Русь, Россия, Родина моя! - Часть 1. Методическая разработка для педагогов дополнительного образования
методическая разработка

Шемонаева Елена

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Методическая разработка «Русь, Россия, Родина моя» направлена на развитие патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Содержание мероприятий направлено на воспитание у учащихся любви и привязанности к своей Родине, включает систематизацию знаний о символике государства.

В данной методической разработке педагоги найдут интересные материалы о России, которые помогут при планировании бесед на патриотическую тему. Материал методички поможет детям узнать много нового об истории России, ее географии, интересных местах, животных и растениях, традициях, людях, которые управляют такой необъятной страной. Его можно использовать как целиком, так и разбив на части.

В Приложении представлены идеи для творческих работ, которые будут актуальны для завершения занятия и дан дидактический материал для оформления стенда или передвижки на тему «Россия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Часть 1 расскажет о Символики РФ.128.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования «Станция юных техников»

Г. Каменск-Шахтинский

Русь, Россия, Родина моя!

Методическая разработка

для педагогов  дополнительного образования

Автор: Шемонаева Е.А.  

педагог дополнительного образования

                             

https://i.mycdn.me/image?id=853179692466&t=3&plc=WEB&tkn=*YzZACNNYXmY64mqRfzrwoKSdnyg

2021 г.

Часть1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Патриотическое воспитание маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях объединения, наши дети, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественной жизнь населения страны.

Методическая разработка «Русь, Россия, Родина моя» направлена на развитие патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Содержание мероприятий направлено на воспитание у учащихся любви и привязанности к своей Родине, включает систематизацию знаний о символике государства.

В данной методической разработке педагоги найдут интересные материалы о России, которые помогут при планировании бесед на патриотическую тему. Материал методички поможет детям узнать много нового об истории России, ее географии, интересных местах, животных и растениях, традициях, людях, которые управляют такой необъятной страной. Его можно использовать как целиком, так и разбив на части.

В Приложении представлены идеи для творческих работ, которые будут актуальны для завершения занятия и дан дидактический материал для оформления стенда или передвижки на тему «Россия».

  1. ВВЕДЕНИЕ

“Человек рождается и оставляет о себе память. Так что жизнь - это и есть вечное созидание... Созидание принципов, цели своего поведения, чтобы не стыдно было вспомнить” – отмечал В. И. Даль.

 Современники называли его «Принцем Датским», ведь отец его, Иоганн Христиан, принявший в 1799 году вместе с российским подданством и русское имя Иван Матвеевич, происходил «из датских офицерских детей», а мать, Мария Христофоровна, по рождению - немка.

Но почему же тогда сам Владимир Иванович называет себя русским? Юношей «ступив на берег Дании, — вспоминал он, — я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё - Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».

Что определяет принадлежность к народу, к нации?

Даль твердил без устали, что Россия — земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноправный и достойный гражданин.

Уже в конце жизни на вопрос, кем себя считает, «немцем» или русским, Даль отвечал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе книг о России, кстати, русофобской по содержанию, обратился император Николай I:

- Вы думаете, все эти люди вокруг нас – русские?

- Конечно, Ваше Величество…

- А вот и нет. Это – татарин, это – немец, это – поляк, это – грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.

- Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?

- А вот все вместе они РУССКИЕ!

Русский тот, кто Россию любит и ей служит! – говорил Петр Великий.

Россия – это очень необычная и интересная страна с богатейшей историей и культурой. Памятные даты, известные люди, значительные исторический события, научные открытия составляют тот долгий путь к великому и сильному государству, в котором мы сейчас живем и которым гордимся. Россия - это великолепная природа, которая так разнообразна и неповторима в разных уголках нашей Родины. И, конечно же, Россия – это ее народ, такой разный в привычках и традициях, интересах и занятиях, но дружный и сильный в своем единстве.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

Применение игровых технологий в педагогике является актуальным и эффективным средством воспитания гражданско-патриотических ценностей учащихся. Многочисленные активные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Викторина – это не просто игра. Это возможность узнать что-то новое и закрепить уже имеющиеся знания в игровой форме. Такой вид активности предполагает письменные или устные ответы на вопросы, задаваемые педагогом. Проведение викторин положительно влияет на память, способность ребенка быстро принимать решения и анализировать. Ограниченное время проведения игры вызывает здоровое соперничество между игроками. В материалах этой методической разработки можно найти готовые вопросы с ответами для учащихся младшего школьного возраста.

Необходимость проведения познавательных викторин

Проведение викторины на тему «Россия – родина моя» способствует воспитанию и укреплению патриотических качеств, расширяет кругозор, пробуждает интерес к изучению истории родной страны. Игра направлена на побуждение ребенка к творчеству и работе над внутренними качествами, развитие гражданственности, нравственности, воспитание уважения к истории страны и согражданам. Подобные мероприятия способствуют обогащению словарного запаса учащихся, свободному выражению своих мыслей, развитию воображения. Школьники начального звена получают базовые знания по истории страны.

  1. СИМВОЛИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал. Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее.

Каждый гражданин должен знать символы своей страны, должен уважать и любить свою Родину!

Флаг

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг-

С ветром гонит прочь тревоги

Бело – сине - красный…ФЛАГ.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развевался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.

Флаг - это отличительный знак, символ государства. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом российского государства стал во время царствования Александра III.

Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов. И если сегодня на Земле больше двухсот стран, то у каждой из них свой флаг.

… Российский флаг состоит из трех полос: верхняя полоска – белая, как чистый снег, средняя полоса – синяя, как ясное небо, а нижняя полоска – красная, как солнышко на рассвете.

Что же означают эти три цвета?

 Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак -

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Флаги можно увидеть на зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов. Государственный флаг РФ поднимается во время торжественных мероприятий и приспускается во время траурных церемоний.

Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. 

В современной России вопрос о смене флага был решен 22 августа 1991 года, поэтому 22 августа считается днем государственного флага Российской Федерации. И с 1993 года это государственный  флаг Российской федерации.

Российскому флагу люди, как святыне, отдают высшие почести, он развивается над государственными зданиями, на российских кораблях, над почетными пьедесталами спортсменов – победителей. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Герб России

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. Слово «герб» означает «наследство». В нём отражена история. Он появился 500 лет назад в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III – князь всея Руси. Это был герб  Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской федерации.

Если рассмотреть герб России, то мы видим: на фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг.  Правой лапой он сжимает скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава – это золотой шар с крестом наверху. Скипетр и держава в когтях орла – выражение непобедимости нашего Отечества.

В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство и независимость России.

Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое. Это символ вечности России, необходимой защиты от врагов с запада и востока. Три короны над ним символизируют кровное братство трех славянских народов: русских, украинцев и белорусов.

В центре большого герба находится щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Это святой Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом. Этот щит и есть герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.

 Он вдаль глядит орел двуглавый

Все видит он, что слева, а что справа.

Границы зорко стережет,

Покой и сон наш бережет.

Герб помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.

 У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Гимн

- Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Слова гимна отражают историю страны. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Стихи Гимна написаны С. Михалковым на музыку А.В. Александрова.

 Гимн исполняют во время самых торжественных случаев, во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Если одновременно поднимается Государственный флаг РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией Гимна. Каждое утро в России начинается с Государственного гимна, который звучит по радио и телевидению перед началом и по окончании вещания, в новогоднюю ночь - после боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа. 

Конституция

Чтобы люди в стране жили свободно и счастливо, чтобы всегда были порядок и справедливость, они должны соблюдать правила, обязательные для всех, жить по основному закону государства. 

Конституция – основной закон страны, который определяет устройство государства, законы, права и обязанности граждан.

Жизнь в нашем государстве  регулируется Конституцией РФ.

Что такое конституция?

Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан.

12 декабря отмечался праздник День конституции РФ.

В Конституции даны ответы на такие вопросы: кто может быть президентом, депутатом, чем они должны заниматься и многое другое.

 Граждане России имеют право:

  • на свободу и личную неприкосновенность; 
  • на достойную жизнь,
  • на образование; 
  • на медицинское обслуживание; 
  • на труд,
  • на жилище;
  • на мирную жизнь.

У школьников тоже есть права. Это:

1.Право на учебу.

Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

В свою очередь каждый гражданин России обязан:

  • соблюдать законы нашего государства;
  • выполнять правила, обязательные для всех.
  • Каждый гражданин России обязан:
  • соблюдать законы нашего государства;
  • защищать Родину,
  • беречь и охранять природу;
  • учиться и трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про почву. Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы.

Данная методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия по экологии, растениеводству в начальной школе, для учетелей начальных классов. Стихотворени...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Тема: «Использование общеукрепляющих физических упражнений на занятиях в детских творческих объединениях"

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, содержат рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по теме: «Рисуем в нетрадиционных техниках»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по теме  "Рисуем в нетрадиционных техниках" предназначены для  работы с детьми  старшего дошкольного и младшего школь...

Методические раекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с глиной

Методические рекомендации рассчитаны на педагогов дополнительного образования, а также художников, керамистов, скульпторов, архитекторов, не имеющих специальной педагогической подготовки; педагогов по...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование мотивации у обучающихся»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования«Формирование мотивации у обучающихся»...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...