Статья
статья (2 класс)
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по реализации программы внеурочной деятельности «Мы – твои друзья»
Борисова Ирина Валерьевна, учитель МОУ Раменская СОШ №9
«Когда в доме много зверей, сердце у детей растет быстрее,
чем они сами» Марина Степнова
Как научить ребенка ответственному отношению к питомцам? Как искоренить жестокость и сократить количество бездомных животных? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в новой образовательной программе для школьников «Мы – твои друзья».
Программа «Мы – твои друзья» была разработана в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке бренда Purina.
Партнеры программы - Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина и Международный благотворительный фонд помощи животным «Дарящие надежду». Программа «Мы – твои друзья» успешно реализуется в российских школах. С 2017 г. программу прошли 157 000 школьников из 23 регионов России. К 2023 году такие программы должны охватить более 2 млн. детей во всем мире. Подобные программы работают в Италии, Франции, Германии.
Основной целью программы является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании – какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться о питомцах и бережно относиться к ним.
Можно предвидеть вопрос – а нужна ли такая программа современным школьникам? Дети и так загружены уроками: математика, русский, иностранный язык и т.д. Авторы программы считают и я с ними согласна, что тема воспитания ответственности, любви и заботы у детей по отношению к «братьям нашим меньшим» не менее важна и значима для современной школы. Психологи и социологи сегодня все больше говорят о распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Как результат – мы все чаще сталкиваемся со случаями проявления необъяснимой и пугающей жестокости со стороны подростков. Поэтому важно воспитывать у детей с ранних лет умение чувствовать, сопереживать и помогать тем, кто нуждается в твоей постоянной опеке и заботе.
Важно, чтобы ребенок понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей красотой, удивлять физическими способностями.
Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев. Хотя о других питомцах говорится тоже.
Участники программы – учащиеся 2-4 классов (8-11 лет), их родители, педагоги (учителя младших классов, воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования). Продолжительность программы – 1 год.
На своих занятиях я рассказываю своим ученикам, почему мы живем вместе и почему мы связаны, говорю о том, как появляются животные в доме, как устроены собаки и кошки, как они воспринимают окружающий мир. Мы не забываем о правилах личной гигиены и правилах безопасного поведения. По статистике, как раз большее число нападений на человека происходит при контакте со своими питомцами, а не на улице. В программе есть большой блок самостоятельной работы, много коллективных заданий. Это учит детей общаться между собой и объединяет класс. В конце курса дети проявляют сами социальную активность и чаще обращают внимание на бездомных животных. Они понимают, что могут оказаться полезными для брошенных собак и кошек — становятся взрослее и социально активнее.
Учебно-методический комплект программы разработан в соответствии с российскими стандартами образования и состоит из рабочей тетради для школьников, методического пособия для педагогов, комплекта плакатов. Имеется сайт https://www.pet-school.ru/, благодаря которому учителя, дети, родители смогут проходить программу самостоятельно. Для этого достаточно скачать учебные материалы, видео и обучающие презентации.
Программа построена по модульному принципу. В большинстве разделов две темы. Темы включают в себя информационные блоки и комплекс интересных заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.
Основная форма реализации программы – внеурочная деятельность. Дополнительные формы – интеграция в базовые учебные курсы. Ведущая роль принадлежит предмету «Окружающий мир». На уроках литературного чтения дети изучают произведения о животных отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Различные аспекты отношения к домашним животным рассматриваются на уроках эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка). Элементы данной программы могут быть включены в план коррекционной работы для детей с ОВЗ.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие – вовлечение в различные виды деятельности: игровую, познавательную, развлекательную, проблемно-ценностного общения, социальную и художественно-досугового творчества.
При проведении внеурочных занятий используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия, дидактические и сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, турниры, проектные и практические работы, арт-технология, выставки, экскурсии и т.д.
Приведу примеры некоторых занятий в моем классе на примере изучения раздела «Мы с тобой – друзья!». В рамках реализации первой темы была проведена беседа «Образы животных в произведениях искусства». На занятии дети узнали о том, что такое «анималистика». Для проведения беседы «Образы животных в живописных произведениях» были использованы репродукции картин И.Репина, Пабло Пикассо, Е.Чарушина, А.Дюрера, Э.Ландсира, В.Васнецова. Во время беседы учащиеся слушают музыкальные произведения – отрывок из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». При изучении темы «Необычная прогулка. Удивительная выставка» учащиеся, познакомившись с информацией, которую рассказал учитель, и, выполнив задания в рабочей тетради, создают альбом «Кошачьи и собачьи звёзды» тех домашних животных, которые произвели на них наибольшее впечатление – знаменитых кошек и собак (Белка и Стрелка, Джульбарс, Лео, Хатико, Болто, Барри, собака Павлова и др.). Создается выставка работ. При изучении темы «Про наши праздники и будни» учащиеся, прочитав одноименную тему в рабочей тетради, под руководством учителя создают календарь «Знаменательные даты, связанные с домашними животными». При изучении темы «Книги про хвостатых и усатых. Литературная мастерская» школьники читают отрывки полюбившихся сказок Братьев Гримм, Шарля Перро, С.Лагерлеф, Р.Киплинга, рассказов Н.Гарина-Михайловского, А.Куприна, И.Тургенева, А.Чехова, Л.Толстого и др. Дети вспоминают пословицы, в которых упоминаются животные. Дети знакомятся с книгами знаменитых дрессировщиков В.Дурова и Н.Дуровой. Данное занятие мы проводили в библиотеке. Завершается изучение данного раздела проведением интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Тематика вопросов связана с материалами рабочей тетради. Вопросы могут быть в форме музыкальной или литературной «угадайки».
Важное направление работы программы состоит в совместной работе детей и родителей. Задания направлены на вовлечение родителей в ее реализацию. Взрослым предлагается поделиться своими воспоминаниями и опытом общения с домашними животными, принять участие в подготовке заданий.
Результатами освоения программы являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Домашние животные дарят нам и нашим детям радость, учат заботе, сопереживанию, чуткости, а главное — настоящей дружбе! Всем учителям рекомендую использовать данную программу в своей работе. За такими проектами — будущее!
Литература:
Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы / А.Г.Макеева , В.А.Самкова, Е.М.Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018. – 96с.
Интернет источники:
тел.: 89167278724
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...