Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников
статья (1, 2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников
Основная цель организации групп продленного дня – максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
После 40 лет работы учителем начальных классов, я с удовольствием работаю воспитателем группы продленного дня.
Группа продленного дня в начальной школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Жизнь в ГПД насыщена разными воспитательными занятиями.
Правильно организованная воспитательная работа в ГПД дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, обеспечивает формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий) как основы умения учиться.
Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является познавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.
Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.
Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.
Предлагаю некоторые интеллектуально - развивающие игры, которые я провожу в группе продленного дня - “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.
1. “Гласные-близнецы”
Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:
БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…
2. “Зашифрованное слово”
Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.
Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)
Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из второго-второй, а из третьего - третий.
Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У - ЧЕ - НИК)
3. “Третий лишний”
Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.
Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.
От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на “выбывание слов”.
Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ - единственный глагол, стоящий в неопределенной форме и т.д.
Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.
4. “Наборщик”
В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.
Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО
5. “Флот помог”
Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.
Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.
6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди друзей”
Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.
Алфавит | аккуратный | |
Огонь | алый | |
Шалун | скакать | |
Чистый | азбука | |
Конница | пламя | |
Прыгать | озорник | |
Бросать | кавалерия | |
Красный | кидать |
7. “Какие слова”
Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.
Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.
Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.
Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
Методическая разработка игровой программы "Верёвочка" для организации внеурочной деятельности младших школьников
Данный материал поможет при организации внеурочной деятельности младших школьников. В нем разработан сценарий игровой программы ,которая даст возможность расширить знания детей о фразеологизмах ...
Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников. Обучение в условиях внедрения ФГОС
В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама ...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по теме «Знакомство с профессией» с проведением мастер - класса как механизм развития познавательной деятельности»
Приобщение родителей к участию в мероприятиях по теме "Знакомство с профессией" с проведением мастер - класса....
Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.Актуальность модернизации образования и перехода на новые ФГОС.Детские игры и их психологические особенности.Структура игры ...
Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников
Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения в организации...