Дополнительная образовательная программа "Портрет нашего города"
рабочая программа (1 класс)
Программа для работы кружка по краеведению. Рассчитана на детей 7-8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_po_sankt-peterburgu.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
. .
ПРОГРАММА
«Портрет нашего города»
Возраст обучающихся: от 7
до 8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Шершнева
Наталья Леонидовна
Санкт – Петербург
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Портрет нашего города» составлена с учетом Концепции развития дополнительного образования детей в РФ, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа «Портрет нашего города» носит туристско-краеведческую направленность и рассчитана на базовый уровень освоения. Форма организации –комплексная.
Актуальность
Актуальность программы «Портрет моего города» обусловлена необходимостью сохранения и возрождения традиций петербургской культуры, воспитания граждан, понимающих значимость города.
В настоящее время вопрос патриотического воспитание стоит очень остро. «Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего!» -эти слова М. В. Ломоносова актуальны как никогда. Любовь к своей стране не появляется ниоткуда. Все начинается с малого: с любви к своей семье, дому, родному городу. Мы живем в удивительнейшем месте!. Важно суметь показать детям необычность города, заинтересовать его историей. Хотелось бы, чтобы дети чувствовали себя не посторонними зрителями, а понимали, что они жители Петербурга и тоже творят историю. Любовь к своему городу, чувство уважения и причастность к его истории, культуре - результат целенаправленной, последовательной совместной деятельности педагогов и родителей. Воспитание «красотой родного города, красотой окружающего мира» позволяет детям воспринимать мир ярким и многогранным, усиливает творческую познавательную деятельность, способствует развитию социально значимой активности. Петербург – сокровищница мировой культуры. Сохранение наследия является основной задачей всех поколений петербуржцев. К сожалению, дети, живущие на окраинах Петербурга, в большинстве своем, редко бывают в центре города, плохо знают достопримечательности. Это приводит к тому, что дети слабо знают историю Петербурга, его достопримечательности, не ориентируются по карте и на улицах города. В этой связи особое значение имеют занятия в системе дополнительного образования детей.
Занятия по программе разнообразны по форме и методам организации деятельности детей, что позволяет существенно углубить знания и развить у детей интерес к изучению своего города.
Младшие школьники готовы удивляться и удивлять, по природе своей, любопытны и любознательны, поэтому необходимо пробудить в них интерес к своему городу, помочь им понять уникальность нашего Петербурга, вызвать уважение к традициям и желание продолжать их. У детей в ходе реализации данной программы развиваются познавательные и коммуникативные навыки, интеллект, творческая активность, формируется общая культура
Новизной данной программы является многообразие творческих приемов и методов, используемых в реализации программы, активное взаимодействие с городом, широкое использование интерактивного пространства. Знакомство с городом происходит не столько в классе, сколько на прогулках, экскурсиях, занятиях исследовательской деятельностью. Предусматриваются практические занятия, ведение личного исследовательского дневника, широкое вовлечение родителей.
.
Цель программы: Создать условия для развития у школьников ценностного отношения к Санкт-Петербургу.
Задачи:
- Развивать умение замечать необычное, интересное
- Развитие познавательно-исследовательских интересов детей.
- Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.
- Развитие активного словаря ребенка, умения рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
- Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
Ожидаемые результаты по годам обучения
К концу курса дети должны знать:
- дату рождения города, имя основателя города, герб и флаг города, их значение;
- важнейшие факты из истории города
- основные достопримечательности города, их назначение и использование в прошлом и настоящем;
Уметь:
- уметь передать свое впечатление от увиденного устно или в творческой работе.
- узнавать и называть основные архитектурные и исторические памятники города;
- различать понятия «Архитектор», «Скульптор»;
- ориентироваться на карте города, уметь находить на ней основные достопримечательности;
- Уметь объяснять значимость объектов для города и себя лично;
- Иметь навык:
- поведения в общественных местах.
Программа предполагает общекультурный уровень освоения.
Результатом освоения программы должно стать заинтересованное отношение обучающихся к изучению истории и современной жизни своего города, умение узнавать и называть его основные архитектурные и исторические памятники, желание узнавать новое о нем, а также знание этических норм поведения горожанина и их применение в повседневной жизни.
Основными способами проверки результативности является
- ведение «Дневника исследователя», викторины, рассказы-экскурсии, опросы и беседы с детьми, защита социальных мини-проектов.
- анкета для родителей - отношение к занятиям детей, их заинтересованность и увлеченность
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 занятия,
Методы, используемые в работе:
- рассказ педагога с использованием интерактивных технологий;
- викторины, игры и творческие работы для выявления знаний;
- обсуждения и беседы на предложенные темы;
- экскурсии, посещение музеев, выставок;
- конкурс;
- вернисаж творческий работ;
- литературная гостиная;
- сюжетно-ролевая игра;
- игровая программа;
- виртуальные экскурсии, круизы;
- походы, пешеходные экскурсии;
- спектакли;
- творческий отчет;
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | История моей семьи | 1 | 2 | 3 |
3 | Петербург до Петербурга | 1 | 3 | 4 |
4 | Основание Санкт-Петербурга Петровский Петербург | 7 | 6 | 13 |
5 | Васильевский остров – созвездие музеев | 6,5 | 5,5 | 12 |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 18 | 34 |
Содержание программы 1 года обучения
- Вводное занятие. «Портрет моего города»
- «Дом в котором я живу»
Теория: Мои корни. История моей семьи.
Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.
Практика: Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…) Выставка «Моё родословное дерево».
Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся.
- Тайны старой крепости
Теория: Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси
Практика: Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…» Круглый стол.
Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.
Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)
4. Усыпальница русских царей.
5. Домик Петра 1 и Троицкая площадь.
Теория: Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.
Адмиралтейство. Ботик Петра 1.
Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду.
Ассамблеи. Этикет в петровское время.
Кикины палаты.
Практика: Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия. Составление кроссворда «К» (крепость, куранты, куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)
Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.
Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, очертание Адмиралтейства. Посещение Летнего сада. Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало». Сравнить Летний дворец Петра1 и Кикины палаты. Архитектура. Петровское барокко
- В нашу гавань заходили корабли
Теория: Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.
Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.
Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города.
Зоологический музей.
Ростральные колоны.
Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини
Практика: Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова.
Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры.
Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры).
Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны».
Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини.
7.Легенды Васильевского острова.
Практика: Викторина «Знаешь ли ты свой город?».
Задание на лето. Памятка «Путешествие в Каникуляндию».
- Петрово диво Летний сад.
- Дворцовая площадь.
- Невский проспект.
- Зимний дворец.
- Соборы Петербурга.
- Каменные лики.
- Экскурсия «Мосты повисли над водами».
- Сказочные и мифические животные.
- Символы Санкт-Петербурга.
- Петербург. Портрет моего города.
Учебно-тематический план :
№ п/п | Тема | Форма проведения занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | |||
1 | Вводное занятие. «Портрет моего города» | игра | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | «Дом в котором я живу» | Игра-викторина «Кто кому кем приходится?»( тесть, сноха, свояченица, кузина…) | - | 1 | 1 |
3 | История моей семьи. Старые фотографии рассказывают… | Изготовление «Родословного дерева». Выставка | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат. | Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся. Галерея | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Герб, флаг, возраст города. Будем знакомы | Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | «Тайны старой крепости» | Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…» Круглый стол | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. | Работа с картой Виртуальный круиз | - | 1 | 1 |
8 | Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела | Рассказ педагога: Устройство и секреты крепостей. Работа с картой Ленинградской области. Олимпиада | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Крепость Ладога –первая столица Руси | Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…) | - | 1 | 1 |
10 | Когда Петр I был маленький. | рассказ | 1 | - | 1 |
11 | Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. | Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия | 1 | 1 | 2 |
12 | Петропавловская крепость. Иоановский мост. | Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...) | 1 | 1 | 2 |
13 | Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины. | Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Адмиралтейство. Ботик Петра I | Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, Адмиралтейства… | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Там у Невы наш первый сад. Посещение Летнего сада | Рассказ педагога. «Мое открытие Летнего сада». Интервью родителей «Летний сад вчера и сегодня» | 1 | 1 | 2 |
16 | Летний дворец Петра I в Летнем саду. Ассамблеи. Этикет в петровское время | Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало» | 1 | 1 | 2 |
17 | Кикины палаты | Сравнить Летний дворец и Кикины палаты. Архитектура Петровское барокко | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Васильевский остров – созвездие музеев | Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию. Топонимика. | Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и Еф. Ефимовского | 1 | 1 | 2 |
20 | Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого. Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер | Легенда строительства. Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры) | 2 | 2 | 4 |
21 | Меншиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко | В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере | 1 | 1 | 2 |
22 | Зоологический музей | Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Ростральные колоны | Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны» | 1 | - | 1 |
24 | Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини | Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Итоговое занятие Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | Задание на лето Памятка отъезжающему на каникулы | - | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 18 | 34 |
16. poetry-city.ru›piter.html Стихи о Петербурге
17. photocityspb.narod.ru›Audio песни о Санкт-Петербурге и Ленинграде
Список литературы:
- Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. - СПб., 1993.
- Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. - СПб., 2001.
- Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. - СПб., 2003.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. - Л., 1985.
- Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. - СПб., 1994.
- Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
- Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. - Л., 1980.
- Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1994.
- Кепп Е.Е. Выборг. - Выборг, 1992.
- Лелина Е.И. Петропавловская крепость. - СПб., 1996.
- Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.
- Некрасов Б. Гранитная летопись. - Л., 1971.
- Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.:
- Платунов А.М. Так строился Петербург - СПб., 1997.
- Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.
16. АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.
17. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Улицы нашего города. город Липецк
Улицы нашего города...