"Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_umniki_i_umnitsy_bardinoy_a._m.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей № 7» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умники и умницы» Срок реализации: 01.09.2021 – 31.05.2022 Составитель (разработчик): Бардина Анна Михайловна, педагог дополнительного образования г. Саранск 2021 год |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа к курсу «Умники и умницы» в 4 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 10 - 11 лет.
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом МОУ «Лицей № 7». В соответствии с базисным учебным планом занятие по программе в 4 классе проводится 1 час в неделю, в год 34 часа.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
программа направлена на обучающихся:
-проявляющих повышенный интерес к математике;
-имеющих желание реализовать свои знания;
-имеющих различные проблемы в обучении,
-смотивированных на обучение.
-на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1. определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
2. в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
3. ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов;
4. в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.;
5. при планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цели и задачи программы
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в четвёртом классе является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы),
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности,
- проговаривать последовательность действий,
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради,
- учиться работать по предложенному плану,
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного,
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре),
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры,
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
- слушать и понимать речь других,
- читать и пересказывать текст,
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
К концу четвёртого класса обучающиеся должны уметь:
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность,
- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
-выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор,
- пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности,
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями,
- логически рассуждать при решении задач логического характера;
- делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки.
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
- решать нестандартные задачи по математике.
Содержание программы
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие воображения. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Общая характеристика программы
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”.
“Развитие коммуникативных способностей”
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов;
во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
“Развитие познавательных способностей”
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Основными принципами работы программы являются:
- учёт современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а также индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
Средства обучения:
- наглядные пособия; подборка информационной и справочной литературы; набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу;
- кассеты с записями детской музыки и т.д.; треугольники;
- разрезные картинки; книги серии “Развивающие игры”;
- простой и цветные карандаши; тетради; линейки; краски; настольные игры; цветная и белая бумаги.
-компьютер, проектор; учебная доска.
Учебный (тематический) план | |||||
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года (тест). | |
2 | Развитие памяти | 10 | 10 | ||
3 | Развитие внимания | 9 | 9 | ||
4 | Развитие мышления | 9 | 9 | ||
5 | Развитие воображения | 4 | 4 | ||
4 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года (проверочная работа). | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование занятий "Умники и умницы"
в 4 классе
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
3 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
7 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
8 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
10 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
14 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
15 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
17 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
21 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
22 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.. | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
24 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
28 | Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
30 | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
31 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Сценарий праздника "Умники и умницы."
Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...
Конкурс " Умники и умницы" (презентация)
Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....