МЕТОДЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСКОВ
консультация

строева татьяна николаевна

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_perevospitaniya_trudnyh_podroskov.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСКОВ

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Перевоспитание - это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.

Т. В. Лодкина выделила три этапа процесса перевоспитания.

1. Диагностический этап. Этот этап характеризуется ориентацией на определении характера отклонения от нормы, выявление и раскрытие причин невосприимчивости к педагогическому и воспитательному воздействию.

2. Прогностический этап. Он характеризуется тем, что в его рамках происходит формирование и определение целей и задач перевоспитания, а также осуществляется планирование способов, средств, методов и мер воздействия на подростков. А. С. Макаренко, который исследовал процесс перевоспитания, считал, что на прогностическом этапе должна осуществляться проектировка личности.

3. Исполнительный этап. Характеризуется непосредственным осуществлением деятельности по перевоспитанию.

Существует две разновидности процесса перевоспитания:

1. собственно перевоспитание как перестройка всей структуры личности;

2. преодоление отдельных недостатков человека.

Перевоспитание осуществляется по направлениям:

1. восстановление положительных качеств;

2. вовлечение воспитанника в полезную деятельность, к примеру, занятия спортом и туризмом;

3. стимулирование положительных поступков;

4. обучение анализу и оценке своих поступков. При этом применяются следующие методы.

Метод анализа ребёнка, среды его жизнедеятельности. Педагог изучает ребёнка, среду, в которой он обыкновенно находится, коллектив, где будет проходить процесс перевоспитания.

Метод проектирования процесса перевоспитания. Социальный педагог определяет конкретные меры воздействия на ребёнка, составляет программу перевоспитания.

Метод переубеждения. Этот метод требует хорошей подготовки, подбора весомых аргументов, поскольку переубедить человека – довольно сложная задача.

Метод переучивания. Предполагает не только воздействие на сознание, но и заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом.

Метод переключения. Это – вовлечение подростка в новую для него деятельность: занятия трудом, туризмом, спортом, полезными делами. Такие дела должны быть скорее практического свойства, максимально соответствовать потребностям и интересам подростков, не требовать длительной предварительной подготовки, так как необходимо быстро достичь запланированного результата. Полезную деятельность на этом этапе перевоспитания стараемся не загружать излишним воспитательным содержанием, гораздо важнее включить подростка во взаимодействие с другими ребятами. Подбираем лёгкое и приятное задание, которое ребёнок с удовольствием выполнит, а потом похвалим его за хорошую работу.

Метод «взрыва». Это – сильное психологическое воздействие на воспитанника, в корне изменяющее его поведение. А.С. Макаренко связывал подобное воздействие, прежде всего, с деятельностью коллектива. Выражение коллективом крайнего возмущения, его намерение исключить «дефективную» личность из своих рядов – проявление действия метода «взрыва». Однако действенным данный метод является в случае, если воспитанник дорожит мнением коллектива о себе, занимаемой позицией в коллективе. Метод «взрыва» является сильнодействующим, но довольно опасным методом, поскольку реакция воспитанника на стольное психологическое воздействие может быть непредсказуемой. Поэтому он применяется педагогами довольно редко при условии тщательной его подготовки.

Исследователь Л. Б. Филонов определяет необходимые условия перевоспитания.

1. Изучение, познание ребенка посредством установления с ним доверительных отношений, понимание его мыслей, мотиваций, убеждений, реакции, планов на будущее.

2. Установление контакта с трудновоспитуемым подростком, эмпатической слитности с ним.

Также Л. Б. Филонов определил такое понятие, как «эффективная беседа социального педагога с трудновоспитуемым подростком», и выделил ее стадии:

1) согласование взглядов социального педагога с взглядами подростка;

2) ориентацию подростка на положительное отношение к себе;

3) отыскивание увлечений подростка;

4) понимание психологических особенностей, увлечений и мотивации поведения подростка;

5) определение негативных качеств и свойств личности подростка;

6) определение характера реакции подростка на постороннее влияние;

7) разработку общих правил и норм поведения и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с разными материалами. "Трудный бой" .Проект посвящен Великой Отечественной войне.

Проект "Трудный бой" посвящен Великов Отечественной войне...

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных нав...

А.С.Макаренко о воспитании и перевоспитании детей

Опора на наследие А.С. Макаренко – основа эффективного воспитательного процесса в современной школе....

Статья "Трудные дети в трудных семьях"

Материал будет полезен педагогам, психологам. родителям для работы с трудными детьми используя при этом разумные методы и приемы педагогического воздействия....