Родительское собрание на тему "Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
материал
Родительское собрание на тему "Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobran_kak_zashchitit_detey.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Подготовила учитель начальных классов Телицына И.З.
Тема: «Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Цель: просвещение родителей по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.
Задачи:
1. Повысить уровень осведомленности родителей о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения.
2. Повысить уровень осведомленности родителей о нормах Федерального Закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей.
3. Познакомить родителей с материалами «Методических рекомендаций о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» от 19.08.2019, разработанных Роспотребнадзором, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российской академией образования, целью которых является профилактика возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса.
4. Проанализировать с родителями способы безопасности ребенка от негативного влияния интернета.
Методы и приемы: лекция, дискуссия, видеометод, работа с анкетой, мозговой штурм.
Форма проведения: тематической дискуссии родителей, с приглашением специалистов, лекции, где в роли лектора выступает педагог, психолог, врач. Наиболее распространенная форма проведения родительского собрания - это доклад с последующими вопросами и обсуждениями.
Оборудование: компьютер с выходом в сеть Интернет, проектор, видеоролик «Безопасность детей», тест на наличие игровой интернет зависимости ребенка, памятка родителям по управлению безопасности детей в Интернете (буклет).
Ход собрания
- Вступительное слово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Проведение собрания актуальна для всей России, поскольку современные механизмы информационной безопасности несовершеннолетних важны для каждого города, для каждой отдельно взятой семьи. Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В России восемьдесят пять процентов российских детей в возрасте от 10 до 17 лет активно пользуются Интернетом. По статистическим данным в Сети они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, пользуются Интернетом бесконтрольно. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем».
- Просмотр видеоролика «Безопасность детей».
Родителям предлагается просмотреть образовательный ролик в рамках социально-просветительской кампании «Безопасный интернет».
- Обсуждение полученной информации о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения, после просмотра видеролика.
Существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Мощное воздействие на детей, их нравственные установки оказывает широко распространяемая кино- и видеопродукция, напичканная сценами убийств, грабежей, разбоев, хулиганства, изнасилований, самоубийств и других преступных и антиобщественных проявлений. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Зачастую дети принимают всё, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Поэтому проблема защиты физического и духовно-нравственного здоровья детей в современной медиа-среде становится все более актуальной в связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, а численность несовершеннолетних пользователей увеличивается.
Угрозами информационно-психологической безопасности детей является:
1. Получение детьми непристойных (то есть не соответствующих принятым стандартам нравственности) материалов различного характера (например, порнографии, материалов, содержащих жестокость и ненормативную лексику, вульгарные или шокирующие выражения);
2. Получение детьми материалов, в содержании которых отражается национальная или другая (например, религиозная, социальная) нетерпимость и пропаганда расового, национального и религиозного неравенства или антиобщественного поведения;
3. Получение детьми материалов, содержащих рекламу и пропаганду опасной и вредной для здоровья человека продукции (например, алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ).
Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.
Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:
1. Кибербуллинг (интернет-травля).
2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).
3. "Незнакомый друг" в социальных сетях.
4. Кибермошенничество.
5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.
6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.
7. Просмотр сайтов для взрослых.
- Доведение до сведения родителей о нормах Федерального Закона
№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей.
По Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. Поэтому в образовательных учреждениях по программе «Образование», были созданы компьютерные классы с подключением их к Интернету, что расширило возможности оперативного обращения школьников к современной информации. В соответствии с этой программой был принят Федеральный Закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;
информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи (ФЗ №436)
- Знакомство родителей с материалами «Методических рекомендаций о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» от 19.08.2019, разработанных Роспотребнадзором, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российской академией образования.
Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования, подготовили методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. В представленном документе, органам управления образованием субъектов РФ, местного самоуправления в сфере образования и общеобразовательным организациям, с целью профилактики возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса, рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательных организациях.
Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, а также по итогам опроса общественного мнения, проведенного Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором.
В ходе опроса 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков. Более половины школьников согласны с тем, что неупорядоченное использование мобильных телефонов может нанести вред их здоровью и отвлекает от учебного процесса. Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.
В подготовленном документе органам управления образованием регионов и муниципалитетов, а также школам рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете), а также педагогическими работниками и родителями. В частности рекомендуется предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию. При необходимости и возможности, школам рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время образовательного процесса, согласовать способы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости или внештатной ситуации, проводить разъяснительную работу по вопросам профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи и воспитания культуры пользования такими устройствами.
В течение года Роспотребнадзором будет проведен мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи, а Рособрнадзором совместно с Российской академией образования - выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.
- Проигрывание ситуаций, анализ, обсуждение проблемы
Обсуждение с родителями результатов тестирования их детей на знание правил поведения в Интернете (Приложение 1).
Родителям предлагается разыграть определенные ситуации, затем обсудить проблему.
Вопросы для обсуждения:
- Знакомы ли Вам такие ситуации?
- Компьютерные игры – бесполезное, вредное занятие или совсем наоборот?
- Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?
- Какие Вы можете дать советы?
- Мозговой штурм «Безопасность детей в сети Интернет».
Родителям предлагается ответить на несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа). (Приложение 2).
Обсуждение с родителями, какими способами можно обезопасить ребенка от негативного влияния интернета (Буклет).
- Вывод.
Действительно, информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности для системы образования, вместе с тем все большую актуальность приобретает проблема безопасности ребенка в информационном обществе отличающегося информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей. Вы, уважаемые родители должны помнить о чрезвычайной опасности, которая кроется не столько в самом компьютере, сколько в доступной для всех желающих информации, размещенной в сетях.
Приложение1.
Тестирование детей на знание правил поведения в Интернете
1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у
тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.
A Попрошу его фото, и потом отправлю своё.
B Посоветуюсь с родителями.
2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.
A Скажу в ответ: «Сам такой».
B Прекращу разговор с этим человеком.
3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой
девочки», чтобы все знали о ней.
A Потребую доказательств, что она плохая.
B Сразу откажусь.
4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» –
запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.
A Вышлю только пароль:
они сами должны знать логин.
B Отмечу письмо как Спам.
Посчитай, сколько получилось
ответов «А» и сколько «B».
4 «А»
Тебе ещё многому надо научиться.
3 «А» и 1 «В»
Внимательно прочитай эту памятку.
2 «А» и 2 «В»
Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.
1 «А» и 3 «В»
Ты почти справился,
но есть слабые места.
4 «В»
Молодец! К Интернету готов!
Приложение 2.
Анкета для родителей.
Просим Вас ответить на несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа).
1.Есть ли у Вас дома компьютер?
да (один)
да (несколько)
нет
2.Кто пользуется компьютером у Вас дома?
-только родители
-только ребенок
-все члены семьи (родители и дети)
3.Используете ли Вы средства блокировки?
-на компьютере
-на телевизоре
4.Имеется ли адрес электронной почты Вашего ребенка?
-да
нет
5.Имееются ли домашние правила посещения детьми Интернет?
-да
-нет
6.Пользуетись ли Вы поисковыми браузерами для детей?
-да
-нет
7.Контролируете ли Вы информацию, которую скачивает Ваш ребенок?
-да
-нет
8.Контролируете ли в какие игры играет Ваш ребенок?
-да
-нет
9.Контролируете ли Вы с кем общается Ваш ребенок в сети Интернет?
-да
-нет
10.С какими законодательными актами Российской Федерации по информационной безопасности несовершеннолетних Вы познакомились? (перечислить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Публикация в виде буклета для родителей с информацией по теме родительского собрания "Как защитить ребёнка от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию"...
Родительское собрание "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"
Содержит материалы (презентация, практические советы родителям) к родительскомусобранию по теме: "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"...
Родительское собрание для родителей одаренных детей. Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
План родительского собрания. Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»...
План-конспект родительского собрания по теме: «Одаренные дети. Степень влияния родителей на их развитие»
Одаренные дети...
Родительское собрание для родителей одаренных детей: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренност...
Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»
Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»...
Родительское собрание на тему "Современные дети и гаджеты: вред или польза?"
Разговор с родителями на тему"Современные дети и гаджеты: вред или польза"...