Сценарий мероприятия "Тропа к А.С.Пушкину"
план-конспект

Сценарий предназначен для использования в пришкольном лагере. Дети в интересной и игровой форме вспоминают великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в данном мероприятии, закрепить знание детьми сказок А.С.Пушкина

Задачи:

1. Обобщать знания детей по сказочному творчеству А.С.Пушкина, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях;

2. Воспитывать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина, эстетические чувства.

3. Развивать у детей коммуникабельность, творческие способности, память, мышление, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу, интерес детей к художественной литературе, способствовать обобщению и закреплению знаний сказок А.С. Пушкина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

- Дорогие мальчики и девочки. Я рада приветствовать вас на празднике, посвященном дню рождения А.С.Пушкина. Вы привыкли, что день рождения - это значит накрытый празднично стол, пирожные, торты и другие вкусные вещи. А сегодня тоже праздник, так как этот день рождения празднуют все, кто любит замечательного человека, прекрасного поэта и писателя – Александра Сергеевича Пушкина. Я убеждена, что все из вас хоть раз в жизни читал стихи и произведения великого мастера слова. Сложен и многолик русский язык, но возвращаясь назад, мы с удовольствием познаем богатство родного языка на примере произведений Александра Сергеевича. Для всех, кто любит книгу, А.С.Пушкин является олицетворением любви к прекрасному, любви к родному слову и к своей Родине. И сегодня мы с вами вспомним этого замечательного поэта.

- Сейчас мы вновь вспомним и с удовольствием послушаем отрывок из произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

        /Звучит классическая музыка. Выходит мальчик. На заднем плане дуб с цепью златой и котом учёным. Читает стихотворение А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный….»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

- А что вы знаете о Пушкине

- Сейчас я вам расскажу интересные факты об Александре Пушкине.

1. Пушкин был невысок: всего 166 см. У него были голубые глаза, выпуклая челюсть и вьющиеся непослушные волосы. Однажды он описал свою внешность как достойную «истинной обезьяны». То есть Пушкин любил шутить

2.. Прадед поэта по материнской линии был «эфиопским» рабом (из Камеруна), купленным у турок Петром Первым. Он сделал его своим крестником, что позволило тому получить образование и пройти военную подготовку. Петр хотел подать пример дворянам, показав, что даже среди африканцев могут быть образованные люди.

3. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве( 222 года назад!!!) Дома он говорил по-французски.

4.  Пушкинское детство нельзя назвать счастливым. Он был пухлым и неловким, считал себя некрасивым и нелюбимым. Он был не очень хорошим учеником в школе, но очень любил русский язык.

5.  Уже в возрасте 8 лет он запоминал сложные сказки, которые ему рассказывала няня, и писал стихи по-французски.

6.Из-за своей вспыльчивости Пушкин много раз оказывался на дуэлях. За всю жизнь он участвовал в двадцати одной дуэли.

 7.Некоторые интересные факты о жизни Пушкина являются ещё и удивительными. Например, это он создал женское имя Наина. Так зовут персонажа известной поэмы «Руслан и Людмила».

8. 1 марта 1981 года астероиду главного пояса, открытому советским астрономом, дали название «Пушкин».

9. Пушкин говорил, что помнит себя с 4 лет. И в этом возрасте он почти погиб под копытами коня российского императора Александра I. К счастью, император успел придержать жеребца.

10.Пушкин был явно не лучшим учеником Царскосельского лицея: по успеваемости он занимал 26 место из 29.

12. Свои первые рифмы Александр Сергеевич сочинял на французском языке

-  Александр Сергеевич Пушкин — «солнце русской поэзии», «отец современного литературного русского языка», всемирно известный поэт, прозаик, драматург,   и  он был удивительной, уникальной личностью и незауряднейшим из людей.

 /Звучит музыка, Выход Бабы-Яги:
Баба-Яга: (нухает) Фу-фу! Русским духом пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет. Здорово, косатики! Зачем пожаловали? Дело пытаете, аль от дела лытаете? Если делом, то ладно! А то я терпеть лодырей-бездельников не могу! На питание только и годятся! Зачем в сказку пожаловали? Ох, голова моя непутевая, сегодня же праздник «Пушкинский день». Кто же такой Пушкин? Знаю, знаю, я ведь его персонаж! Ох как я его сказки люблю!

 вы знаете сказки Пушкина.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
И бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет-бредет сама-собой.


-
Вот я к вам уже и пришла.
Люблю задачки загадывать! Вот кстати, в моей сумочке припрятаны всякие разные предметы. А ну, попробуйте-ка отгадать, кому они принадлежат и из какой сказки.
- яблоко (Злой мачехи, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- орехи (Белки, Сказка «О царе Салтане »)
- Борода (Черномор, «Руслан и Людмила»)
- корона со звездой на лбу (Царевна-лебедь, «Сказка о Салтане»)


А теперь мой кроссворд попробуйте отгадать! Всю ночь готовилась! Каждому отряду, свой кроссворд. Кто быстрее отгадает, балл получает!
Командам нужно решить кроссворд, кто первый правильно разгадает тот и выиграл конкурс.

1. Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется.
Кто этот предсказатель беды?
2. Как назывался остров, который лежал на пути в царство славного Салтана?
3. В кого превратился князь Гвидон, когда в третий раз полетел на корабле к своему отцу царю Салтану?
4. Волшебный предмет, которым владела злая мачеха из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
5. Злая, коварная сватья — баба...
6. Дядька тридцати трех богатырей.
Ответы: 1. Петушок. 2. Буян. 3. Шмель. 4. Зеркальце. 5. Бабариха. 6. Черномор.

1. Тот, кого проучил Балда.
2. То, где весит златая цепь, по которой ходит кот ученый.
3. Тот, кто предупреждал царя Дадона об опасности.
4. Персонаж, который грызет не простые орешки.
5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце.
6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско.
Ответы: 1.Поп, 2.Дуб, 3.Петушок, 4.Белка, 5.Царица, 6.Черномор.

Баба-Яга: Молодцы ребята, отлично справились с заданием. А ещё Пушкин очень любил играть в игру «Жмурки». Давайте, тоже поиграем! Завязываем глаза водящему

А мы идем снова по неведанным дорожкам.
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

        /
Звучит музыка, выходит Кот ученый:
Кот: МУуур! – Здравствуйте, мои друзья!
Кот Ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости к детям прихожу!


Все сказки знаете? А мы сейчас проверим!
По улицам наших сказок разбросаны объявления. Только вот ничего понять не могу. Сможете мне помочь? Найдите адресаты?

1. Объявление: Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться…(К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Обращаться по адресу: "К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»".

2. Объявление: Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.
Обращаться по адресу: "Сказка о царе Салтане ".

3. Объявление: Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости.
Обращаться по адресу: " Сказка о попе и о его работнике Балде ".

4. Объявление: Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи.
Обращаться по адресу: «Сказка о царе Салтане».

5. Объявление: Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…
Обращаться по адресу: «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

6. Объявление: Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращаться по адресу: «Сказке о золотом петушке»

Кот-Ученый: А вас ждет новое испытание по сказкам!
Изобразить сказочных героев.
Один из участников отряда выбирает листочек с названием сказочного героя, используя только жесты. Команда должна отгадать.
1 от. - Золотая рыбка, комар.
2 от. - Белка, старик.
3 от. - Спящая царевна, золотой петушок.
- Я кот учёный, и я знаю, что маленький Пушкин был очень хорошим другом. Любил и умел дружить! А ещё любил распевать песни про дружбу.

- А вы знаете какую-нибудь песню про дружбу. Давайте, споём!!!! Я тоже люблю петь! Муррр!

        /дети поют все вместе песенки о дружбе
Кот ученый: Спасибо вам, ребята, за рыбку, приходите в сказку и не забывайте меня! До свидания! Уходит.

        
/Звучит Шум моря, плеск волн. Появляется старик и старуха. Старуха сидит у разбитого корыта.
Старик.
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Откупалась, чем только пожелаю,
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха.
Дурачина, ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Ведущая. Ребята! Эти персонажи из какой сказки?
Дети отвечают на вопрос.
Старик. А сейчас скажите мне, сколько лет мы со старухой жили у синего моря? (30 лет и 3 года.)
Старуха. Какими словами я бранила старика в этой сказке? Дурачина ты, простофиля.
Старик. Сколько раз я закидывал невод в море? (3 раза.)
Старуха. В кого я поочередно хотела превратиться в этой сказке? (В столбовую дворянку, вольную царицу, владычицу морскую.)
СтарикЗнаете прекрасно, из какой мы сказки.
Старуха. Ох, устали, пора отдыхать нам. Пошли, старик, домой воротимся. Может и рыбка над нами сжалуется.
Старик: Ох, старуха, опять ты за свое! До свидания, ребята.
Прощается, уходит.

        
/Звучит веселая мелодия. Идет царица, подходит к зеркалу.
Царица (сидя перед зеркалом).
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркало (в записи на фоне музыки).
Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее...
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Царица.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою...
Но скажи, как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?
Ой, ребята, это вы? Ну, скажите, я всех милее, всех румяней и белее? Скажите, из какой я сказки? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Ведущий: Правду молвить, молодица,
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Принесла я вам задание. «Соедини слово и его значение».
Каждому отряду я раздам листочки. Вам нужно соединить слова и их значения как можно быстрее. (По отрядам – у всех одинаково).
Светлица – светлая парадная комната в доме.
Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.
Прясть – скручивать волокна, делать нити.
Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.
Невод – большая рыболовная сеть.
Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.
Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.
Царица: А теперь послушайте викторину.
1. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
а) Гвидон.
б) Дадон.
в) Салтан.
2. К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Ясень.
3. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А. Ткали.
Б. Пряли.
В. Шили.
Г. Гадали.
4. Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех»?
А. Милее.
Б. Белее.
В. Стройнее.
Г. Румяней.
5. Где поп повстречал своего будущего работника Балду?
А. В церкви.
Б. На базаре.
В. На дороге.
6. Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жил старик со своею старухой».
В. «Жили-были дед да баба».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
7. Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
А. Янтарную комнату.
Б. Хрустальный дом.
В. Золотое дупло.
Г. Изумрудную пирамиду.
8. Кто из этих сказочных героев Пушкина НЕ живёт под водой?
А. Золотая рыбка.
Б. Черномор.
В. Призрак Рогдая.
Г. Царевна Лебедь.
9. Какого чуда не было за морем в «Сказке о царе Салтане»?
А. Белка.
Б. Тридцать три богатыря.
В. Царевна Лебедь.
Г. Кот учёный.
10. Кто из пушкинских сказочных персонажей имел шапку-невидимку?
А. Черномор.
Б. Гвидон.
В. Елисей.
Г. Дадон.
Царица: Отлично ребята потрудились, ну а мне пора. До свидания, детвора!
Уходит.

        
/Звучит музыка, появляются девицы.
Девица 1. Кабы я была царица, -
Ведущий: Говорит одна девица, -
Девица 1. То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Девица 2. Кабы я была царица, -
Ведущий: Говорит ее сестрица, -
Девица 2. То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Девица 3. Кабы я была царица, -
Ведущий: Третья молвила девица, -
Девица 3. Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Сестра 1: Нашим девицам заданье есть одно:
Сесть на лавочку и взять веретено,
Сестра 2: Из кудельки надо ниточку сплести,
Да смотри по времени его не упусти,
Сестра 3: Надо действовать смелее и ловчей,
Чтобы нить была потоньше, подлинней.

Проводится конкурс «Чья нить длиннее»

Сестры. Пошла новая игра, нелегкое задание.
За дело взяться нам пора
И проявить старание.
К услугам вашим два ведра,
В придачу коромысло,
Нам отсюда (показывает рукой) и туда
Сносите воду быстро.
Ведущий:
В забаве этой важен труд,
При нем усилие, сноровка.
Тот верх возьмет, кто свой сосуд
Водой наполнит ловко.
Выдаются коромысло, два ведра. На определенном расстоянии стоят два пустых горшка - их следует наполнить водой. Проводится конкурс.

Конкурс «Наполни сосуд водой»

Сестра 1: Отлично потрудились, пора нам в сказку обратно возвращаться!
Сестра 2: Мы прощаемся с вами
Сестра 3: До свидания, друзья!

Ведущий:
Вам понравилось, мы знаем,
Все играли от души.
Спасибо всем сидящим в зале
За то, что к нам сюда пришли.
Сказки Пушкина все мы читали
И героев всех знаем давно.
Очень жаль расставаться нам с вами,
Помнить нам их всегда суждено.
Тут и сказке конец,
А кто слушал - молодец! 

Любой праздник всегда заканчивается танцами!!! Давайте, и мы станцуем и так закончим празднование Александра Сергеевича Пушкина!!!

/ Дети танцуют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Барышня-крестьянка. Литературный сценарий по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Сценарий сокращен.  Оптимальный возраст для постановки - 8-11 класс....

Сценарий спектакля по сказке Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде" к празднику масленица для учеников 4 класса и родителей

При подготовке спектакля учащиеся класса освоили приемы игры на деревянных ложках и исполняли игровые и музыкальные номера, играя роль скоморохов на ярмарке, а так же изготовили скоморошьи колпа...

Сценарий литературной викторины "Пушкинская викторина" (к 175летию со дня гибели А.С.Пушкина)

Викторина проведена 10 февраля 2012 года. Викторина проводилась на параллели 3х классов....

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...

Сценарий урока : "Сказки Александра Сергеевича Пушкина"

Сценарии урока и презентация по теме, посвяцённая году литературы...

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

Сценарий праздника, посвящённого А.С. Пушкину

С творчеством А.С. Пушкина надо начинать знакомить детей, используя сказки. Сценарий разработан так, чтобы дети 3-го класса могли разыграть отрывки, поучаствовать в викторине....