Статья "Школьный музей как пример проектной деятельности".
статья
Непременное условие при создании музея - специальная подготовка к этому виду деятельности руководителя школьного музея.
При создании школьного музея в первую очередь нужно учитывать интерес детей: выбранная тема должна быть близка, понятна и интересна школьникам, тогда не составит большого труда привлечь их к работе по созданию музейной экспозиции. Таким образом, если в школе имеются условия для создания музея, есть желание детского и педагогического коллектива школы, можно приступить к работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shkolnyy_muzey_kak_primer_proektnoy_deyatelnosti.docx | 138.63 КБ |
Предварительный просмотр:
"Школьный музей как пример проектной деятельности".
В связи с введением федеральных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает важность использования методов технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся.
В последние годы в нашей стране резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Это продиктовано потребностями российского общества и необходимостью формирования личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Интерес к родной земле, где ты родился, начинается со знаний собственных корней, истории своего рода.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей.
Процесс создания школьного музея не простой и включает в себя несколько этапов.
Условия создания
Первый вопрос, который возникает у каждого - "Какой музей?" и "Зачем?". Эти вопросы особенно важны в нашем городе, городе-музее, где есть музейные экспозиции практически всех профилей. Очень важно не стать копией или, что еще хуже, пародией уже существующего государственного музея, а найти что-то свое, что будет нужно и полезно как для самой образовательной организации, так и для всех, кто будет принимать участие в его создании.
Начинать работу по созданию музея можно лишь при следующих условиях:
-выбрана тема музея (предпочтительно краеведческая), определен его профиль;
-завершен поиск и сбор предметов музейного значения, т.е.
собрана тематическая музейная коллекция;
- проведен учет собранных предметов и налажен учет вновь поступающих фондов (по принятой форме);
-собран и изучен материал по истории объекта, события и т.п., которому посвящается экспозиция музея, составлена историческая справка;
-разработаны, согласованы и утверждены тематическая структура экспозиции, тематико-экспозиционный план школьного музея;
-выделены изолированные помещения для размещения экспозиции и хранения фондов музея;
-создан актив юных музееведов, Совет содействия музею из числа педагогов, родителей, добровольных помощников, способных реализовать его
образовательно - воспитательную функцию;
-определена программа воспитательно-образовательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях;
-установлены связи с районными методистами по краеведению и школьному музееведению, краеведческим центром городского Дворца творчества юных, профильными государственными музеями и, если получена поддержка, местными органонами самоуправления.
Как показывает практика возникновения и развития школьных музеев, часто толчком к углубленной исследовательской работе становится краеведческий поиск, встреча с интересным человеком, яркое событие, юбилей учебного заведения, необходимость обобщения, оформления результатов экспедиционной работы и т.п.
Непременное условие при создании музея - специальная подготовка к этому виду деятельности руководителя школьного музея.
При создании школьного музея в первую очередь нужно учитывать интерес детей: выбранная тема должна быть близка, понятна и интересна школьникам, тогда не составит большого труда привлечь их к работе по созданию музейной экспозиции. Таким образом, если в школе имеются условия для создания музея, есть желание детского и педагогического коллектива школы, можно приступить к работе.
Цель проекта:
Сохранение исторической памяти и культурного наследия:
- развитие интереса обучающихся к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножение исторического наследия, сохранение исторической памяти.
-воспитание Гражданина-патриота.
Основные задачи проекта:
1.Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;
2. Создание музея;
4. Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея;
5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;
6. Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города.
7. Привлечение к проекту учителей, родителей, учащихся и других представителей общественности.
Данный проект является долгосрочным. В процессе реализации проекта мы должны получить социально значимый продукт – историко-краеведческий музей «Времен связующая нить…», включающий в себя 3 основных направления:
- История школы («Школа: вчера, сегодня, завтра…»-отражение истории школы, её традиций, достижений; «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»-об учителях школы, их педагогической биографии, заслугах, педагогических открытиях, победителях конкурсов, награждённых отраслевыми наградами; «Гордость школы» -о достижениях выпускников разных лет и сегодняшних воспитанников школы).
- История города Софии («Удивительный город София»- отражение истории района Софии, где расположена школа).
- Зал воинской славы («Никто не забыт, ничто не забыто»- поисковая работа учащихся сегодняшнего дня)
Инициатива по созданию музея в школе нашла поддержку со стороны администрации образовательного учреждения (положение о школьном музее)
Музей должен органично вписаться в образовательное пространство школы!!!
Стены формируют сознание. Одно дело, если они серые (хуже — желтые), или оформлены в современной стилистике (ромбики-кружочки, разноцветные линии), и другое — если хранят в себе историческую память, образуя многоплановое содержательное пространство. Планируется задействовать рекреации 2,3,4 этажей, кабинет истории (каб.1-3) для музейного пространства. Чтобы экспонаты заговорили их нужно наполнить информацией. Организация исследовательской работы учащихся через внеклассные занятия, экскурсии по местам боевой славы, встречи с ветеранами Вов и представителями патриотических организаций (поисковый отряд «Высота» )
Школа уже имеет определенный опыт управления краеведческой работой в лице Кобец Марины Николаевны.
«Любовь к своему городу побудил меня привить интерес и своим воспитанникам, научить детей любить и любоваться городом, сформировать эстетическое и нравственное восприятие города. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу, т.е. воспитывать истинных горожан.
Вместе с методистом по краеведению из Дворца творчества Пушкинского района Саркисовой Татьяной Сергеевной, (она же была руководителем районного пионерского штаба), я разработала программу «Удивительный город детства моего».
Принцип построения программы - очерковый. Воссоздаются наиболее яркие страницы жизни, истории и культуры Царского Села.
Очень важное место отводится экскурсиям. Они проводятся по темам:
«Как возник наш город»,
«По улице Садовой»,
«Лицей»,
«Пушкинские места города»,
«Придворный экипаж»,
«Восковые фигуры»,
«Александровский музей»,
«На детской половине»,
«Дача Китаевой».
Основные формы и методы занятий:
• Беседы, экскурсии, слайд-показ, дидактические игры с карточками
а) памятники архитектуры (назвать архитекторов, события)
б) стихотворные строки (автор, изображение)
в) лицейский герб (объяснение символики)
А также игра – лото по темам:
«Лицейское братство»
«По улице садовой»
«Рассказы с пропусками дат, имен, событий»
И в заключении курса Игра «Крестики - нолики» по теме «Удивительный город», с участием родителей, коллег.»
Данный проект мы планируем реализовать в течение двух лет.
В результате в школе появится современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса школьный историко-краеведческий музей «Времен связующая нить…»
Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит проводить, например, музейные уроки, классные часы, викторины, уроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами и др. Что поможет развитию лучших гражданских качеств школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музейного уголка.
В результате реализации проекта учащиеся:
•Освоят:
базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; активную деятельностную позицию; способы решения проблем творческого и поискового характера.
•Приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.
•Научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.
• Получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.
•Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов.
Практический материал проектно-исследовательской деятельности учеников 4 «А» класса ГБОУ школы № 695 «Радуга».
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский детско-родительский проект.
Актуальность:
У каждого человека есть дом – место, где ему уютно и хорошо, где его всегда ждут. Город и район, в котором мы живем, это тоже наш дом, только общий.
Проведенный среди воспитанников опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, так как родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости.
Знакомство с родным городом, улицами, с известными людьми, прославившими район, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств.
Грамотно выстроенный педагогический процесс способен не просто дать полезную информацию, но и сформировать познавательный интерес к истории родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к своим землякам. Дошкольники должны знать, как устроена жизнь в районе, о людях, именами которых названы родные улицы, о достижениях предков и современников. И тогда они будут не только гордиться своим городом и районом, но и заботиться о нем.
Цель: осуществить совместную деятельность детей и взрослых по изучению истории Уездного города София, улиц, на которых живут дети и их родители.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с улицами микрорайона,
- расширить знания детей о б истории,
- обогатить словарный запас детей следующими словами:
- познакомить детей с различными источниками нахождения информации.
- Развивающие:
- развивать у школьников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
- создать предметное пространство для организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках тематики проекта.
- Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к истории своего города, микрорайона, где живут и учатся дети;
- воспитывать у школьников чувства гордости и сопричастности к подвигу страны через поддержание интереса к истории своего города;
- обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
Исполнители проекта: учитель, классный руководитель 4 А класса Кобец Марина Николаевна, учащиеся и их родители.
Этапы реализации:
I. Подготовительный –октябрь
II. Основной – ноябрь-январь
III. Заключительный – февраль- март (защита проектов)
Работа с родителями – открытые занятия, составление рассказов, участие в реализации проекта, организация экскурсии.
Ожидаемые результаты:
- Для детей:
- сформированность нравственно-патриотических чувств к истории, культуре, природе района;
- развитость связной монологической и диалогической речи учащихся;
- словарный запас детей пополнится следующими словами:
- дети запомнят названия пяти улиц района:
- в результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, учащиеся овладеют знаниями о городе в котором живут, о микрорайоне, где учатся , о людях, прославившихся историю, вербальными и невербальными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах.
- Для педагогов:
- на этапах реализации проекта педагоги разработают авторские конспекты бесед с детьми: «История нашего города», «Современный город Пушкин», «Достопримечательности нашего города», «Район, в котором мы живем», «Памятные места нашего города», «Какие улицы нашего района мы знаем?», «Какие улицы названы в честь земляков?».
- повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
- Для родителей:
- активное участие родителей в тематических экскурсиях и выставках, проводимых в рамках реализации проекта;
- оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.
- Организованный коллективный субботник.
Продукт: карта микрорайона Уездного города София с обозначением улиц. Брошюра « Улицы уездного города София».
Данный проект может быть реализован в образовательных учреждениях различных типов, предусматривает творческий подход к реализации с учетом регионального компонента.
Содержание проекта
Этапы:
I. Подготовительный этап
1. Составление плана проекта.
2. Подготовка теоретического и практического материала.
II. Основной этап
Познание:
- Проведение цикла познавательных занятий и бесед на темы: «История нашего города», «Достопримечательности нашего города», «Район, в котором мы живем», «Какие улицы нашего района мы знаем?», «Какие улицы названы в честь земляков?»
- Рассказ учителя об истории Пушкина, района Софии;
- Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Презентация «Героические подвиги людей в годы войны»
- Работа со схемой микрорайона – упражнения в ориентирование)
- Консультация для родителей «Воспитание маленького патриота»;
Социализация:
- Показ презентации на тему «Мой город»
- Рассматривание открыток, фотографий города Пушкина, микрорайона София;
- Совместное оформление фотовыставки
Коммуникация:
- Составление творческих рассказов «Мой район» (с использованием картинно-графической схемы)
- Экскурсия в музей боевой славы ГБОУ школы № 695 «Радуга»
- Пешая экскурсия по улицам микрорайона
- Экскурсия в музей «Истории города Пушкина»
Чтение художественной литературы.
Безопасность:
- Беседа о правилах поведения на улице
- Д/игра «Назови домашний адрес»
- Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевой игры «Пешеходы и пассажиры»
- Изготовление знаков дорожного движения
Художественное творчество:
- Аппликация «Мой район», «Дома на нашей улице»
- Рассматривание карты Ленинского района»
- Рисование «Моя улица», «Чтобы не было войны»
- Изготовление макета «Улица, на которой я живу"
- Сочинение на тему «Моя малая родина»
Игровая деятельность:
- Игра-викторина с родителями «Знаете ли вы свой район?»
Трудовая деятельность:
- Оформление фотоальбома «Несостоявшийся уездный город София»
- Рисование на тему «Я рисую свою улицу»
- Проведение субботника с родителями (уборка участков, озеленение территории ДОУ)
Музыка:
- Проведение тематических праздников: «Отечество нам Царское Село», «День Победы»
Предметно-пространственная среда:
- Оформление мини-центра «Наш район (карта и фотографии района, графическая схема микрорайона, макет «Улица, на которой я живу», коллаж детского художественного творчества «Мой район», альбом «Земляки герои»);
- Организация развивающей среды в ходе цикла занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через создание макета «Улица, на которой я живу», оформление «дорожного перекрестка» знаками дорожного движения, рабочей формой, жезлом регулировщика и игрушечными машинами;
- Оформление тематической выставки детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.
III. Заключительный этап
Защита общего проекта; защита индивидуальных проектов «Улица, на которой я живу (историческая справка)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.
Статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельности в школе коррекционного обучения....
Внеклассная работа учителя начальной школы и дефектолога в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.
Данная статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельност в школе коррекционного обучения....
статья «Использование социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников (на примере проектной деятельности)
В статье говорится о том, как в нашем ОУ через метод проектирования реализуется патриотическое воспитание школьников и какое место имеют проекты учащихся в годовом общешкольном проекте....
«Семейный творческий проект как пример проектной деятельности в начальной школе»
Время обучения в начальной школе — это один из первых этапов формирования у ребёнка собственного мировоззрения через отношение к миру, людям, к окружающей действительности и самому себе. Огромну...
Примеры проектной деятельности в начальных классах
Примеры проектной деятельности в начальных классах...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...
Пример проектной деятельности учащихся 4 класса по теме "Восточные славяне" по предмету Окружающий мир.
Восточные славяне:1. Территория рассления восточных славян2. Жилища древних славян3. Занятия восточных славян...