и в транспорте.
Нормативные документы в помощь
- Конституция Российской Федерации (1993).
- Закон РФ «Об образовании» (1992).
- Конвенция «О правах ребенка» (1989).
- Устав образовательного учреждения.
- Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
- Правила дорожного движения.
Организация в ОУ работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Работа по предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма проводится по согласованному на педсовете плану профилактических м еро приятий, который включается в общешкольный план работы. При планирова нии мероприятий должны быть предусмотрены:
- Отчеты на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях МО о ра боте общественного инспектора, классных руководителей о проведенных вне классных мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Работа с классными руководителями по оказанию им методической по мощи в проведении занятий по правилам дорожного движения, созданию мето дических уголков.
- Пропаганда правил дорожного движения через радиоузел школы, стен ную печать (не реже одного номера в четверть), показ видеофильмов, прослу шивание специальных записей, организация выступления работников ГИБДД, общественных, инструкторов, внештатных сотрудников милиции по линии ГИБДД, водителей-передовиков автотранспортных предприятий и др.
- Во время проведения месячников «Внимание - дети!», «Детству - безо пасные дороги!», «Дети призывают», «Дорожный патруль», проводить «Неде лю безопасности движения», «Здравствуй, водитель», «Марафон безопасно сти».
- Работа детских общественных организаций по предупреждению несча стных случаев с детьми на дорогах.
- Создание и организация работы ЮИД в соответствии с положением «Об отрядах юных инспекторов движения»:
- Проведение разъяснительной работы среди школьников.
- Возле школы, расположенной вблизи дорог с интенсивным движением транспорта, организовать дежурство отряда юных инспекторов движения, старшеклассников, учителей (до и после уроков), Рекомендуется на дежурство привлекать тех учителей, классных руководителей, учащиеся которых чаще всего нарушают ПДД.
- Выступление агитбригады, творческих коллективов.
- Проведение игр, конкурсов, фестивалей, тренингов, сюжетно-ролевых игр, соревнований по правилам дорожного движения в школе.
- Оборудование уголков (кабинетов) по безопасности движения, изготов ление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров и других наглядных по собий для занятий с детьми.
- Создание специальных транспортных площадок для практического обу чения детей правилам дорожного движения.
- Проведение открытых уроков по обучению детей правилам дорожного движения.
- Ежедневно на последнем уроке в начальных классах проводить беседы- напоминания «минутки безопасности» о соблюдении правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Каждый случай нарушения детьми правил дорожного движения обсуж дать на классных часах и индивидуальных беседах.
- Проведение занятий с детьми медицинским персоналом по оказанию первой доврачебной помощи.
- Работа среди родителей по разъяснению правил дорожного движения, привлечению их к дежурству у школ перед началом и после учебных занятий, сопровождению учеников при проведении различных коллективных мероприя тий. На родительских собраниях рассматривать вопросы о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, ответственности участников движения за нарушение ПДД и роли семьи в воспитании у детей навыков безопасного пове дения на улицах и дорогах.
- В период подготовки к летнему отдыху, оздоровлению и занятости учащихся провести с учителями, руководителями ученических производствен ных бригад инструктивные совещания по вопросам предупреждения дорожно- транспортных происшествий с детьми, правилам организованной перевозки учащихся. При проведении инструктажа всех ознакомить под роспись с «Па мяткой-инструкцией» и сделать запись в журнале.
В зависимости от конкретных условий могут быть предусмотрены и другие дополнительные мероприятия.
Большое значение имеет внеклассная работа с учащимися. Здесь необхо димы разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Формы проведения:
1. Познавательные занятия со школьниками по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый», «Друзья светофора», «Учим и учимся БДЦ», интернет-портал «Добрая дорога детства», «Машины и схемы автомо бильных дорог», «Это должен каждый знать обязательно на 5!». Занятия вклю чают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную па мять, смекалку, подвижные игры и эстафеты. Эти и другие формы занятий с учетом социально-возрастных особенностей детей дают им возможность мак симально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными участниками дорожного движения. Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движением и правила их применения; ил люстрируют действия, предписанные Правилами участникам дорожного дви жения в случаях применения различных средств регулирования; раскрываю! особенности регламентации движения в различных условиях, наглядно воспро изводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и дру гим участникам движения. Приемами наглядного метода обучения занятия по Правилам дорожного движения приближают к реальной дорожной обстановке. В материале сочетаются факты и обобщения, интересные упражнения и задачи, хорошее оформление, продуманный методический материал.
Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом учащихся оказывает решающее влияние на мотивационную сферу восприятия Правил
воспитанниками, способствуют формированию серьезного и заинтересованного отношения к их изучению, ответственности за соблюдение Правил на дороге.
2. Экскурсии в автотранспортные предприятия, на прилегающие к школе перекрестки для закрепления правил дорожного движения, знакомство со све тофором, на железнодорожный вокзал для закрепления правил перехода через железнодорожный переезд, моделирование дорожных ситуаций на площадках.
В ходе экскурсии ребята ближе знакомятся с работой водителей, с органи зацией движения на улицах городов, убеждаются в том, что нарушение правил дорожного движения детьми затрудняет ритмичную работу транспорта; Обяза тельным является посещение учащимися муниципального бюджетного обра зовательного учреждения дополнительного образования детей детского (подросткового) центра «Автогородок» муниципального образования го род Краснодара (ул. Ставропольская, 123/Г). Центр организует соревнования, конкурсы, фестивали, викторины, практические и познавательные, учебно -тренировочные занятия, езду на велосипедах, электромобилях. Здесь работают кружки: «Школа светофорных наук», «ПДД - закон улиц и дорог», «Безопасное колесо», «ЮИД - помощник ГИБДД», «Школа мужества», «ОФП и здоровый образ жизни», «Безопасно будем жить!».
3. Тематические вечера, игры, викторины, утренники, сборы, КВН, конкурсы, а также участие в месячниках, смотрах безопасности дорожного движения. В ходе смотров целесообразно проводить декадники, недели борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. С целью ознакомления несо вершеннолетних с основами правил поведения на улице и в общественных мес тах можно провести деловую игру «Я вышел на улицу» с просмотром видео фильма «Ситуации на дорогах», познавательную игру «Рисуем детские шало сти», сюжетно-познавательную игру «Юный пешеход», игру-развлечение по правилам дорожного движения «Знаки дорожные знать — пешехода и водителя уважать», викторину «Путешествие в страну дорожных знаков», конкурс «Ры цари дорожной безопасности», ситуационные игры «Правознайка», конкурсы творческих работ, рефератов, газет, диспуты, дискуссии, турнир-викторины, рассказ-эстафеты, информационные часы.
4. Соревнования, которые служат своего рода стимулом к овладению зна ниями в этой области. Целью соревнований по безопасности дорожного движе ния является подготовка сознательных и дисциплинированных участников до рожного движения. При этом важно добиваться не личной победы отдельных участников, а обеспечить их коллективное участие в решении поставленных за дач. Соревнования по безопасности дорожного движения должны быть направ лены на воспитание учащихся в духе товарищества и взаимопомощи.
5. Различные познавательные мероприятия: тематические классные ча сы и беседы с приглашением инспекторов ГИБДД: «Дорожные картинки», «Взрослые, мы обращаемся к Вам», «В праздники и будни - вместе с Госавтоинспекцией», «Песни о ГИБДД», «Мой папа - инспектор ГИБДД», конкурсы рисунков и сочинений, родительские собрания, викторины, экскурсии в музей ГИБДД и т.д. Это может быть: классный час-путешествие - познавательное обозрение, на котором дети делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями на улицах и дорогах.
6. Индивидуальные, групповые беседы с детьми по правилам поведения на дорогах, цикл бесед, чтений, обсуждений.
7. Совместно с детскими библиотеками провести познавательно игровое занятие «Сфетофорик».
8. Организовать подписку на газеты «Добрая дорога детства» и «Stop- газета».
9. Оформить информационные стенды по правилам дорожного движения.
10. Кроме того, могут быть проведены:
- акция «Юный инспектор ГИБДД», основными задачами которой яв ляются:
-Привлечение учащихся к участию в пропаганде среди сверстников пра вил безопасного поведения на улицах и дорогах;
-Закрепление школьниками знаний правил дорожного движения;
-Совершенствование работы по профилактике детской и подростковой беспризорности, предотвращение правонарушений с участием детей и подрост ков.
олимпиада по Правилам дорожного движения, которая включает сле дующие конкурсы:
-В конкурсе «Знатоки правил дорожного движения» участники Олимпиа ды демонстрируют знание правил дорожного движения, сигналов регулиров щика, знаков дорожного движения.
-Умение ориентироваться в дорожных ситуациях ребята показывают в конкурсе «Дорога без опасности».
-В теоретическом блоке «Основы безопасности жизнедеятельности» юные инспектора движения соревнуются в знаниях оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях и страховании детей от не счастных случаев.
-Навыки вождения велосипеда учащиеся школ продемонстрируют в кон курсе «Фигурное вождение велосипеда».
-В творческом конкурсе «Вместе за безопасность дорожного движения» юные инспектора движения отражают работу школы по пропаганде правил до рожного движения.
Активизируют познавательную деятельность различные формы самостоя тельной работы: исследовательская работа по истории ГИБДД, участие в об суждении и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых педагогом, анализ устных ответов воспитанников, их дополнение в процессе уплотненного опроса при проверке знаний, выполнение на схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, по правилам пересечения проезжей части пешехода ми, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на во просы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, докладов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....
Презентация к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Презентация к методическому семинару....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...