Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет" | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол от «» 2020г. № | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____/Мазуренко Л.И../ «____»__________2020г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ УВК №1 «Школа – гимназия» Приказ от «___»____2020г. № ___ ____________ Н.Г. Лысенко |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Азбука этикета » 4-Б класс
Учитель: Стрельцова Ирина Германовна
Количество часов: 68 ч.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно-нравственное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Программа «Азбука этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Вид программы- кодификационная.
Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Наполняемость группы – 10-20 человек.
Данная программа адресована учащимся 4 классов и позволяет познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения
- Этикет
- Этические нормы отношений с окружающими
- Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Психологические особенности школьника.
Психологические особенности учащихся связаны с развитием индивидуально - психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.
Уровень результатов работы
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы МБОУ
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственнойсамооценки;
- этикиповедения;
- отношения к жизненнымценностям;
- нравственноймотивации.
- Анкетированиеучащихся и родителей
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса г и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
Учебно-тематический план
№ | Дата | Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | Воспитательная работа | ||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||||
Этика общения. 11ч. | |||||||
1 | Оглянись внимательно вокруг | 1 | Познавательная беседа. | Решение педагогических задач. | Способствовать формированию ценности человеческого общения. Формирование коммуникативных навыков. - Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления. - Способствовать формированию ученического коллектива. | ||
2-3 | Умение быть самим собой | 2 | Познавательная беседа. | Ролевые игры | |||
4-5 | Что достойно гражданина | 2 | Познавательная беседа. | Ролевые игры | |||
6-7 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 2 | Познавательная беседа. | Работа с пословицами | |||
8-9 | Этикет на школьном празднике | 2 | Путешествие в сказку | Инсценирование сказок | |||
10-11 | Приглашение к зеркалу | 2 | Рассказ. Беседа. Игра. | Просмотр и обсуждение мультфильма | |||
Этикет. 13ч. | |||||||
12 | «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин | 1 | Беседа. | Решение задач | Способствовать формированию ценности человеческого общения. Формирование коммуникативных навыков. - Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления. - Способствовать формированию ученического коллектива. | ||
13-14 | Твой стиль поведения | 2 | Познавательная беседа. | Работа с пословицами. Игра | |||
15-16 | Мальчики. Девочки | 2 | Познавательная беседа. | Ролевые игры | |||
17-18 | Поиграем и подумаем | 2 | Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе. | Игры на свежем воздухе | |||
19-20 | Когда какое слово молвить | 2 | Познавательная беседа. Игра | Ролевые игры | |||
21-22 | За общим столом | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. | Ролевые игры | |||
23-24 | Доброта и доброжелательность | 2 | Познавательная беседа. | Ролевые игры | |||
Этические нормы отношений с окружающими. 20ч. | |||||||
25-26 | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | 2 | Познавательная беседа. | Ролевые игры. Подарок первоклассникам | Способствовать формированию ценности человеческого общения. Формирование коммуникативных навыков. - Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления. - Способствовать формированию ученического коллектива. | ||
27-28 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | 2 | Познавательная беседа. | Ролевые игры | |||
29-31 | Родительский дом | 3 | Познавательная беседа. | Ролевые игры. Конкурс рисунков. | |||
32-33 | Любите ваших матерей | 2 | Познавательная беседа. | Разыгрывание ситуаций. Анкетирование. | |||
34-35 | «Поздравляем наших мам». | 2 | Праздник. | ||||
36-39 | О тех, кто сердце отдал людям | 3 | Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея. | Посещение городского краеведческого музея. | |||
40-41 | Умей быть щедрым | 2 | Познавательная беседа. | Ролевые игры. | |||
42-43 | Поступай с людьми так, как бы хотел, чтобы они поступали с тобой. | 2 | Беседа, ролевые игры, ситуации | ролевые игры, ситуации | |||
44-45 | Добрыми делами славен человек | 2 | Познавательная беседа. | Посещение городского музея. | |||
Этика отношений в коллективе. 23ч. | |||||||
46-47 | Расскажи мне обо мне | 2 | Познавательная беседа. Игра | Ролевые игры. | Способствовать формированию ценности человеческого общения. Формирование коммуникативных навыков. - Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления. - Способствовать формированию ученического коллектива | ||
48-49 | Присмотритесь друг к другу | 2 | Путешествие в сказку. | Ролевые игры. | |||
50-51 | Подарок коллективу | 2 | Урок - сюрприз. | ||||
52-55 | Я, ты, мы. Правила поведения в общественных местах. | 4 | Познавательная беседа. | Ролевые игры. | |||
56-58 | О дружбе мальчиков и девочек | 3 | Познавательная беседа. | Работа с таблицей требований. | |||
59-61 | Не хуже других | 3 | Познавательная беседа. | Ролевые игры. Работа с изречениями. | |||
62-64 | «Скажи себе сам». | 3 | Познавательная беседа. | Ролевые игры. | |||
65-67 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | 3 | Разговор за круглым столом | ||||
68 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы «Азбука этикета»
4 класс
Раздел 1. Этика общения (11 часов)
Тема Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.
Тема Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.
Тема. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.
Тема.Этикет на школьном празднике
Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Раздел 2.Этикет (13 часов)
Тема. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.
Тема Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.
Тема Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.
Тема Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.
Тема. Когда какое слово молвить.
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Тема. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Тема Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (20 часов)
Тема «Поспешай делать добро». (народная мудрость)
Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»
Тема «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.
Тема Родительский дом.
Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.
ТемаЛюбите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Тема «Поздравляем наших мам».
«Огонек», посвященный мамам.
Тема. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Тема Умей быть щедрым.
Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема Поступай с людьми так, как бы хотел, чтобы они поступали с тобой.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема Добрыми делами славен человек.
Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.
Этика отношений в коллективе (23 часов)
Тема Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.
ТемаНе хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Тема. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевыеигры;
- просмотрмультфильмов;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы;
- посещениебиблиотек;
- праздники.
Планируемые результаты
- знать конкретные требования к нормам поведения,
- знать как вести себя на уроке, перемене, в столовой за столом,
- уметь оказывать и принимать друг у друга помощь,
- быть внимательным по отношению друг к другу
- уметь самостоятельно делать выводы положительных и отрицательных отношений друг к другу,
- не ссориться со своими товарищами,
- уметь быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры,
- знать свои права и признавать свои обязанности в семье
- уметь быть вежливым и честным по отношению друг к другу,
- соблюдать правила поведения в общественных местах,
- уметь самостоятельно делать выводы положительных и отрицательных отношений друг к другу,
- уметь прислушиваться к людям старшего поколения
- знать правила поведения в общественных местах (в театре, музее, в транспорте),
- уметь правильно вести себя в гостях,
знать правила приличия
- знать профессии и уважать людей разных профессий,
- участие в труде, в делах своего класса, помогать друг другу в учебе
- бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам и вещам друзей
- Воспитать чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- Знать историю своего села, школы, свою родословную
- Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
Рекомендуемая литература
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...