Курс ВД
методическая разработка

Костелова Юлия Юрьевна

Пишичитай 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_pishichitay_1_klass.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  "Туринская средняя   школа"

Эвенкийского муниципального района Красноярского края

"Рекомендовано"

МО учителей ______________________

Протокол №  __________

От _______________________2021 г.

Руководитель МО: _______________

"Утверждено"

Заместитель директора по УВР:

__________________________________

__________________________________

От ________________________ 2021 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

"Пишичитай"  1  класс

Направление: общеинтеллектуальное

Вид деятельности:  практическая (предупреждение ошибок устной и письменной речи)

Возраст обучающихся: 7 лет

Разработчик (педагог): Костелова Юлия Юрьевна

2021 – 2022 учебный год

                                                     

                                                     

                                               Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности « Пишичитай» в 1 классе составлена на основе:

1.  Требований  к результатам освоения Образовательной программы основного и начального общего образования МБОУ «Туринская средняя школа»;

2. Авторской программы Л.Н. Ефименковой  по предупреждению возникновения дисграфии и дисленсии  у обучающихся 1-4 классов ООП. : Национальный книжный центр 2015 г.

Планируемые результаты освоения программы курса:

Личностные результаты:

У обучающегося будет сформирована:

  •   широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  •   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
  •   развитие познавательных навыков учащихся.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к освоению русского языка и чтения;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Регулятивные

Обучающийся научится:

•  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        осуществлять элементарный контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом                        учебном материале.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • строить сообщения в устной форме;
  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осуществлять анализ;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • задавать вопросы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать устную и письменную  речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные

Обучающийся научится

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Рефлексировать
  • Целеполагать
  • Планировать
  • Моделировать

Место курса  в образовательном процессе

  • Количество занятий в неделю- 2  (всего 66 занятий в год)  Продолжительность  занятия для данной возрастной категории составляет 30 минут.

Содержание  программы ВД

  • Программа состоит из четырёх частей, рассчитанных на 4 четверти.
  • Задания, составляющие основу программы групповых занятий курса, вводятся в качестве отдельных упражнений  на занятиях и классифицированы по основным целям воздействия.
  • При планировании занятий учитывались тема, поставленные цели, подбирались такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным.

Формы организации занятий:

  •          Программа предусматривает  групповую форму организации учебной работы с использованием следующих методов: исследовательский,  наглядный,  словесный, практический, проблемно-мотивационный.

Диагностика реализации программы.

  •         Формой диагностики реализации программы является успешное освоение ООП, защита проектов, исследовательских работ, участие в олимпиадах различного уровня.

Календарно- тематическое планирование

I четверть (17 занятий)

общ.

п/п

Дата план.

Дата факт.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи

Развитие неречевых процессов

1

1

Знакомство  с частями артикуляционного аппарата.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Сад»

Игра «Четвертый лишний»

2

2

Знакомство  с частями артикуляционного аппарата.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Сад»

Игра «Четвертый лишний»

3

3

Слово

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Огород»

Игра «Кто внимательный»

4

4

Предложение

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Огород»

Игра «Логические цепочки»

5

5

Предложение

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Фрукты»

Игра «Логические цепочки»

6

6

 Понятие  "гласный звук" и его  схематическое обозначение. Уточнение произношения гласных звуков [А], [О], [У] и выделение их в начале слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Фрукты»

Игра «Кто внимательный»

7

7

Понятие  "гласный звук" и его  схематическое обозначение. Уточнение произношения гласных звуков [А], [О], [У] и выделение их в начале слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Фрукты»

Игра «Посчитаем слова»

8

8

Дифференциация  [А - У]. Схематическое обозначение слогового ряда [АУ] - [УА].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Овощи»

Игра «Какое слово по порядку»

9

9

Дифференциация гласных первого ряда. Уточнение правильного звукопроизношения   гласных звуков.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Овощи»

Игра «Чего не хватает»

10

10

Понятие "согласный звук" и его схематическое изображение.  Уточнение произношения согласных звуков по месту и способу образования. Выделение согласного в начале слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Овощи»

Игра «Наоборот»

11

11

 Уточнение понятий   "звук"  и  "буква". Определение позиции звука, буквы в слоге, в слове.  

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Деревья, кустарники»

Игра «Деформированный текст»

12

12

Уточнение понятий   "звук"  и  "буква". Определение позиции звука, буквы в слоге, в слове.  

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Деревья, кустарники»

Игра «Посмотри и скажи»

13

13

Развитие  навыка выполнения звуко - буквенного анализа закрытого слога [ам]. Выделение согласного звука в конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Деревья, кустарники»

Игра «Кто как передвигается»

14

14

Развитие  навыка выполнения звуко - буквенного анализа закрытого слога [ам]. Выделение согласного звука в конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Грибы»

Игра «Угадай кто?»

15

15

Развитие  навыка выполнения звуко - буквенного анализа открытого слога.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Грибы»

Игра «Четвертый лишний»

16

16

Развитие  навыка выполнения звуко - буквенного анализа открытого слога.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Грибы»

Игра «Поймай звук»

17

17

Определение позиции гласного звука в середине слова в односложных слова.  Звуко - буквенный анализ этих слов.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Осень»

Игра «Наоборот»

II четверть (15 занятий)

общ.

п/п

Дата план.

Дата факт.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи

Развитие неречевых процессов

18

1

Закрепление навыков звуко - буквенного анализа односложных и двусложных слов.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Осень»

Игра «Четвертый лишний»

19

2

Закрепление навыков звуко - буквенного анализа односложных и двусложных слов.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Животные»

Игра «Посчитаем слова»

20

3

Выделение на слух гласного звука в конце слова.   Звуко - буквенный анализ двусложных слов ( маки, раки ). Знакомство с понятием "слог".  Деление слов на слоги.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Домашние животные»

Игра «Какое слово по порядку?»

21

4

Выделение на слух гласного звука в конце слова.   Звуко - буквенный анализ двусложных слов ( маки, раки ). Знакомство с понятием "слог".  Деление слов на слоги.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные»

Игра «Закончи предложение»

22

5

Выполнение звуко - буквенного анализа и синтеза  трёхсложных слов  ( машина, самолёт ).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные»

Игра «Наоборот»

23

6

Выполнение звуко - буквенного анализа и синтеза  трёхсложных слов  ( машина, самолёт ).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Птицы»

Игра «Посчитай слова»

24

7

Закрепление  навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков  в словах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Домашние птицы»

Игра «Четвертый лишний»

25

8

Закрепление  навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков  в словах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зимующие птицы».

Игра «Логические цепочки»

26

9

Закрепление  навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков  в словах.

 

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие птицы».

Игра «Четвертый лишний»

27

10

Закрепление  навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков  в словах со стечение согласных.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Продукты питания»

Игра «Чего не хватает»

28

11

Закрепление  навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков  в словах со стечение согласных.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Продукты питания»

Игра «Закончи предложение»

29

12

Закрепление  навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков  в словах со стечение согласных.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Вкусная и здоровая пища»

Игра «Наоборот»

30

13

Выделение гласных звуков в начале слова. Парные  гласные: [А - Я], [У - Ю], [Ы - И], [Э - Е], [О - Ё].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зима»

Игра «Логические цепочки»

31

14

Выделение гласных звуков в начале слова. Парные  гласные: [А - Я], [У - Ю], [Ы - И], [Э - Е], [О - Ё].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Новый год»

Игра «Четвертый лишний»

32

15

Закрепление  навыков деления слов на слоги. Определение последовательности звуков  в словах со стечение согласных

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Новый год»

Игра «Логические цепочки»

III четверть  (17 занятий)

общ.

п/п

Дата план.

Дата факт.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи

Развитие неречевых процессов

33

1

Понятие "твёрдый и мягкий согласный звук" и их схематическое изображение. Дифференциация артикуляции твёрдых и мягких согласных .

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зима»

Игра «Поймай звук»

34

2

Понятие "твёрдый и мягкий согласный звук" и их схематическое изображение. Дифференциация артикуляции твёрдых и мягких согласных .

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Посуда»

Игра «Четвертый лишний»

35

3

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Уточнение правильного произношения отдельных фонем:  [Т -ТЬ],[ П - ПЬ],  [Л - ЛЬ].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Посуда»

Игра «Кто внимательный»

36

4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Уточнение правильного произношения отдельных фонем:  [Т -ТЬ],[ П - ПЬ],  [Л - ЛЬ].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части тела»

Игра «Посчитаем слова»

37

5

Гласные  первого и второго  ряда.

Звуки: [У - Ю] (рука - рюкзак).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части тела»

Игра «Какое слово по порядку»

38

6

Гласные  первого и второго  ряда.

Звуки: [У - Ю] (рука - рюкзак).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Одежда»

Игра «Чего не хватает»

39

7

Звуки:  [Ы - И ](рысь -рис).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Одежда»

Игра «Наоборот»

40

8

Звуки:  [Ы - И ](рысь -рис).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Обувь»

Игра «Деформированный текст»

41

9

Звуки:  [Э -Е].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Обувь»

Игра «Посмотри и скажи»

42

10

Звуки:  [Э -Е].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Мебель.»

Игра «Кто как передвигается»

43

11

Звуки:  [О - Ё].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Мебель»

Игра «Угадай кто?»

44

12

Звуки:  [О - Ё].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Транспорт»

Игра «Четвертый лишний»

45

13

Мягкий знак "Ь"  для обозначения мягкости согласных в конце слова ( брат - брать).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Транспорт»

Игра «Поймай звук»

46

14

Мягкий знак  ("Ь" )  для обозначения мягкости согласных в середине слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Профессии»

Игра «Наоборот»

47

15

Разделительный твёрдый знак  ("Ъ").

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Профессии»

Игра «Слова»

48

16

Дифференциация  звуков [Й - И]  (сарай -сараи).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части суток»

Игра «Посчитай слова»

49

17

Звуки  [В - Ф]. Уточнение произношения звуков  [В - Ф] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Части суток»

Игра «Четвертый лишний»

IV четверть  17 (занятий)

общ.

п/п

Дата план.

Дата факт.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Обогащение словарного запаса, формирование лексической стороны речи

Развитие неречевых процессов

50

1

Дифференциация звуков  [П - Б].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»

Игра «Поймай звук»

51

2

Дифференциация звуков  [П - Б].

Уточнение, расширение и 3активизация словаря по теме: «Насекомые»

Игра «Четвертый лишний»

52

3

Звуки  [Т - Д]. Уточнение произношения звуков  [Т - Д] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»

Игра «Кто внимательный»

53

4

Звуки  [Т - Д]. Уточнение произношения звуков  [Т - Д] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Земноводные».

Игра «Посчитаем слова»

54

5

Дифференциация звуков  [Т - Д].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Земноводные».

Игра «Какое слово по порядку»

55

6

Звуки  [Г - К - Х]. Уточнение произношения звуков  

[Г - К - Х] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Рыбы».

Игра «Чего не хватает»

56

7

Звуки  [Г - К - Х]. Уточнение произношения звуков  

[Г - К - Х] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Рыбы».

Игра «Наоборот»

57

8

Дифференциация звуков  [Г - К - Х].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Млекопитающие».

Игра «Деформированный текст»

58

9

Дифференциация звуков  [Г - К - Х].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Млекопитающие».

Игра «Посмотри и скажи»

59

10

Звуки  [С - З]. Уточнение произношения звуков  [С - З] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Охрана природы».

Игра «Кто как передвигается»

60

11

Звуки  [С - З]. Уточнение произношения звуков  [С - З] и выделение их из ряда звуков, слогов; в начале, середине, конце слова.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Охрана природы».

Игра «Угадай кто?»

61

12

Дифференциация звуков  [С - З].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето».

Игра «Четвертый лишний»

62

13

Дифференциация звуков  [С - З].

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето».

Игра «Поймай звук»

63

14

Составление рассказов по серии картинок

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето».

Игра «Угадай кто?»

64

15

Составление рассказов по серии картинок

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето».

Игра «Четвертый лишний»

65

16

Составление рассказов по серии картинок

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Лето».

Игра «Поймай звук»

66

17

Олимпиада «Пишичитай-ка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"

Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"

В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".

Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные  сказки. Проводится связь с общечеловече...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...