Путешествие по временам года
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Черниченко Валентина Михайловна

Данная разработка является конспектом внеклассного мероприятия на тему "Путешествие по временам года" и предназначена для обучающихся начальных классов. она содержит интересные творческие задания, необычной формой представления. все задания доступны и в то же время заставят детей задуматься и проявить свои знания, смекалку, находчивость и взаимовыручку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие38.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Путешествие по временам года

Открытое внеклассное мероприятие.

Цели:

       Формировать представления о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний  детей о временах года, причинах смены времён года.

      Развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза, наблюдательности.

      Воспитание культуры речи сотрудничества, взаимоуважения, интереса к окружающему миру.

Оборудование.

-картинки; клей; салфетки; листы с заданиями;

- карандаши;

- цветные крышки;

- картинки «овощи»;

- баночки;

- часы.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а чтобы узнать куда, надо отгадать загадку. Слушайте внимательно.

В саду царском стоит дерево райское 
На одном боку цветы расцветают, 
На другом боку-плоды созревают, 
На третьем-листы опадают, 
А на четвертом-снег да вьюга гуляет! 

- Правильно, это времена года.

Мы, сегодня с вами совершим путешествие по временам года, вспомним, что мы знаем о временах года, что есть интересного, особенного и необычного в каждом из них, их отличительные особенности. А чтобы путешествие наше было удачным, в дорогу  мы возьмем с собой знания, смекалку, находчивость и, конечно, дружбу и взаимовыручку, смелость и хорошее настроение. Тогда  нам откроются многие секреты времен года. Перед путешествием предлагаю вам размяться.

Физминутка. 
Мы готовы для похода, 
Но от парты не отходим, 
Поднимаем выше ноги 
И не нужно нам дороги. 
Птицы учатся летать, 
плавно крыльями махать, 
Полетели, полетели, 
Опустились, посидели! 

-Ребята, отправляемся в путешествие?

-Ребята, я вам расскажу грустную историю. У меня были часы времени года, но я их нечаянно разбила. Давайте их вместе с вами попробуем восстановить.

Чтобы восстановить часы времени года, нужно отгадать все загадки и выполнить задания. Будьте внимательны.

Первая загадка, слушайте:

Наступили холода.                    

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый          

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:              

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,      

Когда это бывает? (Зимой)

 ( Дети находят картинку в кабинете, учитель размещает картинку на доске)

-Ребята, а как вы узнали, что это время года зима?

- Итак, открываем первую часть наших часов времён года и попадаем в зиму.

Выберите картинки, относящиеся к зиме: СЛАЙД.

-Найдите иллюстрации зимы среди картинок в классе (показать на сенсорных крестах).

-Найдите зимние предметные картинки на магнитной доске и прикрепить к часам на доске (задание для Виталика, Сони, Артема).

-Назовите особенности зимней одежды.

Зиму мы с вами отгадали и с нею даже поиграли, чтобы следующее время года отыскать нужно снова загадку отгадать:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Распускается листва,

Вся поляна расцвела(Весна.)

Правильно, ребята, это время года весна. Как вы определили? Давайте найдем картинку с временем года весна и добавим к нашим часам.

- Отгадайте загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

-Что это за растение? (первоцвет) Что такое первоцвет? Найдите картинку на магнитной доске, на которой изображена весна и разместите на наших часах.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач)

— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются у нас зимовать? (Перелетные и зимующие).

Игра в группах «Математические действия»  СЛАЙД

Выполните математические действия и отгадайте слова. (задание на листочках каждой группе)

ЛА+СМ - М+ ТО+Ч+КА=

СОГ-Г+ ЛОЗ - З+ВЕ+Й=

СК + ВОЛ – Л – РЕ + Ц =

ГР + А+Т – Т +Ч =

— Как называются эти птицы (перелётные).

Физминутка. Игра «Перелётные и зимующие» 

(Дети выходят и становятся в круг)

— Ребята, сейчас я буду называть птиц перелетных и зимующих , если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то поднимите руки вверх.

Ворона, соловей, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, журавль, воробей.

Молодцы! Продолжим наше путешествие?

Отправляемся в гости к следующему времени года, отгадайте какому:

Расшифруйте загадку, переставив слоги, в соответствии с цифрами:         СЛАЙД

2             4       1        5       3

НЫШ   ПЕ  СОЛ  ЧЕТ  КО

3         4            2            5       1

КА    ЦВЕ    МАШ   ТЁТ    РО

5        3          1        4        7       2      6

ПЕ   ЦА   ПШЕ   ПОС   ЕТ   НИ   ВА

   1       4        5     3    7      6      2

КОГ   ТО   БЫ   Э   ЕТ   ВА   ДА

Правильно, мы в гостях у лета. СЛАЙД

Давайте вспомним, признаки лета (тёплая погода, ярко светит солнце, люди собирают ягоды и грибы)

— Назовите летние месяцы (июнь, июль, август).

Июнь  — начало лета, месяц, цветущих трав, поющих птиц.
Июль — макушка лета, его середина. Месяц ягод, и большого тепла, сильных гроз.

Август — месяц уборки урожая, улетают на юг первые птицы – стрижи.

 Дидактическая игра «Что перепутал художник» СЛАЙД

Ребята, посмотрите на картинки, всё ли правильно нарисовано здесь?

Что неправильно нарисовал художник? Может ли быть такое летом?

Дети объясняют, что перепутал художник.

— В какие игры можно играть летом? (играть в мяч, кататься на велосипеде, игры с песком) СЛАЙД

 Игра  «Что изменилось?» Слайд 18, 19

Назовите картинки, запомните их (бабочка, жук, стрекоза, пчела, кузнечик)

Что изменилось? Назовите лишнюю картинку, почему она не подходит к остальным (воробей).

Продолжаем  наше путешествие  СЛАЙД

Кто все листья золотит,

Урожай собрать велит,

К югу птичек отправляет

И  дождями поливает. (Осень)

Открываем последнюю часть наших часов.

-Ребята, давайте вспомним, что вы знаете об осени. Найдите картинки, относящиеся к осени.

— К как называется первый месяц осени? А последний?
—Ккак называется осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
— Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Расскажите, что вы знаете об осени (листья меняют окраску и опадают, идёт дождь, птицы улетают на юг).

Вот и завершилось наше путешествие. Мы побывали во всех временах года.

— Какое время года вы любите и почему? (Я люблю лето, потому что лето – чудесное время года, тепло, всё вокруг зелёное, яркое, пёстрое)

— Любое время года прекрасно по – своему!

Вот ребята мы и побывали у всех времен года в гостях и выполнили все задания.

Итог урока

- Ребята, чему учились на уроке?

Мы, сегодня с вами путешествовали по временам года , собрали часы времени года и каждый из вас за выполнение заданий получил часики времени года.

Большое спасибо вам за урок!

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (
Мороз)

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (
Зимой)

Бел да не сахар,
Нет ног, а идет. 
(Снег)

Лежало одеяло. Мягкое, белое…
Солнце напекло, одеяло стекло. (
Снег)

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
Покуда он гуляет. (
Дождь)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и золото одетые леса…

К какому времени года мы подошли в нашем путешествии? (Осень)

У: а сейчас нам предстоит интересная работа по созданию осеннего панно.

У вас на столах заготовки для аппликации. Заготовки – это объекты живой и неживой природы, которые вы можете расположить и приклеить как вам подскажет ваше воображение и сегодняшний опыт восприятия художественных произведений. Готовясь к уроку, наши педагоги составили вот такие панно (показ образцов), а теперь работайте вы.

Анализ работ (показ, обсуждение).

Вы видите перед собой буквы, необходимо вместо точек вставить гласные буквы и мы сможем прочесть поговорку (15 слайд)

ДВ_ ДР_Г_ - М_Р_З Д_ ВЬ_Г_ (Два друга - мороз да вьюга)

(А, у, а, о, о, а, ю, а в кучу        (16 слайд)

Ребята! Как вы думаете, какие еще слова могут характеризовать или присущи только Зиме!

И подводя итог нашего урока, я бы хотела вам прочитать несколько загадок, а вы отгадайте. (СЛАЙД)

Прошла по лугам, по лесам и полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: “За мной нагрянет зима”.  (Осень)

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
В наряд белоснежный оделись сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: “Вить гнезда пора”. (Весна)

Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало хлопот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски. (Лето)

"Яркая, нарядная,
Дождливая, прохладная.
Птиц в стаи собирает,
И на юг провожает." (Осень)

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?    (Октябрь)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

"Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром." (Зима)

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый Год. (Декабрь)

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... (Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?   (Март)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?  (Апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)

Тёплый, длинный-длинный день.
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц,
Подскажи-ка? (Июнь)

Жаркий, знойный,
Душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи,
За месяц это? (Июль)

Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи? (Август)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.  (Роса)

Гаркнул гусь
На всю Русь.  (гром)

Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ (Облако)

Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.  (Молния)

Рогатый, а не бодается.  (Месяц)

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.  (Река)

4. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу.

- У кого же мы сегодня побывали в гостях? (У Времен года)

- Как их зовут?

- Молодцы!

Молодцы! Отгадав загадки, мы с вами еще раз прошли по всем этапам нашего необычайного путешествия.

  • Что вам запомнилось?
  • Что вам понравилось?
  • О чем новом необыкновенном вы сегодня узнали?

           

               

   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие во времени", посвященный Году Российской истории

С помощью виртуальной "Машины времени" ребята знакомятся с одними из самых значимых событий в истории России - созданием Российского государства, Ледовым побоищем, изгнанием из Москвы польских интерве...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по временам года"

Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года. Задачи:- Совершенствовать навыки разговорной речи;- Обогащать словарный запас детей;- Развив...

Урок окружающего мира "Путешествие по временам года" 1 класс

Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года. Задачи:- Совершенствовать навыки разговорной речи;- Обогащать словарный запас детей;- Развив...

: Путешествие по временам года

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ....

«Ориентирование во времени: время года «Зима». Признаки времени года».

Технологическая карта по развитию психомоторики и сенсорных процессов...