Курс ВД
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МБОУ "Туринская средняя школа"
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
"Рекомендовано" МО учителей ______________________ Протокол № __________ От _______________________2021 г. Руководитель МО: _______________ | "Утверждено" Заместитель директора по УВР: __________________________________ __________________________________ От ________________________ 2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
"Пишичитай" 1 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: практическая (предупреждение ошибок устной и письменной речи)
Возраст обучающихся: 7 лет
Разработчик (педагог): Костелова Юлия Юрьевна
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Пишичитай» в 1 классе составлена на основе:
1. Требований к результатам освоения Образовательной программы основного и начального общего образования МБОУ «Туринская средняя школа»;
2. Авторской программы Л.Н. Ефименковой по предупреждению возникновения дисграфии и дисленсии у обучающихся 1-4 классов ООП. : Национальный книжный центр 2015 г.
Планируемые результаты освоения программы курса:
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформирована:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
- развитие познавательных навыков учащихся.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к освоению русского языка и чтения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
Регулятивные
Обучающийся научится:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• осуществлять элементарный контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
- строить сообщения в устной форме;
- строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять анализ;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать устную и письменную речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные
Обучающийся научится
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Рефлексировать
- Целеполагать
- Планировать
- Моделировать
Место курса в образовательном процессе
- Количество занятий в неделю- 2 (всего 66 занятий в год) Продолжительность занятия для данной возрастной категории составляет 30 минут.
Содержание программы ВД
- Программа состоит из четырёх частей, рассчитанных на 4 четверти.
- Задания, составляющие основу программы групповых занятий курса, вводятся в качестве отдельных упражнений на занятиях и классифицированы по основным целям воздействия.
- При планировании занятий учитывались тема, поставленные цели, подбирались такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным.
Формы организации занятий:
- Программа предусматривает групповую форму организации учебной работы с использованием следующих методов: исследовательский, наглядный, словесный, практический, проблемно-мотивационный.
Диагностика реализации программы.
- Формой диагностики реализации программы является успешное освоение ООП, защита проектов, исследовательских работ, участие в олимпиадах различного уровня.
Календарно- тематическое планирование
I четверть (17 занятий)
№ общ. | № п/п | Дата план. | Дата факт. | Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа | Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи | Развитие неречевых процессов |
1 | 1 | Знакомство с частями артикуляционного аппарата. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Сад» | Игра «Четвертый лишний» | ||
2 | 2 | Знакомство с частями артикуляционного аппарата. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Сад» | Игра «Четвертый лишний» | ||
3 | 3 | Слово | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Огород» | Игра «Кто внимательный» | ||
4 | 4 | Предложение | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Огород» | Игра «Логические цепочки» | ||
5 | 5 | Предложение | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Фрукты» | Игра «Логические цепочки» | ||
6 | 6 | Понятие "гласный звук" и его схематическое обозначение. Уточнение произношения гласных звуков [А], [О], [У] и выделение их в начале слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Фрукты» | Игра «Кто внимательный» | ||
7 | 7 | Понятие "гласный звук" и его схематическое обозначение. Уточнение произношения гласных звуков [А], [О], [У] и выделение их в начале слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Фрукты» | Игра «Посчитаем слова» | ||
8 | 8 | Дифференциация [А - У]. Схематическое обозначение слогового ряда [АУ] - [УА]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Овощи» | Игра «Какое слово по порядку» | ||
9 | 9 | Дифференциация гласных первого ряда. Уточнение правильного звукопроизношения гласных звуков. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Овощи» | Игра «Чего не хватает» | ||
10 | 10 | Понятие "согласный звук" и его схематическое изображение. Уточнение произношения согласных звуков по месту и способу образования. Выделение согласного в начале слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Овощи» | Игра «Наоборот» | ||
11 | 11 | Уточнение понятий "звук" и "буква". Определение позиции звука, буквы в слоге, в слове. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Деревья, кустарники» | Игра «Деформированный текст» | ||
12 | 12 | Уточнение понятий "звук" и "буква". Определение позиции звука, буквы в слоге, в слове. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Деревья, кустарники» | Игра «Посмотри и скажи» | ||
13 | 13 | Развитие навыка выполнения звуко - буквенного анализа закрытого слога [ам]. Выделение согласного звука в конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Деревья, кустарники» | Игра «Кто как передвигается» | ||
14 | 14 | Развитие навыка выполнения звуко - буквенного анализа закрытого слога [ам]. Выделение согласного звука в конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Грибы» | Игра «Угадай кто?» | ||
15 | 15 | Развитие навыка выполнения звуко - буквенного анализа открытого слога. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Грибы» | Игра «Четвертый лишний» | ||
16 | 16 | Развитие навыка выполнения звуко - буквенного анализа открытого слога. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Грибы» | Игра «Поймай звук» | ||
17 | 17 | Определение позиции гласного звука в середине слова в односложных слова. Звуко - буквенный анализ этих слов. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Осень» | Игра «Наоборот» |
II четверть (15 занятий)
№ общ. | № п/п | Дата план. | Дата факт. | Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа | Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи | Развитие неречевых процессов |
18 | 1 | Закрепление навыков звуко - буквенного анализа односложных и двусложных слов. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Осень» | Игра «Четвертый лишний» | ||
19 | 2 | Закрепление навыков звуко - буквенного анализа односложных и двусложных слов. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Животные» | Игра «Посчитаем слова» | ||
20 | 3 | Выделение на слух гласного звука в конце слова. Звуко - буквенный анализ двусложных слов ( маки, раки ). Знакомство с понятием "слог". Деление слов на слоги. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Домашние животные» | Игра «Какое слово по порядку?» | ||
21 | 4 | Выделение на слух гласного звука в конце слова. Звуко - буквенный анализ двусложных слов ( маки, раки ). Знакомство с понятием "слог". Деление слов на слоги. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные» | Игра «Закончи предложение» | ||
22 | 5 | Выполнение звуко - буквенного анализа и синтеза трёхсложных слов ( машина, самолёт ). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные» | Игра «Наоборот» | ||
23 | 6 | Выполнение звуко - буквенного анализа и синтеза трёхсложных слов ( машина, самолёт ). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Птицы» | Игра «Посчитай слова» | ||
24 | 7 | Закрепление навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Домашние птицы» | Игра «Четвертый лишний» | ||
25 | 8 | Закрепление навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зимующие птицы». | Игра «Логические цепочки» | ||
26 | 9 | Закрепление навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах.
| Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие птицы». | Игра «Четвертый лишний» | ||
27 | 10 | Закрепление навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах со стечение согласных. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Продукты питания» | Игра «Чего не хватает» | ||
28 | 11 | Закрепление навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах со стечение согласных. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Продукты питания» | Игра «Закончи предложение» | ||
29 | 12 | Закрепление навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах со стечение согласных. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Вкусная и здоровая пища» | Игра «Наоборот» | ||
30 | 13 | Выделение гласных звуков в начале слова. Парные гласные: [А - Я], [У - Ю], [Ы - И], [Э - Е], [О - Ё]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зима» | Игра «Логические цепочки» | ||
31 | 14 | Выделение гласных звуков в начале слова. Парные гласные: [А - Я], [У - Ю], [Ы - И], [Э - Е], [О - Ё]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Новый год» | Игра «Четвертый лишний» | ||
32 | 15 | Закрепление навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах со стечение согласных | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Новый год» | Игра «Логические цепочки» |
III четверть (17 занятий)
№ общ. | № п/п | Дата план. | Дата факт. | Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа | Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи | Развитие неречевых процессов |
33 | 1 | Понятие "твёрдый и мягкий согласный звук" и их схематическое изображение. Дифференциация артикуляции твёрдых и мягких согласных . | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зима» | Игра «Поймай звук» | ||
34 | 2 | Понятие "твёрдый и мягкий согласный звук" и их схематическое изображение. Дифференциация артикуляции твёрдых и мягких согласных . | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Посуда» | Игра «Четвертый лишний» | ||
35 | 3 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Уточнение правильного произношения отдельных фонем: [Т -ТЬ],[ П - ПЬ], [Л - ЛЬ]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Посуда» | Игра «Кто внимательный» | ||
36 | 4 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Уточнение правильного произношения отдельных фонем: [Т -ТЬ],[ П - ПЬ], [Л - ЛЬ]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части тела» | Игра «Посчитаем слова» | ||
37 | 5 | Гласные первого и второго ряда. Звуки: [У - Ю] (рука - рюкзак). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части тела» | Игра «Какое слово по порядку» | ||
38 | 6 | Гласные первого и второго ряда. Звуки: [У - Ю] (рука - рюкзак). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Одежда» | Игра «Чего не хватает» | ||
39 | 7 | Звуки: [Ы - И ](рысь -рис). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Одежда» | Игра «Наоборот» | ||
40 | 8 | Звуки: [Ы - И ](рысь -рис). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Обувь» | Игра «Деформированный текст» | ||
41 | 9 | Звуки: [Э -Е]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Обувь» | Игра «Посмотри и скажи» | ||
42 | 10 | Звуки: [Э -Е]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Мебель.» | Игра «Кто как передвигается» | ||
43 | 11 | Звуки: [О - Ё]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Мебель» | Игра «Угадай кто?» | ||
44 | 12 | Звуки: [О - Ё]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Транспорт» | Игра «Четвертый лишний» | ||
45 | 13 | Мягкий знак "Ь" для обозначения мягкости согласных в конце слова ( брат - брать). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Транспорт» | Игра «Поймай звук» | ||
46 | 14 | Мягкий знак ("Ь" ) для обозначения мягкости согласных в середине слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Профессии» | Игра «Наоборот» | ||
47 | 15 | Разделительный твёрдый знак ("Ъ"). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Профессии» | Игра «Слова» | ||
48 | 16 | Дифференциация звуков [Й - И] (сарай -сараи). | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части суток» | Игра «Посчитай слова» | ||
49 | 17 | Звуки [В - Ф]. Уточнение произношения звуков [В - Ф] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части суток» | Игра «Четвертый лишний» |
IV четверть 17 (занятий)
№ общ. | № п/п | Дата план. | Дата факт. | Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа | Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи | Развитие неречевых процессов |
50 | 1 | Дифференциация звуков [П - Б]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые» | Игра «Поймай звук» | ||
51 | 2 | Дифференциация звуков [П - Б]. | Уточнение, расширение и 3активизация словаря по теме: «Насекомые» | Игра «Четвертый лишний» | ||
52 | 3 | Звуки [Т - Д]. Уточнение произношения звуков [Т - Д] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые» | Игра «Кто внимательный» | ||
53 | 4 | Звуки [Т - Д]. Уточнение произношения звуков [Т - Д] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Земноводные». | Игра «Посчитаем слова» | ||
54 | 5 | Дифференциация звуков [Т - Д]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Земноводные». | Игра «Какое слово по порядку» | ||
55 | 6 | Звуки [Г - К - Х]. Уточнение произношения звуков [Г - К - Х] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Рыбы». | Игра «Чего не хватает» | ||
56 | 7 | Звуки [Г - К - Х]. Уточнение произношения звуков [Г - К - Х] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Рыбы». | Игра «Наоборот» | ||
57 | 8 | Дифференциация звуков [Г - К - Х]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Млекопитающие». | Игра «Деформированный текст» | ||
58 | 9 | Дифференциация звуков [Г - К - Х]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Млекопитающие». | Игра «Посмотри и скажи» | ||
59 | 10 | Звуки [С - З]. Уточнение произношения звуков [С - З] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Охрана природы». | Игра «Кто как передвигается» | ||
60 | 11 | Звуки [С - З]. Уточнение произношения звуков [С - З] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Охрана природы». | Игра «Угадай кто?» | ||
61 | 12 | Дифференциация звуков [С - З]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето». | Игра «Четвертый лишний» | ||
62 | 13 | Дифференциация звуков [С - З]. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето». | Игра «Поймай звук» | ||
63 | 14 | Составление рассказов по серии картинок | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето». | Игра «Угадай кто?» | ||
64 | 15 | Составление рассказов по серии картинок | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето». | Игра «Четвертый лишний» | ||
65 | 16 | Составление рассказов по серии картинок | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето». | Игра «Поймай звук» | ||
66 | 17 | Олимпиада «Пишичитай-ка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"
Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....
Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".
Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные сказки. Проводится связь с общечеловече...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс
Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...