Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
учебно-методический материал
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа»
Байрамгулова Л.Я.
Обобщенное понятие классного часа:
- Классный час (Час классного руководителя ) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
- «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».
- Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)
- Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
- Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
Функции классного часа
Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить обучающихся на реальные практические дела.
Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе
Типы классного часа
Информационный классный час
Цели:
- Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
- Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;
- Формирование своего отношения к происходящему;
- Развитие исследовательских умений
Тематический классный час
Цели:
- Развивать кругозор обучающихся;
- Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Интеллектуально-познавательный классный час
Цели:
- Развивать познавательный интерес обучающихся;
- Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Нравственный классный час
Цели:
- Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
- Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
- Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)
Формы классного часа
- классное собрание
- беседа (этическая, нравственная)
- диспуты
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- дискуссии, КВН
- интерактивные игры
- игры – путешествия
- театральные премьеры
- тренинги
- читательские конференции
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.
Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога!
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Традиционный классный час
- Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.
- Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.
- Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель.
- При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
Личностно-ориентированный классный час
- Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности.
- Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся.
- Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха.
- При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.
Основные компоненты классного часа
- Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
- Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
- Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
- Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Основные компоненты классного часа | Традиционный классный час | Личностно-ориентированный классный час |
Целевой | Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного | Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности |
Содержательный | Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления | Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся |
Организационно-деятельностный | Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа | Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения |
Оценочно-аналитический | При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество её усвоения учащимися | В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели классного часа: • формировать у учащихся представление о характере; •...
Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».
Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....
Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».
Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....
Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов
) Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев) 2) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентац...
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной модели обучения
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной модели обучения...
Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода
Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....
Исследовательская работа и презентация "Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц"
Исследовательская работа может быть полезна и интересна как обучающим школы, которые увлекаются историей, традициями русского народа, так и учителями, для проведения уроков окружающего мира, литератур...