Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
план-конспект занятия (4 класс)
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим". 4 класс.
Это мероприятие направлено на приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, в процессе игры закрепить и углубить знания детей о предметах народно – прикладного искусства, развивать творческий потенциал каждого ребенка, развивать речевую активность, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinu_my_pomnim_starinu_my_chtim.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа № 10 г. Феодосии Республики Крым».
Внеклассное мероприятие.
Тема. Старину мы помним, старину мы чтим.
Класс 4-А
Дата 10.02.2017г.
Учитель начальных классов Чернюк Т. Е.
Конкурс – викторина
«Старину мы помним, старину мы чтим»
Цели: - приобщать ребят к национальной культуре и традициям русского народа;
- в процессе игры закрепить и углубить знания детей о предметах народно – прикладного искусства;
- развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- развивать речевую активность, память.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Дети разбиваются на две команды: команда девочек – «Красны девицы», команда мальчиков – «Добры молодцы», каждая команда выбирает капитана. Выбирается жюри.
Ход мероприятия
Ведущий.
Сегодня в нашем конкурсе соревнуются две команды. Команда «Красны девицы», поприветствуем их! И команда «Добры молодцы», они тоже с нетерпением ждут ваших бурных, но непродолжительных аплодисментов.
Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них красота родной природы
И мудрость древняя веков.
Наша тема: «Старину мы помним, старину мы чтим». Вот сейчас мы и посмотрим, насколько мы ее помним и насколько чтим. Оценивать ваши знания и умения будет уважаемое жюри. А начнем мы с хорошо вам знакомых русских народных пословиц. Но называть по очереди известные пословицы – это было бы слишком просто и неинтересно. Мы решили вас немного запутать. Вам нужно выбрать правильный ответ из трех предложенных.
Руку поднимайте, быстро отвечайте,
А жюри сейчас попросим –
Баллы назначайте!
За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. В конце игры подсчитаем все полученные командами фишки и определим победителя. Итак, начали!
Конкурс «Пословица – тест»
1.Без труда не вытащишь и рыбку из:
а) кармана;
б) подо льда;
в) пруда.
2.Есть терпение, будет и:
а) денег куча;
б) умение;
в) хорошая погода.
3.Без дела жить – небо:
а) коптить;
б) подпирать;
в) не видеть.
4.Птицу узнают по полету, а человека:
а) по зубам;
б) по прическе;
в) по делам.
5.Умелец да рукоделец и себе, и людям:
а) что – то подкинет;
б) радость приносит;
в) неприятности создает.
6.Землю красит солнце, а человека:
а) красивая прическа;
б) труд;
в) новое платье.
Ведущий. Молодцы, ребята! Еще издревле любили русские люди свой быт художественными изделиями украшать. А какие русские народные промыслы знаете вы?
Конкурс «Домашнее задание»
Команды по очереди рассказывают о старинных народных промыслах.
Вятская игрушка, или дымка – команда Красны девицы».
1 – участница.
Славилась Россия чудо мастерами:
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
2 – участница.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что – то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что – то есть от радости,
Гремящей, как басы!
3 – участница.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
4 - участница. Глина – один из самых распространенных природных материалов. Издревле из неё изготавливали различные предметы обихода.
5 - участница. Первая вятская ярко окрашенная фигурка – это свистулька. Она была изготовлена в честь праздника « Свистопляски ». В этот день жители городов с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистульки, чтобы отпугнуть злых духов.
Ведущий. А какими именно игрушками славились дымковские мастера? ( Барышня – водоноска, индюк, лошадка, барашек – свистулька, олень – золотые рога и др.)
Ведущий. А почему дымковская игрушка всегда белого цвета? ( Потому что она покрашена гуашью белого цвета, разведенной на молоке.)
Ведущий. Какие элементы росписи использовали вятские мастера для украшения своих игрушек? ( Кружки, точки.)
Ведущий. А известно ли вам, девицы, где находиться Дымково? ( Дымково – слобода, ныне в составе города Кирова.)
Гжельская керамика – команда « Добры молодцы ».
1 – участник. Гжельские изделия отличаются тем, что сделаны из белой глины и расписаны голубовато – синими узорами.
2 – участник. Гжельские умельцы преуспели в гончарном ремесле: кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки – их рук дело. Эти изделия пользовались популярностью во всей Руси.
3 – участник. Мастера делали не только посуду, но и фигурки сказочных героев, и игрушки – коней, петухов, котов, собачек.
4 – участник.
Гжельская роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море,
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких.
5 – участник.
Синь озер глубоких, белые снега
Подарила Гжели матушка – земля.
В нежном узоре сплетаются краски,
И волшебство к нам приходит из сказки.
Резьба по дереву – команда «Красны девицы».
1 – я участница. Еще в старину люди любили украшать свой быт резьбой по дереву. Русская резьба по дереву украшала двери в избе, наличники на окнах, мебель.
2 – я участница. Украшали резьбой и предметы быта – ложки, чашки, коромысла и другие предметы.
Роспись по дереву – команда «Добры молодцы».
1 – й участник. Резьбу по дереву традиционно дополняли росписью. Самой знаменитой на Руси считалась хохломская роспись. Расписывали посуду : блюда, тарелки, ложки, стаканы, солонки, а также шкатулки, подносы и мебель.
2 – й участник.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Краски хохломы.
(П.Синявский)
3 – й участник.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома!
Ведущий. Ребята, а вы знаете, почему эта роспись называется хохломской? (Потому что такая манера росписи родилась в русской деревне Хохлома, что в Нижегородской области).
Ведущий. А какие цвета используют мастера для росписи своих изделий? (Красный, желтый, зеленый, черный, золотой и серебряный.)
Ведущий. Что именно принято рисовать на посуде и других изделиях? (Здесь всегда используется растительный узор – колосья, ягоды, смородинки, листочки и цветы).
Ведущий. Да, о русских народных промыслах можно говорить еще очень долго. Это и городецкая роспись, и жостовские подносы, и вологодское кружево, и знаменитые русские матрешки, и филимоновские игрушки – свистульки. Русские народные изделия всегда славились во всем мире. Ведь они сделаны руками мастеров, которые вложили в них свою любовь, творчество и умение.
Конкурс «Старину мы помним»
Ведущий. А продолжим наше соревнование оценкой знаний предметов старинного быта – сейчас вы будете называть их по очереди. А жюри будет отмечать, какая из команд назовет больше предметов.
Дети по очереди называют предметы старинного русского быта.
(Ушат, прялка, доха (шуба), жупан (старинный полукафтан), катанки (валенки), онучи (портянки), кожух, подзор (кружевная ткань на кровати), сундук, лучина, сусек (короб из толстых досок), коромысло, кадушка, (деревянное ведро), чан, тын, плетень, каравай, туесок, рубель, серп, лукошко, короб, рукомойник, ступа, корыто, самовар, лапти и др.)
Жюри подводит итог конкурса.
Конкурс «Танцевальный»
Ведущий.
Конкурс следующий не нов –
Это конкурс плясунов!
Ты играй, моя гармошка,
«До – ре – ми – фа – соль- ля – си»!
С вами мы сейчас увидим,
Как плясали на Руси!
На Руси всегда любили смех и веселье. Кто любил трудиться – тому можно веселиться! После напряженных трудовых будней устраивал русский народ веселые праздники. А какой же праздник да без пляски задорной?
Жюри оценивает синхронность танца каждой команды, разнообразие танцевальных движений, их выразительность, подводит итог конкурса.
Конкурс потешек
Ведущий.
Прошу внимание!
Продолжим соревнования.
Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах.
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Хотите знать, какие?
А вот такие!
Надо по ролям прочитать шутливые диалоги. Главное – зрителей рассмешить, а самим при этом не рассмеяться.
1. - Машка, а Машка, в гости пора.
- На чем ехать – то?
- На рогоже.
- На рогоже не гоже.
- А ты на лукошке.
- Вдруг свалюсь по дорожке?
- Привяжись ремешком.
- Нет уж, лучше пойду пешком!
2. - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика дыра – то?
- Один ворот остался!
3. - Маша, что из леса не идешь?
- Да медведя поймала!
- Так веди его сюда!
- Да он не идет.
- Ну, тогда, сама иди.
- Так ведь он не пускает!
4. - Сынок, сходи за водицей.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
Конкурс
«Все скороговорки не переговоришь»
Ведущий.
Теперь бой скороговорок
Пришло время нам начать,
Капитаны пусть мне вторят.
Остальных прошу молчать!
Соревнуются капитаны команд.
- Летят три пичужки через три пустых избушки.
- Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
- Нашей Маше дали каши.
- Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Конкурс «Сказочный»
Ведущий.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней
Русской старинной сказки.
Ну как обойтись без русских народных сказок! В старину очень любили сказки. Сейчас командам предстоит отгадать сказочные загадки. Разгадкой должно быть название сказки. Итак, начали!
1.Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь –
Названье этой книжки…(«Маша и медведь»).
2.Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный… («Колобок»).
3.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки. («Три медведя»).
4.Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогли,
Все нас укрыли,
К матушке и батюшке
Мы домой попали. («Гуси – лебеди»).
5.Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила. («Царевна – лягушка»).
6.До чего хитра лиса!
Это просто чудеса!
Мужика перехитрила,
С возу рыбу утащила.
Обманула волка
Тоже очень ловко! («Лиса»).
7.Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка! («Снегурочка»).
8.Лягушка дом себе нашла:
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Тесно стало от жильцов. («Теремок»).
9.По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра. («По щучьему велению»).
10.Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»).
Конкурс «Частушечный»
Ведущий. Уважаемое жюри будет оценивать этот конкурс не только по музыкальным способностям, но и по сплоченности игроков, их веселью и задору. Встают обе команды и поочередно поют по одной частушке.
Девицы.
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Молодцы.
Да и мы, пожалуй, встанем,
От девчонок не отстанем!
Девицы.
Мы девчонки боевые,
Мы без дела не сидим.
То частушки сочиняем,
То за модою следим!
Молодцы.
Начинаем веселиться,
Начинаем песни петь.
Затыкайте ваши уши,
Чтоб со стульев не слететь!
Девицы.
Я сегодня нарядилась
В сарафан с оборочкой.
Полюбуйтесь все, ребята,
На мои оборочки!
Молодцы.
Голову я причесал,
Даже галстук повязал.
И, похоже, всех девчонок,
Я вокруг очаровал!
Девицы.
Мастерица я плясать,
Каблучками постучать.
Ножки сами идут в пляс –
Покажу сейчас вам класс!
Молодцы.
Песни петь – кривые ноги,
Плясать – голос не дает.
Я пошел бы к Маше в гости,
Да не знаю, где живет!
Девицы.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
Лучше молодцев танцуем,
Громче молодцев поем!
Молодцы.
Эх, девчонки, вы девчонки,
Вы напрасно спорите:
Все равно мы впереди,
Вы нас не обгоните!
Ведущий. Вам, конечно, не терпится узнать, какая же команда сегодня победила? А это мы сейчас узнаем. Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги всех конкурсов.
Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"
Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает свой цвет, отвечает на вопрос. К...
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....
Старину мы помним, старину мы чтим.
Внеклассное мероприятие с приглашением бабушек и дедушек.Для гостей дети подготовили песни, прибаутками, танцы, чаепитие, соревновательные элементы....
Внеклассное мероприятие "Дети, помните о том, что нельзя играть с огнем!"
Внеклассное мероприятие «Дети, помните о том, что нельзя играть с огнем!» разработано и проведено с обучающимися 4 и 5 кл...
Внеклассное занятие по математике "Старинные меры длины" 3 класс.
Цель внеклассного занятия - знакомство со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь). Технологии: групповая, игровая, проектная, личностно-ориентированного обучения....
Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры массы»
Ознакомление детей со старинными русскими мерами массы и перевод старинных мер в общепринятую метрическую систему единиц....