Родительское собрание «Повышение мотивации учения у детей с ОВЗ»
консультация

Максимова Надежда Васильевна

         К.Д. Ушинский писал: « С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами».  Каждый из нас хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с желанием посещал школу. Но подчас от родителей приходится с сожалением слышать совсем противоположную информацию. Учение для ребёнка трудное занятие. И, хочу отметить, что это происходит с обучающимися школ любого вида. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не всем детям достаточно. Понятно, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушен к учебе, абсолютно не проявляет желания или интереса. Поэтому перед нами, взрослыми, стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

                              Родительское собрание «Повышение мотивации учения у детей с ОВЗ»

                                                Провела воспитатель ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»

         К.Д. Ушинский писал: « С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами».  Каждый из нас хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с желанием посещал школу. Но подчас от родителей приходится с сожалением слышать совсем противоположную информацию. Учение для ребёнка трудное занятие. И, хочу отметить, что это происходит с обучающимися школ любого вида. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не всем детям достаточно. Понятно, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушен к учебе, абсолютно не проявляет желания или интереса. Поэтому перед нами, взрослыми, стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

      Под определением слова « учение» мы понимаем то, ради чего учится ребенок, в чем его познавательные стремления. Чаще всего уже в первый же день пребывания в школе большинство детей (по мере своих психофизических возможностей) начинает осознавать, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к другому ученику и поговорить и т.д.. Учебная деятельность радости не приносит. Появляются страх и нежелание идти в школу. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно поставить себя на его место. Попробуйте представить себя на месте своего ребенка, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Если подобная ситуация складывается у взрослого человека, то он чаще всего ищет другое место работы. Родители не должны забывать о том, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Для того чтобы повысить мотивацию к учебной деятельности родителям необходимо перестать манипулировать детьми, как пешками. А дети должны почувствовать себя источником, они должны научиться принимать на себя в какой-то мере ответственность за свое поведение. Все дети разные. Каждая личность неповторима. Успех или неудачу личности в учебной деятельности нельзя объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Наоборот, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять причины успехов или неудач конкретного ученика.

          Мотивация  это желание и готовность что-либо делать. В нашем мозгу существуют определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того, чтобы она включились в работу необходимы три компонента: интерес, социальное признание и самооценка. Выделяют пять уровней учебной мотивации:Первый уровень высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.Второй уровень хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.Третий уровень положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.Четвертый уровень низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. Пятый уровень негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

         Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные ситуации успеха. В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным учебным предметам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать строителем, и с удовольствием помогает отцу в домашних ремонтно-строительных работах. Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих большинство наших детей в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают чаще всего у большинствавызывают бурные протесты. Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается словари или справочники, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени. Задача педагога группы продлённого дня, и, родителей , при выполнении домашнего задания дома, состоит в том, чтобы школьник уяснил сам по мере своих психофизических возможностей з материал в ходе активной его обработки.

        Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность создаёт атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Пятиминутный перерыв для отдыха и школьник готов продолжать заниматься.

         Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении. Среди ошибок, проявляемых родителями, можно отметить следующие:

- отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту  дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу;

- нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей;

- неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

- «убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

- проецирование своих ожиданий на дочку или сына  это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая;

- родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

                                                        Как родителям повышать учебную мотивацию школьников?

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело  стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка  общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. И, самое ГЛАВНОЕ, любите ребенка!!! Любите такого, какой он есть!!!

          Есть разные способы повысить мотивацию к учёбе, если ребёнку не нравится заниматься. Внутренняя мотивация, то есть искренний интерес и желание, эффективней внешней, когда школьник учится «из-под палки». Не забывайте показывать пример и помните, что оценки не главное. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

«Ребёнок  не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома,

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное  просто ребёнка любить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как один из путей повышения мотивации учения"

Обобщение опыта написано для районного конкурса "Учитель года 2011" как один из этапов конкурсной программы. В работе отражена практическая направленность, актуальность в связи со стандартами второго ...

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Игра как средство формирования положительной мотивации учения у детей

   Игра и детство неразделимы. Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и к...

«Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Чтение - это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным - задача современного учителя....

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс пробл...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»

В данной работе приведены примеры того. как проблемное обучение способствует мотивации обучения школьников на уроках математики. В работе представлена виды проблемного обучения и их применение на урок...