Сторителлинг: убеждение с помощью историй или путь к спокойствию
материал
Творческий взрослый воспитает творческих детей, которые, в свою очередь, донесут своё творчество до следующего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storitelling.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СТОРИТЕЛЛИНГ: УБЕЖДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИСТОРИЙ
ИЛИ ПУТЬ К СПОКОЙСТВИЮ
...Каждый из преподавателей, да и просто - каждый родитель - неоднократно сталкивался с проблемой: как "достучаться"( объяснить, заинтересовать, привлечь внимание...) и при этом, при сотом повторении, сдержаться и не повысить голос на ребёнка, который:
...делает всё слишком медленно;
... делает всё, напротив, слишком быстро, не дослушав предложенное задание;
... делает всё небрежно;
...делает совершенно "не то";
...слишком громко говорит;
...говорит тихо и невнятно...
Продолжать причины, побуждающие взрослых "повысить голос" можно бесконечно. Мы "считаем до 10", глубоко дышим, сжимаем в руке лист бумаги... Или, "срываясь", всё же повышаем голос, прекрасно понимая, что это недопустимо.
Родители - инуиты (Инуиты в переводе означает «люди», данное именование относится к эскимосам Канады или американским эскимосам, проживающим вдоль арктического побережья Северной Америки -Инуиты — Википедия) множество лет назад открыли секрет мирной жизни с детьми: чтобы не кричать на детей... надо просто не кричать на детей. Инуитские родители всегда сохраняли присутствие духа и повышать голос или сурово повести бровью —это запрет внутренней культуры.
Почему? Очень простое объяснение, с которым я предельно согласна: кричать на детей унизительно для взрослого. Чему может научить взрослый человек детей, когда кричит? Только тому, что, сталкиваясь с трудностью, можно кричать. В инуитской культуре человека, повышающего голос, игнорируют.
Дети - внимательные наблюдатели и слушатели, потому и учатся у нас всему — в том числе и эмоциональной сдержанности или разнузданности, перенимают сценарии поведения, при этом, не совсем, в силу возраста, анализируют, что позволительно, а что нет. Спокойные взрослые выращивают следующее поколение спокойных родителей.
А если ребёнок ведёт себя "неподобающим образом"?- спросите вы. Инуиты ласково объяснят, что делать так было нельзя, потому что теперь придется наводить порядок, что не всегда легко сделать, особенно, если это касается взаимоотношений. Если ты захочешь кого-то ударить, подумай о том, что ты сделаешь ему больно. Разве ты хочешь именно этого? А если нет, учись сдерживаться… На таких простых примерах инуиты и учат детей контролировать свой гнев с самого детства. Ведь зачастую мы страдаем именно из-за последствий гнева, вовремя не остановленного. Сломал вещь — придется чинить, обидел человека — придется возвращать его доверие, а это не так-то легко.
Исследуя традиции воспитания инуитов, американский психолог Маркхэм рекомендует подход, близкий к тому, который используют родители инуитов, невероятно эффективный в воспитательном плане — сторителлинг.
Под этим термином "прячется" старое доброе рассказывание историй, ( и у наших предков было такое понятие- "сказительство"), в которых есть герой (не обязательно человек), с чем-то сталкивающийся и что-то преодолевающий. Мифы, легенды, предания — всё это сторителлинг. Инуиты великолепно владеют мастерством рассказывания историй. И вместо того, чтобы просто запретить ребенку ходить к берегу океана, они рассказывают историю о том, что в океане живет страшный монстр Калупалик, который, как только видит ребенка одного, без родителей, сразу выплывает из океана, хватает ребенка и уносит на дно.
Есть истории поучительные, добрые, трогательные, они развивают разные стороны души маленького ребенка…
Чтобы не кричать на ребенка — нужно просто на него не кричать. Объясни ему спокойно, расскажи о последствиях, не понимает — расскажи историю.
Истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или приказания, запреты. Они лучше запоминаются, им придают больше значения, и их влияние на поведение людей сильнее.
Рассказывая истории ( применяя приём сторителлинга), мы воспитываем, обучаем, находим контакт с детьми без назиданий, поучений, упрека и "нервных срывов" . Развиваем мышление и речь ребёнка и становимся ближе, значимее в его большой жизни - и жизни его будущих детей.
Итак, от инуитов- к Сторителлингу. Это педагогическая техника, построенная на применении историй с интересным героем, направленная на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг был "изобретён" и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. (Инуиты, разумеется, такого названия не знают, хотя пользуются этим педагогическим методом столетиями)
Сторителлинг – отличный способ найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность. Детям намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
Что даёт сторителлинг взрослым? Время на обдумывание ситуации и будущей "истории", а также мысли о том, что взрослый тоже был когда- то ребёнком, и желание донести до слушателей свои мысли так, как ему хотелось услышать подобное в далёком детстве. ( к памяти детства мы ещё вернёмся)
Создатели мультфильмов студии Pixar, любимых и детьми, и взрослыми, рекомендуют в сторителлинге пользоваться развернутым вариантом следующей структуры:
- Однажды...
- Каждый день...
- До тех, пор пока однажды не произошло...
- Из-за этого...
- Из-за этого...
- Из-за этого...
- И вот наконец...
- И с тех пор...
- Мораль этой истории —
Доступно. Просто. Увлекательно. Действенно.
Я, как человек творческий и, что немаловажно, отвергающий отрицательные эмоции, выражающиеся "слишком бурно" в работе с детьми, широко применяю на практике методы сторителлинга( может, в прошлой жизни я была инуитом?). Создавая поучительные истории, провожу беседы и внеклассные мероприятия, включаю в уроки и учу их созданию детей - и "личных", и "школьных". Истории, созданные детьми, распечатываю и вкладываю в детские портфолио, а также в специальные папки, которые мы с учениками называем "классными журналами". Названия этим журналам придумывают сами учащиеся. Предыдущие мои ученики издавали журнал под названием "Весёлый голубь", сейчас ( я работаю во 2 классе) это "Живой компот". В своих незамысловатых историях ребята описывают события своей жизни и жизни одноклассников, сказочные истории, героями которых становятся они сами. С каждой историей неразрывно связаны эмоции, реакции и воображение.
Виды сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми:
Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
Сторителлинг на основе сценария: ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Напомню: спокойный человек воспитывает спокойных детей, которые впоследствии станут спокойными взрослыми. Творческий взрослый воспитает творческих детей, которые, в свою очередь, донесут своё творчество до следующего поколения. В памяти детей инуитов , как и детей, воспитывающихся в среде сторителлинга, останутся прекрасные истории, несущие положительные эмоции.
Харуки Мураками пишет о памяти как о главном мотиваторе для творчества:
«Думаю, память — главное преимущество человеческих существ. Это своего рода топливо; она горит и согревает. Моя память — это шкаф со множеством ящичков. Когда я хочу снова стать мальчиком, я открываю один из шкафчиков и вижу пейзаж, который запомнил, когда был в детстве. Я вдыхаю тот воздух, трогаю ту землю, вижу зелень деревьев. И мне хочется творить..."
Приложение
"Сказки, придуманные нами"- коллективные работы моих учеников.
1 класс.
Жил- был кит Ярослав. Однажды он отправился гулять и поплыл по океану. Плыл- плыл и увидел остров. Подплыл поближе, видит: на острове пасётся розовая пони.
-Привет, Ярослав!- кричит. –Полетели со мной!
- Как же я полечу?- удивился кит. –У меня же нет крыльев…
Пони взмахнула хвостом….и у Ярослава появились маленькие розовые крылышки. Вот и полетел Ярослав вместе с пони к радуге, взмахивая новыми крыльями.
Если верить в мечту, она непременно сбудется!
2 класс
Жил- был в Москве мальчик Федя. Больше всего на свете он любил единорогов и мечтал о том, что однажды раздастся телефонный звонок, и в трубке он услышит голос единорога.
И вот однажды зазвонил телефон:
-Здравствуй, Федя.
-Кто это?
-Я единорог.
Федя удивился и растерянно спросил:
-Как твои дела?
-Хорошо,- ответил единорог и предложил:
-Полетели в мою страну.
Федя согласился. Он взял с собой еду, молоко, надел лёгкую одежду и вышел на балкон. Там он увидел синего Единорога с жёлтым рогом.
-Как тебя зовут?- спросил Федя.
-Меня зовут Халик. Садись ко мне на спину, прокачу.
Скоро они оказались в сказочной стране. Там было всё разноцветным, а деревья- розовые. В этой стране жили говорящие волки, летающие жирафы, водяные тигры и шагающие акулы. Федя угостил сказочных животных своей едой. Им она так понравилась, что звери решили подарить ему свою маленькую тайну- Федю угостили секретными летающими конфетами. Тот, кто их съедает, сразу может взлететь.
Домой Федя полетел сам, а в кармане у него лежал телефон, по которому теперь можно было бы разговаривать с новым сказочным другом-Единорогом.
Он никому не расскажет маленькую тайну о сказочной стране, потому что тайны друзья не выдают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Пути повышения качества обучения с помощью игр и игровых упражнений".
Тема доклада на педсовете....
Применение техники сторителлинг на уроках ОПК как средство формирования коммуникативной компетенции.
С помощь технологии сторителинга формируется коммуникативная компетенция, обучение через общение...
Сторителлинг
Мастер-класс...
Сторителлинг алымы
Сторителлинг – балалар сөйләмен үстерүче инновацион технология....
Мастер-класс для педагогов по теме: «СТОРИТЕЛЛИНГ и учебное СОТРУДНИЧЕСТВО» («Принцип двух С»)
Рассказывание историй является важной формой самовыражения. -Человечество стало обмениваться информацией в устной форме задолго до того, как научилось писать, поэтому рассказы, притч...
Консультация для родителей "Как успокоить расстроенного ребенка с помощью "коробки спокойствия"?
Что поможет взрослым утешить расстроенного или тревожного ребенка?Как учить ребенка успокаиваться самому?Все это можно делать с помощью "коробки спокойствия".Соберите в одну небольшую коробк...
Презентация "Сторителлинг в обучении"
Презентация "Сторителлинг в обучении"...