Конспект занятия в ГПД. Занимательный русский язык.
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по
Занимательной орфографии
проведенного в 4 классе
Преподаватель : Скрыль И.А.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Скрыль И.А.
Предмет: Русский язык
Класс:4 Б
Тема: разделительный ъ и ь знак | Тип урока: открытие нового знания | ||||
Цель: создание условий для обобщение знаний о разделительном твердом и мягком знаках | |||||
Планируемые результаты: | |||||
Предметные: Знать: понятие разделительный твердый и мягкий знак Понимать: Взаимосвязь между приставкой, корнем, твердым мягким знаком. Уметь: различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками, выделять орфограмму Синтез: Делать выводы по схеме, составлять словосочетания Анализ: выполнение заданий на карточках, вставлять пропущенные буквы Оценка: практической значимости этой темы, для дальнейшего изучения математики. | Метапредметные: Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности с образцом и оценивать деятельность. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата. Коммуникативные: договариваться с собеседниками; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |||
Межпредметные связи: | |||||
Основные понятия: разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак, орфограмма | |||||
Методы, технологии: беседа, выполнение упражнений, объяснение, устный опрос. | |||||
Ресурсы урока: учебник «Русский язык, 1 часть», наглядный материал (презентация), карточки | |||||
Для учителя: учебник «Русский язык, 1 часть», наглядный материал (презентация), карточки | Для учащихся: учебник «Русский язык, 1 часть», тетрадь, пенал, дневник, карточки | ||||
Оформление доски: на уроке используется презентация и доска | |||||
Ход урока: | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
1. Организационный момент | |||||
|
| ||||
|
| ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
Ребята, открываем тетради, пропускаем 2 строчки вниз от последней работы. Записываем: Двадцать седьмое ноября. Классная работа. - На доске буквосочетания. Это значит сейчас - Минутка чистописания. тья нье льё вьи пью бъя дъе съё съю - Прочитайте глазами эти буквосочетания. - Что объединяет буквосочетания 1-ой строчки? -Что объединяет буквосочетания 2-ой строчки? -Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует. - Как вы думаете, почему у нас сегодня такая минутка чистописания? Какова будет тема нашего урока? Отгадайте загадки: Было сели – стало съели. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, перед е, ё,и,ю,я Я в корнях стою, друзья! Над какой темой урока мы сегодня будем работать? . А какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? Что вы знаете о разделительном ъ и разделительном ь знаках?
| - Во всех разделительный ь знак. - Во всех слогах разделительный ъ. - ъ не пишется перед гласной и. Твердый знак Мягкий знак. «Правописание разделительного твердого и мягкого знака» Вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой, будем выполнять различные задания по отработке орфограммы. Не имеют звука, не бывают заглавными, слова не могут начинаться с этих букв, обозначают твердость или мягкость согласного, бывают разделительными. | ||||
3 .Актуализация опорных знаний. | |||||
- Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки. - Обратите внимание на экран: найдите ошибки. И запишите правильно словосочетания в тетради в строчку через запятую. Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. - Проверяем. Используя схему, попробуйте сформулировать правило написания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака
Работа со схемой. - Когда пишется разделительный ъ знак, а когда – разделительный ь знак? Давайте вернёмся к нашим словам и выделим орфограмму. Выделяем корень, подчеркиваем. | Не имеют звука, не бывают заглавными, слова не могут начинаться с этих букв, обозначают твердость или мягкость согласного, бывают разделительными. Съел кашу, пью воду, веду съёмку. Разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я; разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и | ||||
4. Организация познавательной деятельности | |||||
корень, подчеркиваем. Откройте учебник на странице 97. Давайте прочитаем правильно ли мы сформулировали правило. Катя, прочитай, пожалуйста. Прочитай правило про разделительный твердый знак. Когда пишется ъ знак? Прочитай правило про разделительный мягкий знак. Когда пишется ь знак? Давайте с вами потренируемся. Упражнение 161. Вам не надо списывать всё предложение. Вы списываете только слова с пропущенной буквой и выделяете орфограмму. Давайте с вами немножко поиграем. - Определите на слух, какой знак пишется в словах, которые я произнесу. Прыгаем, если в слове Ь, приседаем, если в слове Ъ, стоим, если в слове нет этих знаков. Съездим, , бьющийся, предъюбилейный, воробьи, сэкономить, объединение, овечьи, изъявить, переезд. - Почему в слове переезд не пишутся ни тот, ни другой разделительные знаки? Игра «Узнай слово» - Подберите слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясняющие значение выражений, обозначьте орфограмму. Слова записываем в строчку через запятую. - Вход во многоэтажный дом … (подъезд) - Снежная буря …. (вьюга) - Растолковать, сделать понятным … (объяснить) - Пригодный для еды … (съедобный) - Ягоды, сваренные в сахаре … (варенье) - Место в пути, где дорога поднимается … (подъём) - Орудие для охоты … (ружьё) Пишем посередине самостоятельная работа. Самостоятельную работу я предлагаю провести в два этапа. Сначала выполнить тестовую работу, чтобы проверить себя, насколько хорошо вы вспомнили правила правописания разделительных ъ и ь знаков, а потом перейти к практической. Тест у всех одинаковый, мы будем проверять его с вами вместе, а 2 часть будем по вариантам и буду проверять уже я. Поставьте в столбик цифры от 1 до 6, ставя за каждой цифрой скобочку. Переверните карточки и начинайте делать. Ребята, сейчас будем самопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите, пожалуйста, зеленю ручку. И сейчас будем проверять. Поставьте + с ответом, который совпал и – с ответом, который не совпал. Запишите в тетради свой вариант. И выполняйте задание 1 вариант Выпишите слова, вставляя пропущенную букву и обозначая орфограмму. Об…ём, бел…е, крыл…я, под…ехал, ладон…ю, с…ёжились, площад…ю, в…езжать, раз…яснение, заяч…и, пол…ёшь, под…ём, друз…я. 2 вариант Выпишите слова, вставляя пропущенную букву и обозначая орфограмму. Плат..е, вороб…и, под…ём, с…ел, п…ют, обез…яна, л…ют, счаст…е, от…езжать, об…единение, раз…яснение, об…ём, лист..я. | Вход во многоэтажный дом … (подъезд) - Снежная буря …. (вьюга) - Растолковать, сделать понятным … (объяснить) - Пригодный для еды … (съедобный) - Ягоды, сваренные в сахаре … (варенье) - Место в пути, где дорога поднимается … (подъём) - Орудие для охоты … (ружьё) | ||||
3. Подведение итогов Рефлексия: Как определить, какой знак надо писать — ъ или ь? Всегда ли после приставки перед корнем надо писать ъ? Домашнее задание: р.т. стр. 63 упр.102. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" (неологизмы и архаизмы)
Материалы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" (неологизмы и архаизмы)...
Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"
Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»...
Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»
Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыко...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий интеллектуального направления «Занимательный русский язык»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий интеллектуального направления «Занимательный русский язык»...
Конспект внеурочного занятия по теме: Занимательный русский язык.
Внеурочное занятие для учащихся 4 классов "Путешествие в страну имен числительных"....
Конспект занятия "В мире феноменов русского языка" с приложением в виде электронной презентации для 3-4 классов (авторская работа)
Представляю Вашему вниманию авторскую разработку в области русского языка - конспект занятия "В мире феноменов русского языка" с приложением в виде электронной презентации для 3-4 класс...