Моя Бурятия
рабочая программа (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гашейская СОШ»
«Согласовано»______ «Утверждаю»________
Заместитель директора по УВР Директор школы Ф.И.О. Бухольцева П.Н
Алексеева НФ Приказ № ____ от _______2013г
Рабочая программа
по предмету внеурочная деятельность
Основы бурятской культуры
для 3-4 класса
( 68 часаов)
Учитель Суменкова Татьяна Васильевна
Категория 1
2020г
Гашей
Пояснительная записка
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Ведение кружка «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Кружок позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Моя Бурятия» отводится 2 часа в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
- формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества художников Бурятии, уважение к деятельности художника;
- приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;
- развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
- имена известных художников Бурятии и их авторские работы;
- культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;
- виды декоративно-прикладного искусства.
- произведения современных художников Бурятии;
Решать учебные и практические задачи:
- уметь анализировать произведение искусства и высказывать о них свое мнение;
- различать виды и жанры изобразительного искусства;
- выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;
- владеть основными понятиями изобразительного искусства;
- владеть доступными для учащихся приёмами выполнения основных видов декоративно-прикладных работ, традиционных для художественной культуры Бурятии;
- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.
Прогнозируемые результаты:
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Тематическое планирование “Моя Бурятия”
1 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание |
1 2 | 2 ч |
| История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края |
|
3 4 | 2 ч |
| Бурятские роды и племена в древности |
|
5 6 | 2 ч |
| Освоение Забайкалья русскими |
|
7 8 | 2 ч |
| Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм. |
|
9 10 | 2 ч |
| Иволгинский дацан | Рисунки дацана |
11 12 | 2 ч |
| Образование Республики Бурятия | Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия» |
13 14 | 2 ч |
| Улан-Удэ- столица Бурятии. | Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ» |
15 16 | 2 ч |
| Символы Бурятии | Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства Выучить гимн Бурятии |
17 18 | 2 ч |
| Танцы и игры бурят. Ёхор | Разучивание народных игр. Разучивание ехора . |
2 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 2 | 2 ч |
| Байкал – мировое наследие | Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа | 1,5 | 0,5 Посещение библиотеки |
3 4 | 2 ч |
| Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции | 2 | |
5 6 | 2 ч |
| Символика цвета | Рисунки | 2 | |
7 8 | 2 ч |
| Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят | Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу | 1,5 | 0,5 экскурсия в школьный сад по составлению правил поведения в лесу |
9 10 | 2 ч |
| Пища как часть культуры народа | Составление меню из бурятской кухни | 2 | |
11 12 13 14 | 4 ч |
| Устное народное творчество | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка бурятской народной сказки | 2 | 2 |
3 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 2 | 2 |
| Символика орнаментов | Рисунок народного орнамента | 2 | |
3 4 5 6 | 4 | Виды орнаментов | Рисуем эскиз бурятского народного орнамента | 4 | ||
7 8 | 2 | Бурятский сундук | Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом | 2 | ||
9 10 | 2 | Головные уборы бурят | Выполнение эскиза головного убора бурят | 2 | ||
11 12 | 2 | Бурятские ичиги | Выполнение эскиза бурятских ичигов | 2 | ||
13 14 | 2 | Мужской дэгэл | Выполнение эскиза мужского дэгэла | 2 | ||
15 16 | 2 | Женский дэгэл | Выполнение эскиза женского дэгэла | 2 | ||
17 18 | 2 | Женские ювелирные украшения | Выполнение эскиза женских ювелирных украшений | 2 | ||
19 20 | 2 | Мужские украшения | Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений | 2 |
4 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 2 | 2 | Бурятская народная посуда | Выполнение эскиза бурятской народной посуды | 1,5 | 0,5 посещение школьного музея | |
3 4 | 2 | Бурятское жилище – юрта | Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты | 2 | ||
5 6 | 2 | Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят | Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств | 2 | ||
7 8 | 2 | Конь в жизни бурята | Выполнение эскиза бурятского коня | 2 | ||
9 10 11 | 3 ч |
| Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) | 2 | 1 посещение библиотеки | |
12 13 14 15 | 4 ч |
| Бурятское жилище | Конструирование юрты из разных материалов | 4 | |
16 | 1 ч |
| Викторина |
| 1 |
Список литература
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
- Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
- Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
- Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России, Бурятии
Герб, флаг, гимн....
Компьютерная презентация классного часа, посвящённого 350-летию вхождения Бурятии в состав России
В презентации дан материал о государственных символах Бурятии, о столице Бурятии - городе Улан-Удэ....
Международная НПК посвященная 90-летию Республики Бурятия "Социальная защита семьи и детства в условиях модернизации современного общества" Улан-Удэ, 07.07.2013г.
В статье рассматриваются проблемы насилия в семье....
Виртуальная экскурсия «Заповедники России, Иркутской области и Бурятии»
Цикл: «Заповедная Россия». Заповедник…Тишина…Остановитесь где-нибудь на опушке и вслушайтесь в нескончаемый, как морской прибой, шум деревьев. О чём они шумят? Может, рассказывают чудесную истори...
Викторина «Заповедники России, Иркутской области и Бурятии»
Цикл: «Заповедная Россия». Викторина «Заповедники России, Иркутской области и Бурятии» рассчитана на учащихся 3-6 классов на уроках окружающего мира и краеведения, а также может быть использована...
Бурятии прекрасные страницы (классный час, посвященный 95-летию Республики Бурятия)
Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно н...
Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия"
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенностифункционирования системы образования в Республике Бурятия, определяет полномочия органовгосударственной власти Респуб...