Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребенка трудиться"
материал (3 класс)
Собрание посвящено проблеме формирования у детей культуры выполнения трудовых обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii_i_sposobnost_rebyonka_truditsya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям,
это даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.
К.Д.Ушинский.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;
- Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
- Обратить внимание родителей на роль семьи в формировании личности ребёнка.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
- Труд и его значение в жизни ребёнка;
- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка;
- Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.
- Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.
Подготовительная работа:
- Анкетирование;
- Памятки родителям и ученикам.
Ход собрания:
I .Вступительное слово.
-Уважаемые родители! Это собрание мы посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов. На закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство любви к близким, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение делать все перечисленные дела быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих детей, требуем ли мы от них выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
Анкета для родителей 1.
Я знаю, что мой ребёнок в школе: | Мой ребёнок дома: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анкета для родителей 2:
1. Любит ли ваш ребёнок трудиться?
- 2. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно?
- 3. Долго ли может трудиться ваш ребёнок?
- 4. Увлечённо ил выполняет поручения?
- 5. Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?
- 6. Поощряете ли в ребёнка за выполненную работу?
- 7. Наказываете ли вы его, если он не выполнил работу?
- 8. Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса?
- 9. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?
Анкета для учеников 1.
Дома я: | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
Убираю свою постель |
|
|
|
|
Убираю свою комнату |
|
|
|
|
Мою посуду |
|
|
|
|
Хожу в магазин |
|
|
|
|
Стираю мелкие вещи |
|
|
|
|
Помогаю в уборке квартиры |
|
|
|
|
Ухаживаю за младшими |
|
|
|
|
Умею кое-что готовить |
|
|
|
|
Помогаю родителям |
|
|
|
|
Анкета для учеников 2.
- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?
- Что тебе не нравиться делать по дому?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Ругают ли тебя, если сделал что-то не так?
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
- Домашние дела - это трудная работа?
- Какое из последних поручений было для тебя новым и необычным?
III. Анализ ситуаций по проблеме собрания:
- 1. Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
- 2. В семье растут три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
- 3. В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет всё за внучку и даже обижается. Если мама даёт поручение дочке, а не ей.
- 4. Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
- 5. Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».
VI. Продолжение выступления классного родителя.
- Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя. Проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Задача сегодняшнего собрания - показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в начальной школе, актуальными они остаются ив старшем возрасте. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть детей на не хороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
Тест для родителей: «Какой вы родитель?»
Говорите ли вы ребёнку следующие фразы?
- Сколько раз тебе повторять?
- Посоветуйте мне, пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала!
- И в кого ты такой уродился?
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну на кого ты похож?!
- Вот я в твоё время…
- Ты моя опора и помощник!
- Ну что за друзья у тебя?
- О чём ты только думаешь?
- Какой ты у меня умница?
- А как ты считаешь сынок (доченька)?
- У всех дети, как дети, а ты…
- Какой ты у меня сообразительный!
Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 – «нет»
2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 – «да»
Результаты теста:
- Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне уважает и любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
- Если вы допустили 3-5 неверных ответа, вы не последовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств
- Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
- Если вы допустили 11-14 неправильных ответа, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
VII. Подведение итогов.
Раздаются памятки для родителей и учеников, даётся задание для родителей.
Памятка для родителей:
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не прости о помощи.
- Поручения, которые, вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям.
- Не говорите постоянно дома о том, что работа для вас наказание и каторга.
- Будьте примером для ребёнка в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно.
- Старайтесь следить за своей речью, не забывайте, что слова могут материализоваться.
Памятка для учеников: Как развить в себе желание трудиться.
- Внуши себе, что твоя помощь порадует близких.
- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню.
- Выполнив какую-то часть работы, оцени её и похвали самого себя.
- Если немного устал, сделай небольшую зарядку для рук (глаз).
- Обязательно постарайся закончить начатое дело и похвали себя.
- Напиши родителям шутливую записку о сделанном, и пусть тебе ответят.
- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя. Свою лень, своё нежелание. Значит ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё получится!
Задание для родителей:
- Рассказывайте детям о том, как ведётся учёт семейного бюджета.
- Покажите ребёнку, где оплачивают квартирные счета.
- Составьте с ним план уборки квартиры.
- Научите его стирать собственное бельё.
- Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
- Поделитесь секретами своего трудового детства.
- Стройте взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"
Лучшая форма наследства, оставляемая родителямиСвоим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия. ...
Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"
Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.Обрати...
Семейные традиции и способности ребенка трудиться
Анкеты для родителей на тему: "Семейные традиции и способности ребенка трудиться"...
Семейные традиции и способность ребенка трудиться в коллективе, семье.
Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье....
Род.собр.Семейные традиции и способность ребенка трудиться
Родительское собрание...
Семейные традиции и способность ребенка трудиться
СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 3 КЛАССЕ Тема: «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»Задачи: 1) Дать анализ учебных достижений учащихся.2)Обсудить с родителями проблему...
Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребенка трудиться в коллективе и семье"
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным о...