Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Мое Отечество"
классный час (3 класс)
Рабочая программа курса "Мое Отечество" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нрвственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова "Мир вокруг нас" 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_otechestvo_3_a_ilinyh_s.a.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе начального общего образования |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.И. Рынкового»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО _______Л.Е. Сухогузова Протокол № 5 от 29.05.2021 | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» Протокол № 1 от 26.08.2021 | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» _________ С.В.Дектерева Приказ № 690 от 26.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
"МОЁ ОТЕЧЕСТВО"
ДЛЯ 3 А КЛАССА
(базовый уровень)
(1 час в неделю. Всего 34 часа)
Составитель: Ильиных С.А.
учитель начальных классов
г. Мегион, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Моё Отечество» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова « Мир вокруг нас» 1 – 4 классы»
Изучение курса «Моё Отечество» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
- Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Моё Отечество» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Курс «Моё Отечество» для третьего класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно – научный и социально – гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках классного часа. Благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний, могут быть успешны в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника. Решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Моё Отечество» лежит проблемно – поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно – образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее. Большое значение для достижения планируемых результатов проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа – определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого – этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
На изучение курса « Моё Отечество» отводится 1 час в неделю. Всего в 3 классе 34часа.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Моя страна. Где мы живём? | 5 |
2 | Природа нашего края. | 10 |
3 | Жизнь нашего города. | 5 |
4 | Здоровье и безопасность. | 5 |
5 | Моя семья – часть государства. | 5 |
6 | Путешествия – экскурсии. | 4 |
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
Моя страна. Где мы живём? (5ч.)
Где мы живём. Наш адрес в мире: планета – Земля, страна – Россия, название посёлка. Что мы называем родным краем. Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа нашего края (10ч.)
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных. Правила поведения в природе.
Жизнь нашего города (5 ч.)
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Город, где мы живём. Наш дом. Соблюдение чистоты. Домашний адрес.
Здоровье и безопасность (5 ч)
Развивать умения и навыки самостоятельной, коллективной работы. Воспитать у ребят чувство бережного отношения к своему здоровью, выработать правила охраны и укрепления здоровья. Активизировать познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные способности, выработать наиболее целесообразные правила поведения в различных жизненных ситуациях, позволяющие сохранить жизнь и здоровье.
Моя семья – часть государства (5ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, игры и отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости. Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах.
Путешествия – экскурсии (4ч)
Этот раздел программы знакомит с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром. Экскурсия по городу, в музей, база отдыха «Юрга»
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение курса «Моё Отечество» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У обучающихся продолжается:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Моё Отечество» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У обучающихся продолжается:
- Процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Формирование умения использовать знаково–символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Формирование умения определять общую цель и пути её достижения. Умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль в деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием учебного предмета;
- Процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием
При изучении курса «Моё Отечество» достигаются предметные результаты. Третьеклассник учится:
- Понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | |
теория | практика | ||||
1. | 1 н | Урок милосердия и доброты. | 1ч | беседа | |
2. | 2 н | Знакомство с символами Российского государства. | 1ч | рассказ о символах государства | |
3. | 3 н | Мой класс – моя семья. Беседа. | 1ч | рассказ о семье | |
4. | 4 н | Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе. | 1ч | беседа о правилах поведения в школе | |
5. | 5 н | Ты и твои друзья. Игра. | 1ч | игра | |
6. | 6 н | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1ч | игра | |
7. | 7 н | Откуда я родом. Сказочные раскопки. | 1ч | конкурс поделок | |
8. | 8 н | Наша страна-Россия. | 1ч | Беседа презентация | |
9. | 9 н | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | 1ч | фотоконкурс | |
10. | 10 н | Заповедники. | 1ч | презентация | |
11. | 11 н | Природные богатства. | 1ч | презентация | |
12. | 12 н | Человек в природе. | 1ч | рассказ о природе | экскурсия в музей |
13. | 13 н | Моя Югра. | 1ч | рассказ о Югре презентация | |
14. | 14 н | Книги местных писателей о природе. | 1ч | рассказ о книгах | |
15. | 15 н | Экскурсия в музей. | 1ч | экскурсия | |
16. | 16 н | Жизнь нашего города. | 1ч | проект о нашем городе | |
17. | 17 н | Моя милая родина – Мегион. | 1ч | проект | |
18. | 18 н | Дом, в котором я живу. | 1ч | конкурс рисунков | |
19 | 19 н | Чистота – залог здоровья. | 1ч | экологическая акция «Чистота-залог здоровья» | |
20. | 20 н | Счастливое детство | 1ч | конкурс стихов | |
21. | 21 н | Счастливое детство | 1ч | беседа о подвиге народа | |
22. | 22 н | Организм человека Здоровье и безопасность. Опасные места | 1ч | беседа об охране здоровья | проект |
23. | 23 н | Надёжная защита организма | 1ч | беседа |
|
24. | 24 н | Наше питание | 1ч | конкурс «Чей блин вкуснее?» | |
25. | 25 н | Это зависит от тебя | 1ч | тренинг | |
26. | 26 н | Моя семья – часть государства | 1ч | фотовыставка «Моя семья в истории моей страны» | |
27. | 27 н | Мои родители | 1ч | проект «Мои родители» | |
28. | 28 н | Труд и отдых | 1ч | экскурсия в природу | |
29. | 29 н | Учёба – главный труд | 1ч | консультация | |
30. | 30 н | Школьные товарищи | 1ч | рассказ о друзьях | |
31. | 31 н. | Путешествия «Моё Отечество» (презентация) | 1ч | презентация | |
32. | 32н | Экскурсия в парк | 1ч | экскурсия | |
33. | 33 н | Игры на улице | 1ч | игра | |
34. | 34 н | Экскурсия на базу «Югра» | 1ч | экскурсия |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М. Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя.
- Тетрадь для 3 класса начальной школы. М. ВИТА – ПРЕСС, 2010.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. М. Просвещение,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках духовно-нравственного направлени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Азбука хорошего поведения
Содержит тематическое планирование с 1 по 4 класс поданнойпрограмме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...