Конспект открытого классного часа на тему:"Современная российская наука"
классный час (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 01.09.2021
Класс: 2Б
Тема: Классный час «Современная российская наука»
Учитель: Шакирова Ф.Г.
Цель: ознакомление детей с великими русскими учёными и их изобретениями.
Оборудование: листочки для создания оригами, сода с уксусом, задание для групповой работы, звук паровоза, радио, телевизора; видеоролик «Изобретения 21 века».
Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник — мы отмечаем День знаний. Нашей самой первой темой классного часа является «Современная российская наука». Интересно, а мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!
А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах нашей гимназии, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже. Учёные бывают разными. Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком. Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в гимназии – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний первый урок!
Дети рассказывают стихи
Артём:
Орешек знанья тверд,
Но все же мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Упорство и стремление все знать!
Надир:
Говорят, что чудес не бывает!
Не волшебники мы – только учимся!
Но уж твердо верим и знаем –
У ученых и чудо получится.
Глеб:
Мы – наследники мудрых гениев,
Но шагаем путями своими!
Пусть мы юные, тем не менее –
Мы любые преграды осилим!
Учитель: Русские учёные подарили мировой науке множество изобретений и сделали немало интересных открытий в различных её сферах. Перевернём наши песочные часы и заглянем ненадолго в прошлое, чтобы вспомнить, кто эти люди, и что ценного они привнесли в нашу повседневную жизнь.
Немало было сделано технических изобретений:
Угадайте кто?
К нам спешит через луга,
Поля, леса, болота,
Груз доставить в любой край –
Вот его работа! –
(Включение записи звука паровоза)
Дети: – Паровоз.
– А вы знаете, кто изобрёл 1-й паровоз в России? (Дети отвечают)
– 1-й паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову (1774-1842) и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову (1803-1849).
– Ещё один чудо аппарат возник в России в 1895 г. Вы знаете, что это за чёрный ящик и кто его изобрёл? (Дети отвечают)
Учитель показывает и включает радио:
– Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление его на свет осуществилось благодаря русскому физику, инженеру-электрику, профессору и изобретателю – Александру Степановичу Попову.
А теперь ещё один чёрный ящик.
Догадаетесь что это? (Дети предлагают свои варианты)
Звук телевизора
– Подсказка. Мы включаем его каждый день. Смотрим по нему мультики, кино и передачи. Догадались? Телевизор.
Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б. Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.
– 3-й чёрный ящик. Без него не может обойтись современное общество. (Дети отвечают)
– Многие из вас заблуждаются, считая ПК изобретением американским. Омский конструктор и инженер Арсений Анатольевич Горохов ещё до появления ПК в Америке, в 1968 г, представил русскому научному обществу своё изобретение.
А вы знаете, кто помог человечеству покорить воздух? (Дети отвечают)
– Русский малоизвестный талант Александр Федорович Можайский 1-й во всём мире смог собрать воедино теоретические знания, изучить опыт предшественников, и, не смотря на сложную обстановку, бюрократию и ограниченность в возможностях, смог создать самолёт, способный поднять человека в воздух. Его подвиг смог прославить Родину на весь мир. К сожалению, трудов по описанию проделанной им работы не сохранилось, как и чертежей самого изобретения, его изображения.
Учитель: Сейчас мы тоже станем изобретателями и сделаем свои, пока не большие, макеты самолётов. В этом нам поможет древнейшее искусство оригами.
( Учитель показывает детям и делает вместе с ними самолёт из бумаги)
– Кроме успехов наших учёных в самолётостроении, следует отметить и их успехи в постройке вертолётов. Большая величина в развитии авиации Борис Николаевич Юрьев. Он придумал, как сделать основной узел вертолёта. Благодаря этому стало возможна постройка современного аппарата. Вертолёт стал более устойчив, появилась возможность его безопасного управления лётчиками.
А кто из вас может назвать ещё одного русского человека, изобретение которого связано с авиацией? (Дети отвечают)
В 1911 году проложил безопасную дорогу с воздуха на землю для лётчиков, техника которых получила неисправность во время полёта. Русский военный Котельников Г.Е. предложил использовать в таких случаях компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта.
(Разминка)
– А теперь давайте встанем и попробуем все вместе прыгнуть с парашютом, как это делают лётчики.
Приземлились. Надеюсь, парашют никого из вас не подвёл!
После прыжков неплохо и передохнуть. Лучший отдых – это сон. Вы знаете, что спать иногда очень полезно. Сон – это не только отдых для всего организма, но и возможность для мозга в спокойной обстановке обработать информацию, полученную за день. Так, великий учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев составил свою таблицу химических элементов именно во сне. Его изобретение актуально и в наши дни. Химики и учёные в других областях науки всех стран с успехом пользуются периодической таблицей Д. И. Менделеева.
Вы хотите побыть великими учёными-химиками? Сейчас мы тоже проведём опыт.
(Учитель показывает ребятам безопасный химический опыт с протеканием любой простейшей химической реакции. Например, гашение соды.)
– А кто из вас может назвать ещё одного знаменитого учёного-химика? (Дети отвечают)
– Ломоносов Михаил Васильевич. Учёный и изобретатель оставил огромный след во многих областях человеческой деятельности – литература, физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия.
Окружающий мир.
Игра «Угадай-ка»
- Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
- Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
- Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
- Самый быстрый зверь. (гепард)
- Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
- Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)
- Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (голуби)
- У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (лиственница)
Допиши географические названия:
Полярная ______________
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
Учитель:
Мы математику грызем,
Других наук не замечаем,
И в результате твердо знаем:
Эйнштейнами мы скоро станем!
Математика.
- Найди 2 числа, если их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого. (6 и 9)
- В корзине лежит несколько яблок. Их меньше десяти. Сколько яблок лежит в корзине. Если все их можно раздать поровну двум или трем детям? (6)
- Мы нашли 2 сыроежки, 5 лисичек и 3 шишки. Сколько мы нашли грибов? (7)
- Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине лестницы? (четвёртая)
Литература.
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33)
- Как звали домомучительницу Малыша? (Фрекен Бок)
- Назовите имя и отчество Чуковского. (Корней Иванович)
- Главной героине известной сказки Г.-Х. Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки? (Русалочка)
- Давайте дадим клятву самим себе, своим родителям, своей гимназии:
- пытаться узнать и понять окружающий мир (Клянусь)
- учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала наука (Клянусь)
- своими знаниями, успехами и достижениями укреплять авторитет своей школы (Клянусь)
- овладевать и усовершенствовать те знания, которые дают вам учителя (Клянусь)
- побольше читать, интересоваться, узнавать (Клянусь)
Учитель:
- Сегодня вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут учителя.
Наш праздник подходит к концу. Завтра будет новый день, Вы пойдёте по новым дорогам за знаниями, и, я надеюсь, желание учиться не угаснет в Вас никогда.
Интернет-ресурсы:
https://uchi.ru/teachers/webinars?scope=past
https://uchi.ru/teachers/webinars/28
Допиши географические названия:
Полярная ______________
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
Допиши географические названия:
Полярная ______________
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
Допиши географические названия:
Полярная ______________
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
Артём:
Орешек знанья тверд,
Но все же мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Упорство и стремление все знать!
Надир:
Говорят, что чудес не бывает!
Не волшебники мы – только учимся!
Но уж твердо верим и знаем –
У ученых и чудо получится.
Глеб:
Мы – наследники мудрых гениев,
Но шагаем путями своими!
Пусть мы юные, тем не менее –
Мы любые преграды осилим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".
Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа "В дружбе - наша сила"....

презентация к классному часу, посвященному теме "Современная наука в России"
презентация по теме "Современная наука в России"...

Конспект классного часа по теме "День российской науки" - 3 класс
Дата проведения 05.02.2024Форма мероприятия Классный часТема мероприятия День российской науки. 190 лет со дня рождения Д. МенделееваЦель мероприятия Формирование понимания значимости труда людей разн...

Конспект классного часа по теме "День Российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева." - 4 класс
Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: День Российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева. Цель мероприятия: Познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И....
Конспект классного часа по теме: " День российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И.Менделеева"
Форма мероприятия: классный часТема: «День российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева»Цель: познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, показать многогранно...

Сценарий открытого классного часа на тему: "Мир науки и техники"
Презентация содержит материал об ученых, первооткрывателях, изобретателях....