Методы диагностики воспитанности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Фаина Владимировна

Статья содержит информацию о методиках изучения воспитанности, критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_diagnostiki.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Фаина Владимировна,

учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 4 г.Оленегорска Мурманской области

Методы диагностики уровня воспитанности

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Свои методы диагностика воспитанности во многом заимствовала у психологической диагностики. Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. В каждом образовательном учреждении, в соответствии с избранными критериями и показателями подбирается комплекс методов изучения результативности воспитательной деятельности.  Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

В современной школе в качестве критериев для диагностики уровня воспитанности младших школьников выступают чаще всего отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность), труду (аккуратность и кропотливость, привычка доводить начатое до конца, бережное отношение к труду других людей), природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города), другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость); стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены, опрятный внешний вид, уход) и т. п. разных направлений воспитания, проведенного с помощью единого исследовательского инструментария.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

-содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;

-диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;

-результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;

-любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо;

-по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа;

-необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям;

Методики и критерии диагностик

Эмпирический материал классный руководитель может собрать с помощью методов опроса (беседа, интервью, анкетирование), наблюдения (прямое, косвенное), педагогического консилиума, анализа продуктов деятельности, исследования биографии, оценки (рейтинга), самооценки, социометрии, эксперимента.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в начальных классах.

Диагностики, проводимые в начальной школе можно разделить на группы:

Диагностики изучения классного коллектива:

Социометрия.   («Два домика», «Пьедестал», «Круги на воде», «Необитаемый остров», «Космическое путешествие», «Подарки».

Диагностическая методика  «Необитаемый остров»

Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».

Опыт проведения такой работы показывает, что ребята чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

Диагностическая методика «Аукцион»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.

Диагностическая методика «Мультфильм о нашем классе»

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

1 .Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.)

4.Какие проблемы поднимает мультфильм.

Диагностическая методика  «Круги на воде».

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен одноклассников.

Диагностическая методика «Подарки».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Маша-книга, Катя- ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках

Диагностики изучения школьной мотивации

Краски.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка».

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в школе, в классе, с друзьями, с учителем с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностики изучения личности учащихся:

    Анкета «Что я думаю о себе»

1.Какой я ученик__________________________________

2. Какой я человек________________________________

3.Какой я друг____________________________________

4. Я завидую(кому)________________________________

5.Мои хорошие качества___________________________

6. Мои плохие качества____________________________

7. Что я хотел бы изменить в себе____________________

8.Как ты думаешь, как одноклассники относятся к тебе?

9. Ты любишь себя?____________________________

 «Закончи предложение»

 На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…

4. Когда в моём присутствии обижают человека, я…

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…

6. Если бы я был на месте учителя, я…

Оценочная шкала:

0 баллов – ребёнок не имеет нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки, реакции неадекватны

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремиться или считает их недостижимыми, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё не устойчивое

3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственными установками, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

  Обучающегося просят привести примеры: принципиального поступка, зла, сделанного тебе другим; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

   Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

1 балл – если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чёткое и полное;

3 балла – если сформировано полное и чёткое представление;

 «Десять моих "Я"»

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово "Я". Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Например:   Я – умный

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.  Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

- самооценки обучающихся;

- оценки классного руководителя;

- оценки родителя.

Методики диагностики уровня воспитанности обучающихся

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

 1. Поведение в семье:

-проявление интереса к делам, проблемам семьи;

-вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

- положительная реакция на замечания в семье;

проявление уважения к старшим;

-забота о младших членах семьи;

-выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе

- внимательность на уроках;

-старательность в выполнении домашних заданий;

-трудолюбие и аккуратность в учебе;

- проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

- бережное отношение к школьному имуществу;

- разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

- дисциплинированное поведение на переменах

3. Отношение к старшим:

- вежливое общение со старшими;

- выполнение поручений, просьб старших;

- оказание помощи нуждающимся в ней;

- уважение по отношению к старшим

4.Отношение к сверстникам:

активное участие в совместной деятельности;

- готовность бескорыстно помогать другу;

- стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

- стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

- соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

- бережное отношение к экологии;

6. Отношение к самому себе:

соблюдение правил личной гигиены;

- аккуратность и бережливость в одежде;

- самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

- выполнение режима дня и утренней зарядки;

- правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Показатель качества воспитания лучше рассматривать не степень приближения ребёнка к единому для всех стандарту, а степень его изменения по сравнению с самим собой — каким был, каким стал, то есть его личностный рост. Личностный рост заключается в формировании личностных  качеств и в формировании ценностного мировоззрения обучающегося.

Методики оценки личностных качеств обучающихся

Показатели сформированности отдельных личностных результатов

Диагностические   методики

Готовность и способность обучающихся

к саморазвитию

и личностному самоопределению

1. Методика «Мой личностный рост», С.С. Кункевич

2. Методика  «Направленность личности», С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын

3. Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков

4. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся, Н.Г. Анетько

Сформированность  мотивации к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности

1. Методика «Сфера интересов», О.И. Мотков

2. Методика «Мой личностный рост», С.С. Кункевич

3. Методика «Репка», Л.В. Байбородова

4. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся, Н.Г. Анетько

Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества

1. Методика «Пословицы», С.М. Петрова

2. Методика «Букет настроения», М.А. Александрова

3. Методика  «Ценностные ориентации», Ф.П. Черноусова

4. Методика «Диагностика изучения уровня воспитанности», Н.П. Капустин

5. Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков

Сформированность основ гражданской идентичности

1. Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков

2. Методика «Мишень», А.Н. Лутошкин

3. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся, Н.Г. Анетько

4. Методика «Диагностика изучения уровня воспитанности», Н.П. Капустин

5. Методика «Методика изучения уровня воспитанности», М.И. Шилова

5. Способность ставить цели и строить жизненные планы

1. Методика «Готовность подростков к выбору профессии», В.Б. Успенский

2. Методика «Репка», Л.В. Байбородова

3. Методика «Мой личностный рост», С.С. Кункевич

Оценка качества воспитанности обучающихся  не может рассматриваться как итоговая оценка самих обучающихся. Это оценка результатов деятельности школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность.  В оценке уровня воспитанности школьников важно знать мнение учащихся о самих себе, предоставлять им возможность оценить себя, свое отношение и поведение в рамках рассматриваемой проблемы. Это может быть осуществимо с помощью метода самооценки.

Используемая литература:

1. Головей  Л.А., Рыбалко  Е.Ф.. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие– СПб.: Речь, 2008

2.Исаева И.Ф.Современные концепции воспитания школьников: социокультурные основания,содержание, технологии., Белгород : БелГУ, 2009

2. Купустин Н.П Педагогические технологии адаптивной школы. Уч. пособие

для студентов –М. Издательский центр «Академия», 1999

3. Подласный И.П.  Продуктивная педагогика М., 2003

4. http://otherreferats.allbest.ru  Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / пер. с нем. – Москва, 1991

5.Педагогический портал «О детстве» 

6.Диагностический инструментарий оценки уровня воспитанности школьников - Классное руководство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

методы диагностики памяти

 Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В эт...

тест - диагностика "Стили и методы семейного воспитания ребенка в семье"

Решение десяти обычных жизненых ситуаций определит стиль воспитания в семье. Дается анализ результатов теста....

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся.

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями...

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и н...