А.С.Макаренко о воспитании и перевоспитании детей
статья (4 класс) на тему

Иванова Ирина Валерьевна

Опора на наследие А.С. Макаренко – основа эффективного воспитательного процесса в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_o_mak.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие идей А.С. Макаренко в новых условиях исправления и перевоспитания проблемных детей

Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые ещё не сформировались до конца. В  современной России государственные учреждения утрачивают возможность активно влиять на формирование ценностной ориентации подростков и молодёжи, при этом, именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.

            В России принят и уже три года реализуется приоритетный национальный проект « Образование». В этом проекте почти всё внимание уделено обучению . Конечно, это необходимо, если мы хотим, чтобы Россия действительно была страной образованных людей. А как же воспитание? Является ли сейчас воспитание младших школьников и подростков той острейшей социальной проблемой, без которой невозможно нормальное развитие и совершенствование нашего общества? Ответ может быть только утвердительным. В том же приоритетном национальном  проекте « Образование» уделено внимание проблемам повышения эффективности воспитательной работы в школе. Но изменит ли это ситуацию в школьном воспитании?

             За последние полтора десятка лет, изменения, произошедшие с подрастающим поколением, можно охарактеризовать такими новыми типичными её особенностями. Отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов и жизненных целей и стремление к личному обогащению как жизненный идеал. Падение авторитета государства, общества, культуры. Нежелание выпускников школы служить в армии и защищать свою Родину. Плохая подготовленность к серьёзному труду и к семейным отношениям. Ранние половые связи. Широкая криминализация, наркомания и преступность среди молодёжи.

             Нравственная деградация молодого поколения усиливает социальную напряжённость, поэтому не только среди педагогов и родителей, но и в самых широких кругах общества нарастает понимание срочной необходимости налаживания воспитания. Возникает вопрос: кто должен этим заниматься? Семья или школа? Всем нам известно, какое сильное влияние родители и семья оказывают на развитие детей. Но это влияние не всегда положительное. Семья всегда является формирующим фактором, но не всегда воспитательным. Учитывая, что воспитание – это процесс целенаправленный, о воспитании в семье можно говорить только тогда, когда родители действительно ставят воспитательную цель и стремятся её достигнуть. Но даже и в этом случае далеко не всегда можно ожидать положительного результата, поскольку многие родители не имеют необходимых педагогических и психологических знаний и умений.

             Если многие родители не занимаются воспитанием детей, а из остальных не все умеют это делать, то можно ли « силой» заставить семью заниматься воспитанием детей? Нет. Все попытки, предпринимавшиеся в этом направлении различными государственными органами, оказались бесплодными.

             Обоснованная надежда может быть только на школу. Именно школа является  реальным и мощным государственным инструментом, который может обеспечить надёжное воспитание детей и подростков. Потому, что это государственный орган, управляемый правительством через соответствующее министерство; и потому, что в ней работают специалисты, которых в вузе хоть как-то готовили воспитывать детей. Под воспитанием следует понимать не столько « воспитательные» разговоры с детьми, сколько  целесообразная с точки зрения формирования личности организация жизнедеятельности детей. В интересах воспитания жизнь школы должна быть организована как своеобразная модель жизни взрослого общества, к которой готовятся дети. Конечно, эта модель должна быть специфической. Она должна учитывать особенности детского возраста, восприятия, интересов, возможностей детей. И она должна отражать взрослое общество в несколько упрощённом, улучшенном и            «завтрашнем» его виде, без многих его язв и пороков. Такая модель, в частности, включает следующие элементы: действенное школьное самоуправление, напоминающее парламент; школьные законы, выстраивающие правовое пространство школы; массовый школьный клуб, приучающий к культурному использованию досуга; школьное производство, подводящее и готовящее к будущей трудовой деятельности и т.д.   Этот опыт школьного воспитания в нашей стране в  начале 20 века даже получил мировое признание.

Роль А.С. Макаренко в создании воспитательной системы

           Вокруг всемирно известного опыта А.С. Макаренко кипели, кипят и будут кипеть страсти. К творческому достоянию педагога-новатора никогда не было спокойного, адекватного отношения. Если же кратко сформулировать суть его педагогического новаторства, то её можно определить как борьбу: борьбу за педагогику, возвышающую человеческое достоинство; борьбу за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике; непрерывную борьбу за человека и веру в его возможности; борьбу за утверждение и развитие альтруистской сущности, присутствующей в каждом ребёнке. В конечном итоге А. С. Макаренко говорил и доказывал, что воспитательная работа – лёгкая работа, что педагогическая деятельность даёт учителю необыкновенные и богатые возможности обретения счастливого бытия.     Его система новаторских теоретических идей может сыграть существенную роль в современных условиях, поскольку это наследие содержит не только много ценного, но и, что самое важное, - универсального.  

              А.С. Макаренко разработал теорию и методику воспитания проблемных детей в коллективе и доказал экспериментально её правильность и эффективность. Он впервые дал чёткое понятие коллектива, отличающее его от других групп, показал особенности воспитывающего коллектива, определил его структуру, выявил значение и особенности первичного коллектива, изобрёл поразительно удачное для воспитательного влияния на школьников сочетание постоянных разновозрастных и временных сводных отрядов, открыл закон развития коллектива, изобрёл методику параллельного воздействия как основу воспитания через коллектив, показал, как сочетать при этом коллективное и индивидуальное влияние на школьников – трудно перечислить все психологические открытия и педагогические изобретения, которые совершил А.С. Макаренко только в этой области. Есть неоспоримые факты. Через учреждения Макаренко прошли тысячи воспитанников. Они попадали к нему отщепенцами человеческого общества с ужасным жизненным опытом и исковерканными характерами. После выхода в широкую жизнь это были замечательные люди – честные, трудолюбивые, достойные граждане своей Родины. А.С. Макаренко разработал научные основы перевоспитания, опираясь на которые, можно сегодня сознательно и успешно вести перевоспитания « трудных», проблемных  детей.

              Антон Семёнович видел не только « безобразное горе выброшенных в канаву детей», но и  « безобразные духовные изломы у этих детей». Горе этих детей, говорил он, должно быть трагедией для всех нас, и от неё мы уклоняться не имеем права. Сладкую жалость и сахарное желание доставить таким детям приятное Макаренко называл ханжеством. Он понимал, что для их спасения необходимо быть с ними непреклонно требовательным, суровым и твёрдым. Применяя все свои открытия к воспитанникам, Макаренко постепенно « лечит»  их души, и мы видим, как постепенно они становятся искренними, горячими и благородными людьми.

              Однако приходится констатировать такой печальный факт: в большинстве школ нашей страны сохраняется необеспеченность и не гарантированность воспитания. Наша школа в массе своей остаётся школой учёбы. Учебный процесс сопровождается отдельными « воспитательными» беседами и редкими совместными делами. Иногда проводятся так называемые « Дни самоуправления». Было бы весьма наивным считать, что такими средствами можно обеспечить воспитание детей. Именно об этом говорит многовековой опыт школы. Уже давно пора преодолеть эти застарелые традиции воспитания  путем душеспасительных разговоров и так называемых воспитательных бесед вместо полезной для воспитания массовой и постоянной коллективной деятельности, пронизанной нравственными отношениями.

           

 Использование идей А.С. Макаренко в современном воспитании трудных детей

         Опора на наследие А.С. Макаренко – основа эффективного воспитательного процесса в современной школе.  И надо добиться широкого внедрения его опыта воспитания в массовую школу, в которых учатся трудные, проблемные дети. Не дословного повторения, а системного осуществления основных идей замечательного педагогического диалектика. Воспитательный механизм школы в самом общем виде можно представить как несколько сложных действующих частей.

1. Школьное производство как система отношений

             Каждая школа должна иметь своё производство, вполне посильное для детей. Не только уроки труда, где учат работать, а именно производство продукции, со своим планом, получением сырья и сбытом продукции, с оплатой выполненного труда. Пусть каждый ученик работает не долго, хотя бы 1 час в день. Школьники должны участвовать в управлении производством и накапливать опыт, необходимый для  их будущей жизни. Главное не сам труд, а отношения вокруг труда. Этот опыт коллективного планирования, учёта, взаимодействия, преодоления трудностей, оплаты, соревнования, социальной ценности продуктов труда, ученической заботы о производстве, опыт производственных отношений закрепляется в личности в виде её важных качеств. Именно таким образом удаётся не только как следует подготовить будущих граждан к трудовой и производственной деятельности, но и воспитать многие гражданские качества личности.

2. Школьный клуб как система отношений

             А.С. Макаренко показал огромные общевоспитательные возможности клубной деятельности в школе. Школьные клубы до Макаренко понимались и использовались как место и средство развлечения и просвещения детей. У Макаренко массовый  театр и клуб – это мощные воспитательные инструменты, и прежде всего средства гражданского воспитания. Речь идёт не просто о помещениях, где проводятся занятия школьных кружков и где учителя организуют вечера отдыха для школьников. Нет. Клуб как разветвлённая, массовая, самостоятельно действующая и самоуправляемая детская организация, как организатор повседневного досуга школьников. Клуб, для которого характерна обширная система общественной деятельности для налаживания  клубных дел с полностью самостоятельной системой клубного самоуправления с выборами, отчётами, собственной газетой, ответственностью и т.п.

              Проблемы организации школьного клуба и его воспитательные возможности изучали многие исследователи. Все они приходили к выводу о безусловной воспитательной пользе работы массового школьного клуба. Эффективным средством воспитания в школе могут оказаться и клубы спортивного или туристического направления, если они построены на подобной основе.

3. Система широкого и ответственного детского самоуправления

              А.С. Макаренко обосновал, сконструировал и блестяще продемонстрировал реальное и могущественное детское самоуправление. Под детским самоуправлением понимается в данном случае не очередная игра, заменяемая через некоторое время другой игрой, а фактическое участие школьников в управлении школьными делами. К детскому самоуправлению надо подходить серьёзно. В общей системе управления школой, кроме управленческой деятельности директора и его помощников, должны быть также области( ниши) для управленческой деятельности как коллектива педагогов, так и коллектива воспитанников. С этой точки зрения было бы точнее говорить о со – управлении. Те проблемы управления, которые передаются в ведение школьников, не должны решаться кем – то другим! И в этом смысле можно говорить об автономии детского самоуправления.

              Серьёзные воспитательные возможности ответственного детского самоуправления проверены и известны давно. Но особенно ярко они проявились в опыте А.С. Макаренко и показаны в его трудах. Массовое и  регулярно функционирующее  детское самоуправление даёт замечательные возможности для упражнения школьников в нравственных и гражданских отношениях в широкой сфере внутри школьного общения. Накопленный в этой области опыт позволяет утверждать: реальное школьное самоуправление есть только там, где есть чем управлять. Если деятельность школьников ограничивается лишь участием в уроках  (которыми управляют, учителя), то в такой школе не может функционировать детское самоуправление: там школьникам нечем управлять. И там, где есть обширная и полнокровная внеурочная деятельность, возможно сильное детское самоуправление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Легко ли воспитательную работу со школьниками построить именно так? Нет, полнокровную и разнообразную воспитывающую деятельность (а не только уроки) организовать в школе сложнее, чем  пресловутые беседы. Но другого пути для воспитания нет. Детям необходим длительный опыт нравственных, культурных отношений, который невозможно передать только на уроках.

           Антон Семёнович Макаренко о воспитании говорил так: « Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания.

                Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно  виноваты  воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть может. Тем более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было воспитание детей, не только не захотели  воспользоваться этим великим могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым изучением ребёнка, разделением всех  детей на разряды, на отдельные биологические группы и т.д. Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие дети, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких случаев масса»

              Воспитать человека, говорил Макаренко, это значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость – истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная « система перспективных линий», которую он назвал « теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные  радостные перспективы. Это одна из ценнейших находок  А.С. Макаренко. Его « система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим  воспитанникам, вызывать к жизни ту « завтрашнюю радость», без которой человек « не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.

                Педагогические идеи и взгляды А.С. Макаренко актуальны и сегодня в  новых условиях исправления и перевоспитания проблемных детей, они должны быть востребованы и находить применение в практике работы педагогов школы. Даже массовый опыт воспитания детей в советской школе при всех своих недостатках был продуктивнее того, что делается в современных школах. Увлечение детей патриотическими идеями, пропаганда самоотверженности и подвига во имя интересов народа, призыв к полезным для окружающих делам, обсуждение среди детей идей тимуровского движения и различные попытки их реализации, упорные поиски работниками народного образования путей совершенствования воспитания, опора на социальные и школьные традиции – всё это давало заметные результаты.

            А.С. Макаренко утверждал, что воспитываться должен не только ученик, но и сам педагог. Так он писал о себе: « Я не обладаю педагогическим талантом и пришёл в педагогику случайно. Отец мой, маляр, сказал: « Будешь учителем», рассуждать не приходилось, и я стал учителем. И очень долго чувствовал, что у меня плохо идёт, не важный я учитель, да и воспитатель был не важный. Но со временем  учишься и воспитываешься, и я стал мастером своего дела, а мастером может сделаться  каждый, если ему помогут, и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем коллективе» ( Макаренко А.С. Собр. соч. – М., 1987). Антон Семёнович считал, что многие ошибки  в воспитании идут от неумения учителей и воспитателей воздействовать на воспитанников, от неумения сказать детям убедительные слова. « Может быть, у нас так много ещё ошибок в организационных формах, потому что мы ещё и говорить часто с ребятами  по – настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».  ( Макаренко А.С. Собр. соч. – М., 1987)

            Совершенно необходимо, чтобы школьные администраторы и педагоги достаточно глубоко разбирались в теории воспитания и владели его методикой. Надо повысить требования к организаторам воспитания, т.к. авторитарный и неумелый педагог не только не сможет правильно воспитать школьников, но и быстро разрушит ту воспитательную систему, которую строят его товарищи. Достаточно подготовленными должны быть и те, кто контролирует и направляет воспитательную работу в школах. Помощь Министерства образования и науки особенно важна в области стимулирования школьного воспитания. Нужны значительные денежные средства, чтобы не только обеспечить школы достаточным числом специалистов по школьному производству, клубной работе, массовому спорту и детскому самоуправлению, но и достойно оплатить их работу. Нужны также достаточные средства для обучения школьного персонала современным воспитательным технологиям и издания литературы по системной организации воспитательного процесса. Для повышения эффективности школьного воспитания требуются определённые усилия также и Правительства. Без их существенной помощи школьным воспитателям не обойтись.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Павлова М.П., Карманов В.Ф., « Педагогическая система А.С. Макаренко»,

Москва, « Высшая школа»,1988г.

2. Козлов И.Ф. « Педагогический опыт А.С. Макаренко»

Москва, « Просвещение»,1987г.

3. Гликман И.З. Главное, что оставил Антон Макаренко в веках / И. Гликман.

Инновации в образовании.2008.№ 6.

4. Гликман И.З. Национальный проект « Образование и наследие А.С. Макаренко» / И. Гликман. Методист.2008.№ 5.

5. Гликман И.З. Живая педагогика Макаренко / И. Гликман.

Инновации в образовании.2008.№ 3.

6. Макаренко А.С. « Собрание сочинений в 4-х томах»,

Москва, « Правда», 1987г.

7. Плеханов А.В. « А.С. Макаренко о педагогическом  мастерстве воспитателя»

Начальная школа, 1988, № 2.

8. Бушканец М.Г., Леухин Б.Д., « Хрестоматия по педагогике» под редакцией

Равкина З.И., Москва, « Просвещение», 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Макаренко о воспитании"

2008 год-год семьи. Общество и семья неразрывно связаны, их жизнедеятельность во многом взаимообусловлена. Семья всегда была и остаётся одной из наивысших человеческих ценностей. Это неоспоримо....

Конспект статьи А.С. Макаренко «О ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ»

В этой статье говорится о том, какое значение имеет для детей игра....

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Педагогические средства воспитания толерантности у детей детей младшего школьного возраста.

Материал знакомит с педагогическими средствами воспитания толерантности у детей....

«А.С.Макаренко о воспитании детей в семье».

«А.С.Макаренко о воспитании детей в семье»....

Родительское собрание «Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»

Конспект родительского собрания на тему«Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»...

«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»

    Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня,  все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...