Урок памяти "Блокадный хлеб"
план-конспект

Мероприятие проводится с целью  сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах; способствовать нравственно – патриотическому воспитанию школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_hleb.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

Методическая разработка

Урок  «Блокадный хлеб»

Подготовила педагог – организатор

Евстифеева О. А.

Арзамас 2020

Всероссийский урок. «Блокадный хлеб».

Цели: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах; способствовать нравственно – патриотическому воспитанию школьников;

Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Ход урока.

Ученица: читает стихотворение О.Ф. Берггольц «Блокадный хлеб»

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

…О, мы познали в декабре

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех –

Хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный, ленинградский.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения? (ответы детей). Да, ребята, 27 января – это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу».

Ведущий: Хлеб… какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает.

      Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки… Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

     Страшное веяние нашего времени – мы перестали беречь хлеб! А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить.

Не хлебом единым живет человек,

Но жизни без хлеба не мыслит,

Хлеб «головою» считали весь век,

Ему поклонялись, молились.

Он стоил копейки, голодных спасал

Был в семьях больших дефицитом…

Теперь – новый век, к хлебу новый подход… но правильно ли это?!

      Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе.  О хлебе блокадного Ленинграда…

      У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

(Звучит песня «Священная война»)

Выходят ученик и ученица в военных пилотках.

Ученик: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.

Ученица: Мужественно держал оборону Брест. Бился с врагом Курск. Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.

Ученик: Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 млн артиллерийских снарядов и мин.

Ученица:

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.

Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил – исполнен малых наших сил.

Ведущий: невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. чел.). около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс детей.

Ученица 1: осенью 1941 года нормы продовольствия снижадись пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по 125 граммов.

Уч 2: муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10-12% - мука ржаная, остальное – жмых, сметки муки с оборудования и пола, хвоя, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ученик 1:

 Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Ученик 2:

 Вы представьте, как детские руки

Приживают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.

Ведущий: 125 гр хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Вот они 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».

Ученик:

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит…

Как из недр его вопли: «Хлеба!» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

Ведущий: Эта цифра – «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Ученик:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

«Будет мир. Вам не сниться мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Ученица: Рассказ «Кусочек хлеба» из книги Восокобойникова «900 дней мужества». Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось, …умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

Ведущий: враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

Уч-ся: 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:

Ученица 1:

«Женя умерла в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года»

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Ученик:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Ученица 2 (под музыку «Реквиема» Моцарта)

У страничек страшные строчки,

Нет запятых. Только черные точки.

«Умерли все». Что поделать? Блокада…

Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире,

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, длиннее дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в  квартире. В живых – только Таня.

В маленьком сердце – столько страданья.

«Умерли все». Никого больше нет.

(в тишине зала продолжает звучать музыка).

Ведущий: В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Ученица:

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных..

..А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, - к вечеру добраться б…

Глаза бесстрашно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев…

Ведущий: страшным был итог блокады. На Пискаревском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97% которых умерли не от обстрелов и бомбежек. Их жизни унес голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

…Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискаревскому кладбищу. День за днем, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почетный караул у других могил.

Ученица:

Время – лекарь. И эту роль

Повторяет оно со всеми.

Но бывает людская боль,

Над которой не властно время.

Вот опять через несколько лет!

Эта женщина в День Победы

На венок, не цветок, а хлеб

Принесла на могилу деду…

Ученик:

Сломя зловещий гул орудий

Пронеслась войны гроза.

Но все также память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся березки,

Пробивается трава,

Но на скорбном Пискаревском

Обожгут сердца слова:

Здесь лежат ленинградцы:

Здесь горожане – мужчины,

Женщины, дети

Рядом с ними солдаты –

Красноармейцы.

Их имен благородных мы

Здесь перечислить не сможем

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания.

(звучит метроном).

Ученица: Зимой Ладожское озеро замерзало, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из города вывозили обессиленных от голода и холода людей – женщин, детей, стариков.

     Довольно часто над трассой в воздухе разгорались бои. Машины бомбили и они тонули. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни». Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100г, служащим, инвалидам и детям – на 75 г в сутки.

Дорога жизни.

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Все же идет машина,

Хлеб в Ленинград везет.

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас!

Ученица 2:

Я помню хлеб. Он черен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отдирали языком.

Он кислым был, ведь был он с отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Ведущий: Эвакуация населения из Ленинграда – одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941г. по 1 апреля 1943г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. География их расселения обширна: детские учреждения размещались как в близлежащей Ярославской области, так и в далекой Новосибирской; учебные заведения в 1942г. возобновили занятия в Саратове (ЛГУ), Каштыме (ЛГПИ им. Герцена), Ташкенте (ЛПИ им. Калинина) и т.д.; театры, филармония, консерватория, киностудия «Ленфильм» работали в Перми, Кирове (Вятке), городах Средней Алии, а список населенных пунктов, куда по решениям Государственного Комитета Обороны (ГКО) и Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР летом 1941г. направлялись ленинградские заводы и фабрики вместе с рабочими, насчитывал более 50 наименований.

Ведущий: в апреле 1943г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941г. по 1 апреля 1943г. из Ленинграда было эвакуировано 1743129 человек, в том числе 1448338 ленинградцев, 147291 жителей области, 147500 жителей прибалтийских республик. С 1 апреля по 17 декабря 1943г. из города выехало около 20 тыс. чел. решением Ленгорисполкома от 4 декабря 1943г. комиссия была ликвидирована.

Вед: в Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба. А потом у поэта Р. Рождественского родились эти строки:

Ученик:

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь…

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Ведущий: ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой.

      Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов. Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважения к погибшим и символом память о том, о чем нельзя забывать никогда.

Ведущий: каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...

Конспект урока "Про хлеб и кашу" 1 класс. УМК "Перспектива".

На уроке используется технологии: групповой работы, активного продуктивного чтения, система голосования СМАРТ....

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...

Урок - исследование "Хлеб – великое чудо земли" УМК «Начальная школа XXI века»

Учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе, научатся, уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения...