Родительское собрание в 4 классе
план-конспект занятия (4 класс)
Материал родительского собрания поможет родителям разобраться в возрастных особенностях детей 10-11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в 4 "а" классе. | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 4 классе
Тема: «Кризисы взросления младшего школьника»
Цель собрания:
Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.
Задачи собрания:
- учить родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
- развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Подготовительная работа к собранию:
- Предварительное тестирование учащихся.
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители. Начнем наше собрание с
« воображалки». Прошу вас удобно сесть, глубоко вдохнуть. Почувствуйте, как вы спокойны.
Поставьте перед собой ладошки, как гнездышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьется его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность, и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос. Превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птица слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?
Тема нашего собрания «Кризисы взросления младшего школьника» Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.
Проблема детской трудности помолодела, и говорить о ней нужно уже в начальной школе.
Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка выделяют шесть:
1.Кризис 1 года.
2.Кризис 3 лет («Я сам»).
3.Кризис 6-7 лет.
4.Кризис 11-12 лет.
5.Кризис 14-15 лет.
6.Кризис 17-18 лет.
Все эти кризисы характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии.
Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще большему сопротивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый уйдет в себя, замкнется.
Чем же характеризуется этот 4 кризис?
Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых, то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Начало подросткового периода характеризуется большой тревожностью детей.
Анализ теста
Проанализируем результаты теста, проведенного вместе с детьми.
Результаты теста.
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1) Если ты совершил плохой поступок, то:
А. Ты сразу расскажешь об этом родителям – 9/38%;
Б. Ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты – 11/43%;
В. Ты вообще об этом не расскажешь – 19%.
2) За плохую отметку тебя:
А. Отругают – 13/48%;
Б. Посочувствуют – 4/38%;
В. Накажут – 3/14%.
3) Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А. Молчать – 14/66%;
Б. Доказывать свою правоту, даже если ты не прав – 10%;
В. Оправдываться – 6/24%.
4) Если тебя накажут несправедливо, ты:
А. Согласишься с этим – 4/24%;
Б. Промолчишь – 5/19%;
В. Будешь доказывать свою правоту – 11/57%.
5) Вы себя лучше чувствуете:
А. Дома – 8/40%;
Б. В школе – 0%;
В. Среди друзей – 12/60%.
6) Если у тебя плохо на душе, ты обратишься к:
А. Родителям – 15/86%;
Б. Друзьям – 4/14%;
В. Посторонним людям – 0%.
Существуют мотивы детской неуправляемости. Какие же они? Итак…
Мотивы детской неуправляемости
- Мотив первый - борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребенку.
Основа родительской помощи не какие-либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.
- Борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребенок стремящийся к самостоятельности не всегда можно её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей.
- Неверие в свой успех.
- Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимых от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
- Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребенок мстит за:
- неверие в его способности и возможности;
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи, за потерю одного из родителя в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь.
Борьба за самоутверждение.
Одна из самых потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих « ролей».
«Умные» — дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники и хорошисты. Высоко котируются теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция.
«Сильные, смелые, волевые» — ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Авторитет спортсменов всегда очень высок. Они представляют и защищают честь коллектива.
«Активисты» — ученики, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой.
«Талантливые» — дети, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это – активные участники художественной самодеятельности, члены кружков, танцевальных групп. Их уважают в коллективе.
«Надежный друг, верный товарищ» — сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить. Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они доброжелательны, дисциплинированны, уступчивы и пользуются симпатиями сверстников.
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.
Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе – там, где он приобрел бы душевное равновесие. Это может быть какая-то секция, кружок, студия, дворовая компания.
Итак, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
все более возрастает ценность общения со сверстниками;
ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
Дети становятся все более независимыми от взрослых, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание родителей контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлению переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Возможно, даже пересмотреть свои жизненные привычки. Преодолев проблемы подросткового кризиса( а он будет длиться долго) вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшим товарищем, советчиком.
Как помочь своему ребенку?
Всё происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно. Главное для родителей– это понять и принять изменения, происходящие в ребенке, поддержать его как личность самостоятельную и индивидуальную.
Один великий мудрец сказал: «Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикоснитесь к ней с любящей и нежной улыбкой. Обнимите покрепче вашего малыша, загляните в его светлые родные глаза и вспомните о птице, о которой мы говорили в самом начале. Какая ответственность за судьбу этой птички – малыша лежит на нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания (1 класс)
"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....
Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс
Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания 3класса ....
Тематика родительских собраний 1 класс
Тематика родительских собраний 1 класс...
родительское собрание 1 класс
Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...
родительское собрание 1 класс
1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как формируются у детей навыки самоконтроля....
Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".
Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....
Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"
В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....