Беседа «Человек в мире правил»
статья
В ходе беседы дети найдут ответ на вопрос "Зачем человеку в жизни нужны правила?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Человек в мире правил»
Ход беседы: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»? В целом, вы все ответили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока неизвестного другим. Но чтобы провести исследование, учёные проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы. Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ. А вот вопрос (записан на доске), на который мы будем отвечать, звучит так: Зачем человеку в жизни нужны правила?
Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента? Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, учёные и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то. Цель – найти причину, которая заставляет людей жить по правилам». (В это время я на доске рисую заготовку для игры в «крестики- нолики». Дети узнают этот рисунок. Выбираю для игры на доске трех человек). Я вам обещаю, что смогу всех победить!. Итак, я начинаю первая. (Я рисую крестик в любой клетке. Затем предлагаю детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжаем игру. Дойдя до третьего хода, я, нарушая правила игры, зачёркиваю крестики так, как хочется, заявляя каждому воспитаннику: «Я победила!» (Это вызывает бурный протест).
- Ой! Как вы шумите! Почему?
Дети: – Вы нарушили правило! - Так не играют! - Так не играют! - Так нельзя! - Это нечестно!
Я: - Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие учёные попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане. - Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?» (Опрашиваются все. Ответы детей записываются на доске) Итак, возмущение, обида, гнев, недовольство, шок, раздражение, злость, негодование, ярость…
- Ребята, скажите, это светлые чувства, приятные или тёмные, некрасивые? (Практически все дети отвечают, что это тёмные чувства)
- Ребята, я должна вам признаться, что тоже чувствую себя неловко. Ведь я обманула вас, и мне стыдно. Но это я сделала ради эксперимента, чтобы вы почувствовали то, что чувствует человек, против которого нарушили правила.
- Что же получается? Все вы единогласно решили, что чувствовали одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вы почувствовали боль обиды? (Дети задумываются). Правильно вы начали кричать. Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так? (Дети стараются проанализировать себя, свои чувства, ощущения).
- Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда делаем вывод: нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека. Ребята, сможем мы сейчас ответить на вопрос: «Зачем человеку правила?» (Звучат ответы детей.) - Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее? - А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила? - Так зачем людям нужны правила?
- А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя? (Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).
- Назовите известные вам правила поведения на уроке. А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю. - Нарушали ли вы правила поведения на уроке? - Как вы себя при этом чувствовали? - Как отреагировали на это окружающие? - Какой вывод для себя вы сделали? С помощью эксперимента вы смогли самостоятельно определить, как вы должны вести себя в жизни. Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе». Сегодня мы поговорили о том, умеем ли мы их выполнять, можем ли мы поступать правильно в различных ситуациях?
Тренинг «Давай помиримся». Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Давай помиримся». Представьте себе, что вы поссорились со своим другом, но потом захотели с ним помириться. Вот вы взяли яблоко и пошли к нему. Какие слова вы скажете, чтобы он захотел с вами помириться? А теперь представьте, что вы миритесь с человеком, который сам виноват в том, что вы ссоритесь.
Вывод: Умей прощать ошибки других.
Тренинг «Сила на право» (К. Ушинский) Прибежал Митя на улицу, выхватил у маленькой сестры куклу и поскакал с куклой как будто верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал на улицу старший брат Мити Сережа. Он догнал братишку и отнял у него куклу. Митя побежал жаловаться к отец, а отец сидел у окна и все видел. - Что скажет Мите отец? Как вы думаете? Вывод: Помогай младшим, не обижай их. Ситуация: Алик всегда любил быть первым: когда строились в столовую, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их вперед, громко крича, что это его место. Многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и ударить кулаком. Каким растет Алик? Наблюдал ли ты подобные поступки ребят вашего класса? Как вы боретесь с ним? Задание: Придумай и запиши 4 правила в общественных местах.
Итог. Все законы обязательны для исполнения взрослыми и детьми. И часть этих законов содержится в Конституции РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Урок по окружающему миру "Права и обязанности человека", 4 класс
Урок- проект. Групповая работа....
Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100 4 кл
Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100...
Человек в мире правил
Познакомить воспитанников с правилами поведения обязательными для исполнения....
Познавательная беседа по тема:Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения
Цель: Учить бережно относиться к зрению...
Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...