Методические материалы внеклассных занятий по социализации для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) для 1-5 классов
методическая разработка (4 класс)

Овсянникова Галина Васильевна

В методических рекомендациях по соцализации представлены конспекты воспитателей Мухиной О.Н.,Овсянникова Г.В., парыгиной В.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская  общеобразовательная

адаптивная школа – интернат »

Методические материалы

внеклассных занятий по социализации для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) для 1-5 классов

Разработали воспитатели: Мухина О.Н

Овсянникова Г.В.

Парыгина В.И.

Калачинск – 2021

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                   3

2. Цикл конспектов внеклассных занятий                                                         4

3. Критерии самооценки и взаимооценки результатов работы учащихся

на внеклассных занятия                                                                                   38

4. Используемая литература                                                                            40

5. Материально-техническое обеспечение                                                      41

  1. Пояснительная записка

            Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации внеурочного времени детей с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями).

           Подборка методических материалов по социализации предназначена для учащихся 1 - 5 класс с умственной отсталостью и разработана на основе следующих нормативных документов:

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);

• Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»  от 03.04.2015г;

•        Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Калачинская адаптивная школа - интернат»;

Актуальность методических материалов  по социализации заключается в том, что в процессе их реализации  создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь его, ум и здоровье - направлены на его же общее развитие, освоение общечеловеческих ценностей, умение жить в окружающем их мире. Подборка материалов (конспектов) по социализации школьников младшего и среднего возраста предназначена для деятельности воспитателей адаптивных школ и включает:

  • разработки конспектов внеклассных занятий,
  • критерии самооценки и взаимооценки работы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Актуальностью методических материалов  по социализации заключается в том, что в процессе их реализации  создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь его, ум и здоровье - направлены на его же общее развитие, освоение общечеловеческих ценностей, умение жить в окружающем их мире.

Подборка материалов (конспектов) по социализации школьников младшего и среднего  возраста предназначена для деятельности воспитателей адаптивных школ и включает: разработки конспектов внеклассных занятий,  критерии самооценки и взаимооценки работы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС.

Цель – разработать методические материалы по социализации для использования во внеурочной деятельности воспитателями адаптивных школ, работающими с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)  в рамках реализации ФГОС.

 Задачи:

1. Повысить компетентность воспитателей в воспитательной деятельности в связи с введением  и реализацией ФГОС.

2. Способствовать созданию методической копилки воспитателей.

3. Способствовать обобщению педагогического опыта в рамках реализации ФГОС для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

4. Предложить варианты критериев оценивания работы учащихся при проведении внеклассных занятий и  мониторинга  развития личностных результатов учащихся.

Социальное направление внеурочной деятельности направленно на развитие, у умственно отсталых (с интеллектуальными нарушениями)  детей младшего и среднего  школьного возраста навыков общения со сверстниками, развитие умений принимать групповые нормы, формировать  навыки адекватного поведения.

Методические разработки включают в себя  цикл конспектов внеклассных занятий, разделенных на два блока:

1 блок. Коррекционно-развивающие занятия (направлены на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно - временных представлений, помощь учащемуся в его социально-психологической адаптации).

2 блок. Общешкольные праздники (направлены на развитие творческих способностей ребенка, помогают  адаптироваться в обществе, учат его как вести себя в обществе, развивают речь и мышление).

Предполагаемые результаты:

– ярко выраженная взаимоподдержка и взаимоуважение;

– соучастие и эмпатия;

– раскрепощенность в общении;

– появление или утверждение жизненной позиции (в зависимости от цикла);

 – более чёткий интерес к жизни;

– адекватная оценка своей результативности  и удовлетворённости самореализацией;

 – повышение мотивации к успеху.

  1. Цикл конспектов внеклассных занятий по социализации для  учащихся с  умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 1-4 классы

Блок 1. Коррекционно-развивающие занятия

Занятие № 1  

Тема: Предметы личной гигиены

1 класс, разработала воспитатель первой

квалификационной категории Парыгина В. И.

Цель: Формировать представления детей о предметах личной гигиены.

Задачи:

Образовательная –    Закрепить понятие «гигиена» и предметы гигиены. Дать понятие «личные» и «общие» предметы и средства личной гигиены. Рассмотреть правила личной гигиены.

Развивающая – развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, излагать свои мысли, через выполнение практических заданий.

 Коррекционная - способствовать активизации речи.  

Воспитывающая – формировать у обучающихся  чувство ответственности за сохранение и укрепление  своего здоровья.

Форма проведения: занятие с применением ИКТ.

Участники: обучающиеся 2 класса.

Оборудование:   картинки с предметами  личной гигиены, ТСО, предметы личной гигиены, карточки с табличками , презентация « личные» и «общие» предметы и средства личной гигиены», карточки с изображением предметов личной гигиены, цветные карандаши, листы с дополнительной информацией.

Ход занятия

1.Организация начала. Приветствие детей.

 Ритуал приветствия.   

 Прозвенел звонок веселый

Мы  занятие начать  готовы.

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать. 

 Воспитатель: Сегодня, на нашем занятии, мы узнаем много нового и интересного.

2.Целипологание 

Актуализация знаний
Но, сначала, вспомним , о чём мы говорили на прошлом занятии. Обратите внимание на доску.

Дети: Как правильно нужно мыть руки.

Воспитатель: Верно. Мы говорили, как нужно мыть руки.

   Сообщение темы и цели занятия

А, чтобы определить тему нашего сегодняшнего занятия, вам необходимо выполнить задание.

Воспитатель :Ребята, у вас на столах лежат картинки.

Воспитатель: что  изображено на ваших картинках?

Дети:  мыло, зубная щётка, полотенце и т.д.

Воспитатель: Правильно.  Как эти предметы можно назвать одним словом?

Дети: Это предметы личной гигиены.

Воспитатель: Верно. Назовите тему нашего  занятия?

 Дети: предметы личной гигиены.

 Воспитатель: читаем все вместе. Читает Рита. Читает Даша.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии  мы вспомним, что такое гигиена. Вспомним, какие предметы и средства гигиены вы знаете.  Сегодня на занятии, вы узнаете, что предметы и средства личной гигиены делятся на «личные» и «общие». И используя дополнительную литературу, вы сами попробуете составить правила личной гигиены.

Не забывайте, что на занятии, вы должны отвечать полными ответами.

Ребята, как вы думаете, где могут пригодиться знания, которые вы получите на  занятии?

 Рефлексия.

Воспитатель:   Обратите внимание на доску, кто будет выполнять задания правильно, без ошибок и правильно отвечать на вопросы, тот будет получать жетоны зелёного цвета , кто выполнит с ошибкой или с помощью- жёлтые. В конце занятия мы посчитаем жетоны , у кого будет больше зелёных жетонов, тот хорошо и активно работал .Я желаю вам получить только зелёные жетоны.

Ребята, работать вы  сегодня будите парами и самостоятельно .

 Работая парами, вы должны с уважением относиться к своему соседу, уметь выслушивать его мнение.

 Для работы нам сегодня  будут нужны листы с дополнительной информацией, листы с заданиями и  цветные карандаши.

3.Основная часть.

Воспитатель:  Сейчас, мы вспомним, что такое личная гигиена?  

Как вы можете объяснить, что такое личная гигиена?

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

(Ответы детей)

Ребята, какие предметы необходимы, чтобы содержать наше тело в чистоте?

(Ответы детей)

Молодцы! А, сейчас, ребята,  первое задание –

 Вы должны отгадав загадку, выйти и показать этот предмет и сказать,  для чего он нам необходим. Загадку нужно дослушать до конца. За правильный ответ вы получаете жетон.

                                      Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу  и грязнулю.

Им утру  потоки  слёз,

Не забуду  и про  нос.           осовой платок)

 

Гладко  и   душисто, моет   очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого  было –      

Что, ребята?                            (Мыло)

                               

                                На себя я труд беру:

                                Пятки, локти с мылом тру,

                                И коленки оттираю,

                                Ничего не забываю.

                                                                   (Мочалка)

                              Вытираю  я, стараюсь

После  бани  паренька.

Всё намокло, всё измялось –  

Нет сухого  уголка.                (Полотенце)

Хожу-брожу  не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы  у меня длинней,

Чем  у волков  и медведей.        асческа)

                             

Кто  считает зубы  нам

                              По утрам  и вечерам.           убная щётка) 

Ею голову все моют

Пенится и щиплет глаз

Пахнет вкусно аромат

Будешь чистым, как алмаз. (Шампунь.)

        

Самооценка и взаимооценка детей.

Воспитатель: Молодцы,  все эти предметы - это предметы для гигиены.  Все сегодня мыли руки? Чем вы вытирали  руки после мытья?

  Все вытираются одним полотенцем или у каждого своё? (Активизирую к высказыванию)

  У всех есть своё полотенце?

  Вечером перед сном, чем вы чистите зубы?

  У вас одна зубная щётка на всех или у каждого своя?

  А если вы приболели и  нужно вытереть нос, чем можно его вытереть?

 Для этого есть специальный носовой платочек, у каждого он свой, личный.

 Ребята посмотрите ещё раз на предметы и скажите, как вы думаете, этими предметами могут пользоваться все подряд или это личные предметы, то есть  у одного человека?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, я вам хочу сказать, что все предметы и средства личной гигиены делятся на «личные» и «общие». У меня 2 таблички.

 Словарная работа 

Прочитаем вместе.

«Личные»

Рита, Соня- повторить вслух слово

«Общие»

Таня, Артём- повторить вслух слово

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (Презентация)

 Физминутка

На болоте две лягушки, две зелёные квакушки

Рано утром умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Влево, вправо наклонялись и обратно выпрямлялись.

Вот здоровья в чем секрет, всем большой, большой привет!!!»

V.  Первичное закрепление

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у меня на столе находятся предметы личной гигиены. Их нужно помочь мне разделить на 2 группы «личные» и «общие» Сейчас, я назову ребят. Артём и Таня Ш. будут работать. А, вы , ребята, должны будите проверить и оценить ,как ребята справились с заданием.

Взаимооценка детей.

Пальчиковая гимнастика

 Предметы гигиены

Ах вода, вода, вода!    (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги –влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить       пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро

VI. Закрепление  

Ребята. посмотрите, перед вами лежат листы с заданиями . Вам нужно раскрасить предметы личной гигиены . Красным цветом раскрасить предметы личные , а синим – общие. Вики , Сони, Тани В.  нужно раскрасить только  личные предметы. Затем, мы проверим и оценим вашу работу. 

Дети: (работают самостоятельно)

Воспитатель: проверяем, как вы справились с заданием. Вывешиваем на доску  ваши работы. По порядку и называем свой ответ.

Самооценка и взаимооценка детей.

    Работа  в парах

Воспитатель: Ребята,  мы с вами составим правила личной гигиены. Для этого вы поработаете в парах. Используя различные  картинки, которые лежат  на столах,  вы должны найти эти правила и рассказать нам о них.   

Итак, какие правила вы можете нам назвать?

(ответы детей)  

Правильно, вы назвали 4  правила личной гигиены, их нужно обязательно соблюдать. 

Дети: (рассказывают)

Самооценка и взаимооценка детей. 

А, теперь ещё раз назовем и запомним эти правила.

 Слайд 1

1. Чистить зубы нужно 2 раза в день

2. Мыть руки перед едой.

3.Подстригать ногти и держать их в чистоте.

4. Регулярно мыться.

 VII.Итог занятия:  Как называлась тема нашего занятия?

  (ответы детей)

Что вы сегодня нового узнали?

 (ответы детей)

Ребята, важно ли всё  о чём мы сегодня говорили для вашего здоровья?

(ответы детей)

 VIII.Рефлексия: А, сейчас мы узнаем, кто как сегодня работал? Посчитайте жетоны. Сколько зелёных жетонов у тебя Артём? Значит, ты считаешь, как ты работал? Рита как работал Артём? Вы согласны?

 Оценивание детей. Взаимооценка. Самооценка.

Ребята, на следующем занятии, мы будем говорить о режиме дня.

 Воспитатель:   Вы сегодня были все молодцы!

Занятие № 2 

Тема: Домашние животные

2 класс, разработала воспитатель первой

квалификационной категории Парыгина В. И.

 

 Цель:  Уточнить и систематизировать знания детей о домашних животных.

Задачи:

 Образовательная –  Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах (свинье, корове, овце), углубить знания детей о питании этих  домашних  животных . Дать понятие о пользе  животных для человека.

Развивающая – развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, излагать свои мысли, через выполнение практических заданий.

 Коррекционная: - способствовать активизации речи.  

Воспитывающая- воспитывать любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.

Форма проведения: занятие с применением ИКТ.

Участники: обучающиеся 2 класса.

Оборудование:   конверты  с разрезными картинками, презентация,  карточки с табличками, карточки с изображениями  животных, карточки с изображениями   детёнышей животных, сено, овощи, хлеб, детские журналы, листы с заданиями.

Ход занятия

1.Организация начала. Приветствие детей.

 Ритуал приветствия.   

 Прозвенел звонок веселый

Мы  занятие начать  готовы.

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать. 

2.Целипологание 

Воспитатель: Сегодня, на нашем занятии, мы узнаем много нового и интересного. Актуализация знаний
Но, сначала, вспомним , о чём мы говорили на прошлом занятии. Обратите внимание на доску.

Дети: яблоко, груша.

Воспитатель: Верно. Так о чём мы говорили на прошлом занятии?

Дети: о фруктах.

   Сообщение темы и цели занятия

А, чтобы определить тему нашего сегодняшнего занятия, вам необходимо выполнить задание.

Воспитатель :Ребята, у вас на   столах лежат «разрезные картинки», соберите их.

У Вики, Паши и Даши  есть подсказка на столах. Если будет трудно, воспользуйтесь ею.

Воспитатель: кто  изображён на ваших картинках?

Дети:  корова,  овца,  свинья.

Воспитатель: Правильно.  Как этих животных можно назвать одним словом?

Дети:Это домашние животные.

Воспитатель: Верно. Назовите тему нашего  занятия?

 Дети: домашние животные.

Воспитатель: читаем все вместе. Читает Рита. Читает Даша.

Воспитатель:  Сегодня на  нашем занятии мы  ещё раз вспомним, почему животных называют домашними. Поговорим о таких животных, как корова, овца и свинья.   Вспомним ,как они выглядят , чем питаются и как называются их детёныши? Узнаете, какую пользу приносят эти домашние животные для человека.

Не забывайте, что на занятии, вы должны отвечать полными ответами.

Ребята, как вы думаете, где могут пригодиться знания, которые вы получите на  занятии?

 Рефлексия.

Воспитатель:   Обратите внимание на доску, кто будет выполнять задания правильно, без ошибок и правильно отвечать на вопросы, тот будет получать жетоны зелёного цвета , кто выполнит с ошибкой или с помощью- жёлтые. В конце занятия мы посчитаем жетоны , у кого будет больше зелёных жетонов, тот хорошо и активно работал .Я желаю вам получить только зелёные жетоны.

Ребята, работать вы  сегодня будите парами и самостоятельно .

 Работая парами, вы должны с уважением относиться к своему соседу, уметь выслушивать его мнение.

 Для работы нам сегодня  будут нужны детские журналы ,листы с заданиями под номерами и карандаши.

3.Основная часть.

Воспитатель:   Как вы думаете, почему эти животные  называются домашними?

Дети:   Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает.

Воспитатель:   Правильно. Домашние животные живут рядом с людьми, приносят пользу человеку.  Люди заботятся о них. Вы  многие живёте в селе,  и я думаю, что вы хорошо знакомы с домашними животными, а так ли это на самом деле – мы проверим. А, сейчас, ребята,  первое задание – «Загадки о животных»

Загадку нужно дослушать до конца,  и поднят руку, если вы знаете ответ.За правильный ответ вы получаете жетон.

Хоть крепки мои копыта

И остры мои рога,

Я добра и не сердита,

Нравом вовсе не строга.

В поле я мычу: "Му-му!

Молочка налить кому?" (Корова)

Найдите картинку-отгадку в классе.

У неё есть пятачок,

 Хвостик у неё – крючок,

Знаешь ты и знаю я,

Что зовут её…(свинья).

-Найдите картинку-отгадку в классе.

Свяжет варежки бабуля
Для себя и внучки Юли,
Свяжет свитер для отца.
Ну, а шерсть ей даст …

                                           Овца

Найдите картинку-отгадку в классе.

Словарная работа (под картинками вывешиваются карточки с напечатанными словами (овца,корова,свинья) 

Воспитатель:   Прочитаем слова. Читает Соня. Читает Паша.

Самооценка и взаимооценка детей.

Воспитатель:   А, сейчас, мы вспомним, как называются детёныши этих животных.  Обратите внимание на доску. На доске картинки животного и его детёныша.  Назовите. 

Дети:   У коровы – телёнок, у овцы – ягнёнок, у свиньи- поросёнок. Повтори, Соня. Назови, Даша.

Воспитатель:   Молодцы.

 

 Но пока домашние животные бегали,  они проголодались. Давайте накормим домашних животных.

У меня на тарелке лежат угощения для животных. Вам нужно подойдите к столу, выбрать карточку и угостить животное его любимым лакомством.  После как вы выполните задание, вы должны будите оценить свою работу  своего товарища.

Дети:(дети выходят, выбирают карточку и рассказывают, чем можно накормить данное животное)

Самооценка и взаимооценка детей.

 Воспитатель: Ребята, человек заботится о животных. А, какую пользу приносят животные для человека? Посмотрите на экран. (Презентация)

 

 Физминутка

-Вокруг себя повернитесь и в кошечек превратитесь! Теперь вы кошки.

Села кошка под кусточек

Сыра скушала кусочек

Встала кошка, потянулась

Её шёрстка развернулась.

А теперь «Вокруг себя  повернись и в ребёнка превратись!»

-Сейчас вы дети, сядьте на свои места.

V.  Первичное закрепление  

 Работа  в парах

Воспитатель: Ребята, сейчас вы будите работать в парах. У вас на партах лежат детские журналы. Вы должны найти ответ на вопрос. Что ещё получает человек от этих животных? И рассказать нам. А, затем , мы оценим работу каждой пары.

Дети: (рассказывают)

Самооценка и взаимооценка детей.

VI. Закрепление  

 Ребята. посмотрите, перед вами лежат листы с заданиями . Вам нужно показать стрелками, какую пользу получает человек от данного животного.   Вики , Сони, Тани В.  Нужно выполнить только листы под номером 1. А, остальным, выполнить листы под номером 2. 

Дети: (работают самостоятельно)

Воспитатель: проверяем, как вы справились с заданием. Вывешиваем на доску  ваши работы. По порядку и называем свой ответ.

Самооценка и взаимооценка детей.

     VII.Итог занятия: Как называлась тема нашего занятия?

Итак, о каких домашних животных сегодня говорили?

-Какую пользу приносят домашние животные человеку?

 VIII.Рефлексия: А, сейчас мы узнаем, кто как сегодня работал? Посчитайте жетоны. Сколько зелёных жетонов у тебя Артём? Значит, ты считаешь, как ты работал? Рита как работал Артём? Вы согласны?

 Оценивание детей. Взаимооценка. Самооценка.

 Воспитатель:  

Чтобы быть здоровым, сильным, 

Мой лицо и руки с мылом.

Рано утром не ленись,

На физминутку становись. 

 Хочу подарить вам раскраски, дома можете их раскрасить и рассказать своим близким о пользе домашних животных.

Вы сегодня молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. Спасибо за работу.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

На следующем занятии мы продолжим говорить о домашних животных и узнаем, какую пользу человеку приносят такие животные как: собака, кошка и лошадь.

Занятие № 3

Тема: Самоподготовка

2 класс, разработала воспитатель высшей

квалификационной категории Овсянникова Г.В.

Чтобы быть здоровым, сильным, 

Мой лицо и руки с мылом.

Рано утром не ленись,

На физминутку становись. 

тром стрекоза проснулась, 

Потянулась, улыбнулась, 

Раз – росой она умылась, 

Два – изящно покружилась, 

Три – нагнулась и присела, 

На четыре – полетела. 

У реки остановилась, 

Над водою покружилась. 

 

Цель: повторение и закрепление материала, изученного на уроках.

Задачи:

Образовательная - выполнить домашнее задание по математике, русскому языку, чтению.

Коррекционно - развивающая   - развивать память, внимание, мышление, навыки и умения самостоятельной работы с учебником,

Воспитывающая  -воспитывать  навыки самоорганизации и самоконтроля, самостоятельность.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте друг друга поприветствуем улыбкой.Ведь улыбка  согревает теплом и улучшает настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любым заданием и добиться хороших результатов.

Чтобы нам настроиться на плодотворную работу давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Форточка».   Для концентрации внимания.

Минутный массаж ушных раковин.

 «Или разогреем ушки».

Молодцы, ребята, я думаю вы готовы к работе, а для начала проверьте все ли у вас готово к выполнению домашнего задания. ( учебники, тетради, ручки синего и зеленого цветов, карандаши).

2.Введение в тему.

-Скажите   зачем вы пришли в класс?  (ответы- учиться)

-Чем мы сейчас будем заниматься? (учить уроки)

Сообщение темы, цели

Цель.

-Значит у нас сейчас будет самоподготовка , на которой мы с вами будем повторять и закреплять знания, которые вы сегодня получили на уроках.

-На предыдущей самоподготовке  вам было задано домашнее задание по двум предметам, а  к каким урокам вы будете выполнять домашнее задание сегодня?(называют уроки, названия вывешиваю на доске).

- На какой день мы учим уроки?(на завтра)

Задачи:

А, чтобы завтра чувствовать себя на уроках уверенно, вы должны  хорошо подготовиться. Для этого вам необходимо выполнить домашнее задание по математике, русскому языку, чтению.

-Какое время года?

-Какой месяц?

-Какой праздник приближается?

-Кому мы  пишем письма  на Новый год и заказываем подарки? (Деду Морозу).

-Сегодня , ребята он пришел к нам в гости, и хочет посмотреть, как вы умеете работать и заслуживаете ли вы подарков, которые у него просите в новогодних письмах.

-Покажем Деду Морозу как  мы умеем работать?

-А для этого вы должны показать всю свою старательность, быть внимательными, красиво и аккуратно писать  в тетрадях, отвечать правильно на вопросы, не выкрикивать с места, а поднимать руку, а если найдете ошибку, то аккуратно ее зачеркнуть и сверху напишите правильную букву или цифру, не отвлекайте  и не мешайте другим.

Критерии.

После каждого предмета и в конце  самоподготовки вы будете свою работу оценивать по известным вам критериям , если у вас все получилось оцените себя смайликом  зеленого цвета – Молодец!, если  почти со всем справился сам – смайликом желтого цвета – Хорошо!, если ничего не выполнил и не понял домашнее задание, то смайликом красного цвета – старайся!, но таких я надеюсь у нас не будет.

За активную работу и правильные ответы на мои вопросы Дед Мороз  будет давать вам по  снежинке. Кто наберет большее количество снежинок, в конце занятия получит одну большую снежинку зеленого цвета, 4,5 снежинок –получит снежинку желтого цвета, а у кого будет 3  и меньше снежинок –красную снежинку.

затем из своих снежинок  вы сделаете одну цепочку и украсите ей нашу ёлочку, прикрепив ее магнитом  напротив своего имени . А затем мы все вместе посмотрим чья  цепочка получилась самой длинной, значит тот был  самым активным и внимательным и у него все получилось.

-А почему снежинки будет давать Д.М.?( время года зима)

-Д. Морозу интересно с какого предмета мы начнём выполнение домашнего задания?

- Правильно, сначала выполним домашнее задание по математике. Затем по письму, а потом по чтению.

Отвечали на вопросы  и были активными и Леша, Настя…. За это Д.М. дарит им по снежинке.

Давайте вспомним  правила самоподготовки: Правило «3-х «Я» (Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам себя оцениваю.)

  1. МАТЕМАТИКА.

Прежде, чем приступить к выполнению домашнего задания по математике проведём небольшую математическую разминку. За правильный ответ, самые активные получают снежинку.

Дидактическая игра по математике. Внимание на экран. СЛАЙДЫ.

  • Число, которое вы видите на экране увеличьте на один.
  • Следующее число уменьшите на один.
  • Назовите числа в порядке возрастания.
  • Назовите числа в порядке убывания.

Дети ответившие на вопросы заработали снежинки от Д.М.

-Откройте  тетради с классной работой и учебники по закладке на стр.

___________, найдите №  ___________.

-Кто помнит сколько столбиков нужно выполнить?

- У всех задание одинаково? (да, нет)

-Давайте прочитаем задание.

- С каким знаком мы будем решать примеры? (со знаком» «+»)

-Знак «+», значит, какое действие будем выполнять?

-Назовите компоненты при сложении.

-Посмотреть как решали  такие же примеры на уроке.

-Всем задание понятно? У кого возникнут трудности, обратитесь за помощью ко мне.

-Сколько клеток отступаем от классной работы? (четыре, а в пятой пишем).

Дети, ответившие на вопросы заработали по одной снежинке.

Для того чтобы ваши цифры при выполнении домашнего задания были аккуратными и красивыми сделаем пальчиковую гимнастику.

 «Курица»

Задание выполняете самостоятельно, решив примеры, проверьте их, если допустили ошибку, зачеркните её, сверху  карандашом напишите правильный ответ.

Настя поменяется тетрадями для взаимопроверки с  Дашей В.,     Леша с Дашей К.,  а Илья О.,  Илья Ф., Вадим и Костя покажут тетради мне.

После выполнения задания вы оцените свою работу и того у кого проверяли тетради.

    -Приступаем к выполнению домашнего задания.

Сядьте все правильно. Пожалуйста, будьте внимательны, не отвлекайте и не мешайте друг другу. Делайте аккуратно. Не торопитесь. У вас всё получится. Кто справится раньше, поднимите руку я дам дополнительное задание.

Самостоятельное выполнение задания детьми.

(Если кто-то долго выполняет , дети помогают друг другу,

кто справится раньше,  я предлагаю поработать по карточкам даю дополнительное задание).

ОЦЕНКА, ВЗАИМООЦЕНКА СМАЙЛИКАМИ

  1. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Разминка на закрепление правила

-Откройте  тетради с классной работой и учебники  по закладке на стр.

___________,  найдите упражнение ___________.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-На какое правило?

-Давайте вспомним его. (проговариваем вместе, по одному).

-Как переносятся слова с одной строчки на другую?

-Можно – ли оставить одну букву на строчке или переносить?

Дети, ответившие на вопросы заработали снежинки от Д.М.

-Всем все понятно? У кого возникнут трудности, обратитесь за помощью ко мне. Не забывайте о правильном соединении букв.

Выполнять упражнение будете самостоятельно. После выполнения оцените свою работу по критериям.

Обмен тетрадями.

Самостоятельное выполнение задания. Проверка, взаимопроверка.

ОЦЕНКА, ВЗАИМООЦЕНКА СМАЙЛИКАМИ

Давайте немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА «Мышка».

Вышла Мышка как-то раз,

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежала Мышка вон.

  -Ребята, а почему мы делали физминутку «Мышка»? (следующий год мыши)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. По карточкам, дети выходят к доске и поводят  самостоятельно.

  1. ЧТЕНИЕ.

-Какое у вас домашнее задание по чтению? Кто помнит?

-Откройте учебник на стр. _______, Найдите рассказ, который нужно прочитать.

-Ребята, в рассказе встречаются  трудные слова, послушайте меня кА нужно их правильно читать, затем прочитаем все вместе.

(читаем (сама, вместе, по одному дети)  по карточкам, которые вывешиваю на доске).

-Что делали? (Читали слоги, слова), 

-Для чего? (чтобы правильно читать).

Дети, ответившие на вопросы заработали по снежинке от Д.М.

-Читать рассказ будете все вместе вслух, по цепочки  и каждый тихонько про себя.

Прочитав, вы должны оценить свою работы по критериям.

-Сначала я прочитаю рассказ. Вы внимательно слушайте и следите. Обращайте внимание, где я делаю паузы. (Читаю рассказ)

-Давайте прочитаем все вместе.

-Теперь читаем цепочкой по одному предложению до точки.

(говорю, кто за кем читает)

- А теперь каждый читает тихонько самостоятельно в полголоса, чтобы не мешать другим, но я каждого из вас услышу. Настя читает Илье О., Даша К. Леше, Даша В. Илье Ф.,   а Вадик  и  Костя почитают мне.

ОЦЕНКА, ВЗАИМООЦЕНКА СМАЙЛИКАМИ

-Д.М. хочет знать, как вы оцените своё выполнение домашнего задания? Почему?

Итоговая ОЦЕНКА, ВЗАИМООЦЕНКА СМАЙЛИКАМИ  за занятие.

-На протяжении всей самоподготовки вы получали снежинки, обратим внимание на доску, кто же был сегодня самым активным, (Подсчет снежинок вывешенных на доске)

 набравший 4 снежинки получает одну большую -зеленую, 3 -  получает желтую снежинку, 1-2 –красную снежинку.)

- Ребята, выйдите к доске и украсьте елочку своими снежинками.

Видите, какая нарядная елочка у нас получилась.

 ИТОГ.

-По всем урокам мы смогли выполнить домашнее задание?

 -По каким предметам мы выполняли домашнее задание?

- Что сделали?

(По математике  решали примеры.

 По   русскому   –   составляли   предложения,   писали  упражнение.

По чтению – читали, отвечали на вопросы).

-Для чего мы это делали?

( Чтобы хорошо читать,  писать, получить хорошие оценки на уроках)

-Легким  ли для вас было сегодняшнее домашнее задание ?

- Кто испытывал трудности при выполнении?

Раздается стук в дверь входит Д.М. и благодарит ребят за работу и вручает небольшие подарки. (благодарим Д.М. и прощаемся с ним)

-Наша самоподготовка подошла к концу, а как вы выполнили домашнюю работу, узнаете, если прочтете надпись на доске «МВУОВАЛКНОСЧДЕВЦТЖЫ»,  читать надо каждую выделенную букву.

Занятие № 4

Тема: Самоподготовка

5 класс, разработала воспитатель первой

квалификационной категории Мухина О. Н.

2 блок. Общешкольные праздники

Занятие № 1

Тема: «Осенние краски» для 1-4 классов,

разработала воспитатель высшей

квалификационной категории Овсянникова Г.В.

Цель – расширить представления учащихся об окружающем мире - о времени года - осени.
Задачи:

  1. . расширить знания  учащихся о приметах и красках осени;  
  2. развивать творческие способности  учащихся;
  3. воспитывать умения работать в команде, взаимодействовать, находить общие решения в нестандартной ситуации;

Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов. 

Оформление:

  • выставка рисунков об осени; 
  • столы накрытые скатертями;
  • выставка овощей и фруктов. 

Оборудование:
Инвентарь необходимый для проведения конкурсов, костюм Осени, Кикиморы, Старичка-Лесовичка,  Сентябринки, Октябринки, Ноябринки,
 маски грибочков, осенние листья.

 (На фоне музыки выходят ведущие 2  учащихся и 1 взрослый)

 

 1 ребенок  Илья О.

Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычат в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.

2 ребенок Матвей Б.

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.

Ведущий.  Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые.
Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть.

Раньше, когда с полей и огородов урожай уже весь был убран, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на праздник, который посвящается самому красивому времени года-осени.

 Сегодня на празднике прозвучат стихи, песни, загадки, поиграем в разные игры.

 Итак, мы начинаем!

 (Под песню «Листья желтые»  учащиеся 3 класса входят в зал и читают стихи)

Артем. Пролетело лето, как большая птица,
Вот уже и осень в двери к нам стучится.
И листок березки тихо и печально.
Падает на землю, словно бы нечаянно.

Таня  Ш.. В золотой карете,
что с конём игривым.
Проскакала осень.

По лесам и нивам.
Добрая волшебница,
Всё переиначила.
Ярко жёлтым цветом,
Землю разукрасила.

Савелий. Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года -
Осенью зовётся.

Полина. Так давайте славить осень.
Песней, пляской и игрой,
Будут радостными встречи
Осень, это праздник твой.

Ведущий. Здесь мы праздник радостный,    Весело встречаем.

 Приходи, мы ждём тебя, Осень золотая!

(Звучит музыка, появляется Осень и разбрасывает листья).

Осень. - Вы обо мне? - А вот и я, здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

 Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год.

За летом - следом мой черед.

Вы рады встретиться со мной?

Ведущий: Осень просим тебя занять почетное место на нашем празднике и послушать песню, которую ребята специально приготовили для тебя ребята 3 класса.

Песня «Наступила после лета» 


Ведущий. Ребята,  а Осень пришла к нам не одна, а привела на праздник 3 -х сестричек.  А как их звать вы узнаете, отгадав мою  осеннюю загадку.

Загадка 1.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли,
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Дети хором: Сентябрь!

Звучит музыка П. Чайковского из цикла «Времена года: Сентябрь»

Входит девочка Сентябринка.


Сентябрика НАСТЯ П:

 Я, ребята, Сентябринка.
Паутинка, Сентябринка.
Листья крашу в красный цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам!


(Даёт корзинку с ягодами, овощами, фруктами Ведущему)

Ведущий: Ах, какая у тебя красивая корзина! Да тут все перепутано – и овощи и фрукты, и ягоды  -  все вместе лежит. Давайте, ребята, поможем Сентябринке все разобрать по разными кучкам. Овощи в одну кучку, фрукты в другую, ягоды в третью. Задание будет выполнять каждый класс самостоятельно.

1. Игра «Разобрать корзину»

Осень.  Молодцы, ребята справились с заданием Сентябринки. А  что можно приготовить из овощей и фруктов?  (спросить по очереди классы)

Ведущий:  Какие вы молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями. Оставайся с нами на празднике  Сентябринка.

Осень. А для ребят – новая загадка.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)


Звучит музыка П. Чайковского «Октябрь»

Октябринка:  ДАША К.

Я, ребята, Октябринка – Золотинка и Дождинка.
Много дел в октябре, на земле, во дворе.
Надо овощи убрать и припасы запасать.
Скоро близится зима, скоро будут холода.


Ведущий: Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

В октябре и лист на дереве не держится.  

В октябре начинается листопад и часто идут дожди  и сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дождь – ветер»

Игра «Дождь – ветер»

Дети делятся на 2 команды:1-дождь,2-ветер. Команда «Дождя» (3 класс ) - при взмахе руки изображает звуки дождя: «кап, кап, кап.». Команда «Ветер» (4 класс) изображает звуки ветра : «у-у-у-у-у», дождь с ветром.

Ведущий. Видишь, Октябринка, какие ребята молодцы. Оставайся и ты с нами на празднике.

 А для вас, ребята следующая загадка, чтобы вы узнали третьего гостя.

Поле чёрно-белым стало.  

Падает то снег, то дождь.
А ещё похолодало,      

Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи  

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Ноябринка. УЛЯ Б.

 Я третий месяц осени

Я злату осень провожаю,

А зиму белую встречаю.

Осень. Ноябрь – последний месяц осени. Ноябрь – ворота  зимы.

Оставайся и ты, Ноябринка с нами на празднике.

Ведущий:  Обратите внимание, ребята, сколько листиков к нам прилетело. А они не простые, а с загадками.
Сейчас  каждый класс по очереди  их отгадает.

Конкурс загадок

1.Летом вырастают, а зимой опадают? (листья)

2.Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт – убаюкивает? (дождь)

3.Она под осень умирает

И вновь с весною оживает

Коровам без неё беда

Она их главная еда . (трава)

4.Была ребенок

Не знала пеленок.

А старой сала,

Сто пеленок иметь стала (капуста

5.Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли,

 Ели, да хвалили. (Картошка)

6.В дождь их стоит обувать,

И по лужам в  них шагать.

Для любой найдем ноги

Из резины … (Сапоги)

Ведущий:  Молодцы, ребята! Уважаемая Осень, ребята очень ждали тебя и приготовили для тебя сюрприз.

Осень. Какой?

Ведущий:   ТАНЕЦ с зонтиками – исполняют учащиеся 4 класса


Осень.  Я приготовила для вас тоже  подарок - вот эту коробочку, и закрыла ее, чтобы в дороге ничего не потерялось. Но закрыла я ее не ключиком, а волшебными словами и эти слова написала на трех кленовых листочках, чтобы не забыть. Но вот беда, какая случилась - подул сильный ветер и разбросал эти листочки по всему осеннему лесу. А без волшебных слов я не могу открыть коробочку. Мне нужна помощь. Вы смогли бы мне помочь?

Дети. Да!

Осень. Тогда вперед! Закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в осенний лес.

(Звучит запись шума леса)

Вот мы попали в осенний лес. Как же нам найти волшебные листочки? Может, нам помогут лесные жители? Слышите, кто-то приближается!

(Звучит веселая фонограмма, выбегает Кикимора Болотная

 и исполняет танец)

Кикимора Болотная.

Я красавица залетная,

Я Кикимора Болотная!

Тиной вся я разукрашена,

Ой как вся я напомажена!

Я такая красотуля!

Кто сказал, что я грязнуля?

У нас в болоте грязь в почете.

Осень. Хватит, хватит, Кикиморушка, расхваливаться, мы не свататься к тебе пришли, мы по делу!

Кикимора Болотная. По какому делу? Я ничего предосудительного не делала, веду достойный образ жизни! Что вы от меня хотите?

Осень. Да мы не к тебе, а по делу пришли, в этот прекрасный лес! Мы с ребятами ищем листочки с волшебными словами. Они должны быть здесь. Ты, Кикимора, случайно не видела их?

Кикимора Болотная. Листочки?.. М-да... Вчера дул сильный ветер. Прилетел один очень интересный листочек. На нем каракули еще какие-то были...

Осень. Ой, наверно, это именно один из листочков, которые мы ищем. А ты не отдашь его нам?

Кикимора Болотная. Что значит - отдашь? Я его сама нашла, значит, у меня он и останется!

Осень. Но это же мой листочек!

Кикимора Болотная. А вот теперь докажи, я его у тебя не брала, я его на земле подобрала! Ну, я могу его вам уступить, если выполните мое задание

Осень. Ну что, ребята, попробуем?

Кикимора Болотная. Задание для самых быстрых и сообразительных ребят. Нужно составить листочки из маленьких кусочков, какой класс быстрее справится?

(Каждому классу раздаются разрезанные  кленовые листочки. Под веселую музыку  нужно собрать пазлы из  листочков)

Осень. Молодцы, ребята,  с этим заданием справились! Кикимора, отдавай нам наш листок!

Кикимора Болотная. Ну, хорошо, хорошо, вы честно заработали волшебный листочек. А уж дальше справляйтесь сами! (Отдает Осени листок и уходит).

Осень. Ну что, ребята! Один листочек есть, еще два нужно

Ведущий. Ребята, а знаете ли вы, что после дождика  осенью сразу вырастают грибы.

Встречайте грибочки.

(Выходят трое ребят, наряженных грибами  и исполняют частушки. У одного Грибочка на шляпке заветный листочек)

ЧАСТУШКИ  про осень. Алеша, Илья, Валера

1.Мы осенние частушки

Пропоем для вас сейчас

Громче хлопайте в ладоши

Веселей встречайте нас.

2.Как красиво все кругом

Золотым осенним днем

Листья жёлтые летят

Под ногами шелестят.

3.Осень чудная пора

Любит осень детвора

В лес с корзинками мы ходим

Много там грибов находим.

4.Любим свеклу мы, морковку

И капусту тоже есть

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть.

5.Мы на праздник Урожая

Натощили овощей

После выставки наш повар

На обед наварит щей.

Осень. Ну, вы уж нас простите, Грибочки, только мы ищем один волшебный листочек, который как раз приклеился к вашей шляпке!

Гриб 2 ЛЕША. И вы, конечно, сейчас попросите его вам отдать?

Осень. Да, но мы за это можем для вас тоже что-нибудь сделать.

Ведущий. А сейчас мы проведем для ребят игру и проверим, знают ли они, грибы.

 Игра  «Грибы-грибы»

Ведущий  Вам нужно по  описанию отгадать, что это за гриб.

 Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

 Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

 Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

 Этот гриб растет только под березой. (Подберезовик)

 А этот гриб растет только под осиной. (Подосиновик)

Осень. Видите, Грибочки, справились ребята с заданием. Отдавайте нам листик?

Гриб Леша. Конечно, отдам, вы честно его заработали. Раз обещал - вот вам листочек. А дальше сами.

(Отдает листочек и уходит)

Осень. Вот и второй листочек есть у нас. Еще один остался. Кто же нам поможет?

(Выходит Старичок-лесовичок)

 Осень. Ой, кто это?

 

Старичок -  Лесовичок  ИЛЬЯ О.

А вы, какими судьбами здесь оказались?

Осень. Старичок-лесовичок! Мы с ребятами ищем листочки с волшебными словами. Два нам уже отдали Кикимора и Грибочки. Еще одного не хватает. Может, ты поможешь нам?

Старичок-лесовичок. А чего ж добрым людям не помочь! Помогу! Только и вы для меня постарайтесь. Я ведь в лесу один живу. И мало чего вижу интересного. Ну вот подумайте, какая может быть в лесу культурная программа? Подумали? То-то... (Разводит руками) Вот исполните-ка для меня что-нибудь интересное, дайте старичку порадоваться!

Ведущий: Порадуем Старичка-лесовичка? Послушай в исполнении ребят  4 класса

Песня «Осень постучала золотым дождем»

Старичок-лесовичок. Ну, удружили! Отдам я листочек, пусть он вам поможет! (Отдает листочек, уходит)

Осень. Вот и листочки все на месте. Теперь мы сможем прочесть волшебные слова и открыть мою коробочку.

(Читает слова, написанные на трех листочках) 

Осень, осень, помоги,

Волшебство нам подари.

Сундучок открой скорей –

Будет праздник у детей!

Вот и открылась моя коробочка. В ней угощение для вас. Вы это заслужили!  

(Раздает детям фрукты)

Осень: А, мне  пора спешить... Зима наступает. В следующем году мы обязательно встретимся. До скорых встреч!

Ведущий: Вот и ушла от нас Осень, но не навсегда. Зимой она будет спать под снежным покрывалом, а через год снова вернется.

 Уходит осень щедрая от нас

 Её теплом мы были все согреты

 И пусть останется в сердцах у вас

 Наш праздник

 До свиданья, в добрый час!

Всем спасибо за внимание и участие в празднике.

  1. Критерии самооценки и взаимооценки результатов работы учащихся

на внеклассных занятиях

Вариант № 1.

На доске висят критерии оценки и лестница успеха. На партах, у каждого учащегося, лежат листы оценки,  с прописанными  этапами заданий.

На каждом этапе работы учащиеся оценивают свою работу и работу своих товарищей с помощью смайликов зеленого, желтого и красного цветов.

А затем в оценочном листе закрашивают круг карандашом того  цвета, которым себя оценили.

А в конце проводится  самооценивание и взаимооценивание по критериям.

Учащиеся  выходят к доске и с помощью магнита  прикрепляют  свой смайлик на ту ступень лестницы успеха, по которой он работал.

  • Я молодец!  У меня все получилось  – Смайлик зелёного цвета.
  • Хорошо! Почти со всеми заданиями  справился сам, –  смайлик жёлтого цвета
  • Мне надо стараться! Не все смог выполнить и понять – смайлик красного цвета.

Вариант № 2

 После каждого выполненного задания, учащиеся оценивают результаты своей работы и работу одноклассников по критериям, затем  прикрепляют смайлик напротив своего имени на магнитной доске.

В конце нашего занятия смотрим, как кто работал и оценим себя и друг друга по следующим критериям:

  • Я узнал…  
  • Я учился…
  • Я похвалил бы…

Вариант № 3

Обратите внимание на доску,

  • Выполнил задание правильно, без ошибок и отвечал полным и правильным ответом на вопросы, тот получит жёлтую  звёздочку;
  • Выполнил с ошибкой или с помощью воспитателя или детей - оранжевую звёздочку;
  • Совсем ничего не выполнит - малиновую.

Вариант № 4.

После каждого этапа и в конце занятия свою работу и работу одноклассников вы оцените по критериям:

  • Сегодня на занятии я узнал...
  • Сегодня на занятии я понял...
  • Сегодня на занятии я решил...
  • Я хочу похвалить ……

Вариант № 5

За активную работу и правильные ответы на вопросы вы будите получать жетоны, которые воспитатель вывешивает напротив имени ребенка, написанные на доске. Кто наберет за занятие большее количество жетонов, значит, тот был самым активным и внимательным и у него все получилось.

Результативность внеурочной деятельности предполагает приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Спецификация

Назначение диагностического инструментария – проверить формирование личностных результатов

Подходы к отбору содержания диагностики:

1.индивидуальный

2.информационный

3.системный

4.дифференцированный

Структура диагностического пакета – оценка достижений личностных результатов проводится согласно разработанной системе оценок с учетом ФГОС

.

Время проведения диагностики – за две  недели до окончания  каждого полугодия.

Необходимые материалы и оборудование:

письменные формы:

-анкета      «Будем знакомы»

-анкета «История моей семьи»

-анкета «Я и моя семья»

-анкета «Я и мои друзья»

-анкета «Я и моя школа»

-«Неоконченное предложение»

устная форма:

-интервью

-беседа

наблюдения:

-ребенка в разных видах деятельности

-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательное, спортивное, досуговое, трудовое, игровая деятельность)

проективные  игровые и рисуночные методики:

-рисунок семьи

-рисунок домики

-рисунок несуществующего животного

-дерево

-четыре персонажа

-почта.

Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности - по содержанию задания составляются с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Дополнительные материалы и оборудование – сюжетные картинки,  таблицы, рисунки, напечатаны на отдельных листах.

Рекомендации по подготовке к работе - положительный настрой учащихся.

В мониторинге представлены таблицы, в которых прописаны результаты по социально - нравственному развитию.

Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням:

Пониженный (первый) уровень – 0- до 1 балла.

Средний (второй уровень) – выше 1 до 2 баллов.

Повышенный (третий уровень) – от 2 - 3 баллов.

Достижение третьего (повышенного) уровня личностных результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

.

Диагностический инструментарий

Система оценки  достижения личностных результатов внеурочной

деятельности по трем уровням

Уровни

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Пониженный

(первый)

приобретение первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта

0 - задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

1 - выполнено по словесной инструкции.

2 - выполнено с опорой на образец.

3 - задание выполнено полностью самостоятельно

Средний

(второй)

получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения

Повышенный (третий)

получение обучающимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения

взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде

  1. Используемая литература

1. Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», Издательство ГНОМ и Д, Москва, 2008г.

 2. Интернет - ресурсы. Сайт «Почемучка».

3.М.В.Лучич «Детям о природе». Изд-во «Просвещение», М.,1989г.

4. Г.Я.Затулина «Конспекты занятий по развитию речи». Центр педагогического образования, 2008.

 5. Е. Е.Полозова «Продуктивная деятельность». ЧП Лакоценин С.С.

6. А.В. Печерога «Развивающие игры для школьников». Издательство: Вако,2010г.

7. Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год

8. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год

9. Интернет – сайт « Школьная гигиена »

10. Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология» Москва, «Высшая школа» 1985 год

11.Русский язык 2 кл.

12. Математика, 2 кл.

13.Чтение 2 кл.

14.

15

16.

17. .Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-школьников в условиях дидактической игры. М., 2013г.

18. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е. И. Радиной, М. И. Поповой. - Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 1972.

19. Козлова М.А. Классные часы.1-4 классы. Внеклассная работа .ФГОС.2016 г.

20. Мастерская учителя.3-4 классы. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий ФГОС, 2017г.

21. Васильева Е.В. Нравственное воспитание учащихся. Разработки внеклассных мероприятий,2008г.

22. Лебедева  А.А. Е.В.Трушина Развитие социокультурных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, издательство ВЛАДОС, 2019.

23. Петров В.М. Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры, забавы для детей. М.: Сфера,1998.

5.Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия

  • Наглядные картинки, карточки, необходимые материалы  в соответствии с тематикой занятия;
  • Листы самооценки, смайлики и жетоны для оценивания
  • Словарные слова;

Технические средства:

  • Проектор;
  • Ноутбук;
  • Моноблок

и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочие материалы 4 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочие материалы по учебным предметам 4 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))...

Рабочие материалы 3 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочие материалы 3 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))...

Занятие учителя-дефектолога с детьми с умственной отсталостью по сенсорному развитию во 2 классе.

Занятие дефектолога с детьми с умственной отсталостью во 2 классе по сенсорному развитию....

Методические рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью

Материал содержит методические рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 10-15 лет

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 10-15 лет с нарушением интеллекта.  Направленность....