Родительское собрание "Адаптация"
классный час (1 класс)

Родительское собрание

 «Адаптация»

Класс: 1

 

Цель: создание условий для ознакомления родителей с основными аспектами адаптации первоклассника.

Задачи:

  1. Содействовать осмыслению родителями важности успешной адаптации первоклассников к школе
  2. Содействовать ознакомлению родителей с понятиями «адаптация»
  3. Содействовать ознакомлению родителей с этапами и уровнями адаптации
  4. Совместно с родителями разработать способы помощи ребенку в адаптации к школе

 

Ход родительского собрания

 

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на родительском собрании. Рассмотрите картинку, как вы думаете, что испытывает ребенок? (усталость, трудности)

 

image

 

Замечали ли вы, что ваш ребенок пребывает в таком состоянии? Не хочет рассказывать о том, как прошел день в школе, еще не завел друзей среди одноклассников? (да, бывает) Что еще в поведении ребенка вы заметили?

Как вы думаете, в чем же проблема: почему у ребенка в первые дни школы возникают трудности? (новая обстановка, новые обязанности, строгие правила, незнакомые люди).

 

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Период адаптации. Начало школьной жизни сильно меняет весь образ бытия ребёнка. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. От нас с вами, уважаемые родители, зависит как успешно и быстро пройдет период адаптации у детей.

 

Как вы думаете, какова тема нашей встречи? (Адаптация)

 

Какую цель нашей встречи вы бы поставили? (Узнать об адаптации детей в школе и о том, как помочь своим детям в этот период)

 

Что же такое адаптация?

Термин ввел немецкий психолог А.Уберт. Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям.

 

Представьте себя на месте ваших детей. Может быть, вы помните свой первый школьный день. Закройте глаза и представьте: школьный кабинет, вокруг незнакомые люди и дети все нарядные и с цветами. Наступило 1 сентября. Торжественная линейка, вы в новой форме, у вас новый портфель. Теперь вы - ученики, а значит совсем взрослые. Будете радовать маму и папу только хорошими отметками. Какие чувства возникли у вас (гордость, радость, ответственность, желание учиться).

 

 А теперь снова представьте себя на месте ваших детей, только сейчас уже второе сентября. И первым же уроком математика. Оказывается это не так уж и просто. И на русском языке алфавит почему-то не запоминается. И вообще, почему перемены такие короткие, а уроки такие длинные? За окном еще тепло, а мне приходится сидеть в закрытом кабинете и учится. И учитель вечно что-то требует и делает замечания. И мамы нет рядом. И ребята не берут меня с собой играть. Не такая уж она и интересная эта школа.

Откройте глаза. Скажите, что вы почувствовали теперь?

 

Мы взрослые должны отчетливо понимать, что наши дети переживают этот адаптационный период и все трудности на данном этапе - это трудности адаптации, которые постепенно пройдут, нужно лишь отнестись к этому с пониманием, постараться помочь ребенку и, конечно, изучить эту проблему.

 

Я предлагаю вам поработать в парах с карточками №1. Ваша задача выбрать только верные утверждения.

 

- Ребенок успешно адаптируется к школе в первый учебный день.

- Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

- Период адаптации – самый обычный период.  Дети не нуждаются в помощи и поддержке.

- Длительность периода адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

- Период адаптации длится от нескольких недель до нескольких месяцев.

 

Адаптацияк школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов. Возьмите карточки №2. Попробуйте соединить название этапа и его описание.

  1. Острая адаптация  - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на всё новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление - организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Чтобы помочь ребенку физически адаптироваться, важно соблюдать режим дня и стараться не перегружать его занятиями в кружках и секциях.

С психологической адаптацией все немного сложнее. Предположите, по каким причинам адаптация может затянуться?

 Поможет нам дерево «Адаптации» (одно дерево. По 3 желтых листочка на группу. Меняются листочками. Решают проблемы на зеленых листочках. Приклеивают листочки на двусторонний скотч и плоды тоже). На желтых опавших листочках у нас проявление дезадаптации или неуспешной адаптации к школе  (недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; Ребёнок негативно относится к школе, не хочет туда ходить из-за школьных правил и требований; не может найти друзей, стесняется).

Предложите решения этих проблем. Предложения запишите на новеньких зеленых листочках.

Итак, какие у нас были проблемы и как вы их решили? Приклейте листочки на дерево.

Конечно детям бывает трудно адаптироваться к школе. Одной из главных проблем является отсутствие мотивации. И здесь очень многое зависит от вас, родители. Попробуйте сделать хлопок одной ладонью. Трудно, правда? А если я помогу вам? Уже намного лучше. Так и с детьми. Они справятся с новыми трудностями намного быстрее, если вы будете их поддерживать и правильно настраивать. Поработайте в парах. Придумайте и запишите на плодах нашего дерева способы мотивации детей, теплые слова, которые вы будете говорить при уходе в школу и в трудную минуту

Что у вас получилось? Приклейте плоды к дереву.

Вот у нас и получилось дерево успешной адаптации. Если мы с вами будем делать все правильно, то наше дерево «Адаптации» будет регулярно приносить плоды и очень скоро дети привыкнут к школе, к своим обязанностям и новой обстановке.

Хочу предложить вам памятки с полезными советами, которыми вы можете пользоваться каждый день. Обязательно изучите и попробуйте. Вот увидите, вашему ребенку станет намного проще адаптироваться с вашей поддержкой.

 

Рефлексия

Наше собрание подошло к концу. Вспомните, какую цель мы ставили? Достигли мы поставленной цели? Вспомните, что такое адаптация? Какие две стороны имеет адаптация?

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал …

Теперь я буду …

Оказывается, важно …

 

 

 

Памятки родителям

Физиологическая адаптация.

Как помочь..?

Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата.  Уроки лучше  делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

Нельзя:

  • Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
  • Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

Психологическая адаптация.

Как помочь..?


Во-первых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
Во-вторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для него. Внимание - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».

Нельзя:

  • Требовать от ребёнка только отличных   хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • Ругать ребёнка перед сном;
  • Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_-_adaptatsiya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Адаптация»

Класс: 1

Цель: создание условий для ознакомления родителей с основными аспектами адаптации первоклассника.

Задачи:

  1. Содействовать осмыслению родителями важности успешной адаптации первоклассников к школе
  2. Содействовать ознакомлению родителей с понятиями «адаптация»
  3. Содействовать ознакомлению родителей с этапами и уровнями адаптации
  4. Совместно с родителями разработать способы помощи ребенку в адаптации к школе

Ход родительского собрания

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на родительском собрании. Рассмотрите картинку, как вы думаете, что испытывает ребенок? (усталость, трудности)

Замечали ли вы, что ваш ребенок пребывает в таком состоянии? Не хочет рассказывать о том, как прошел день в школе, еще не завел друзей среди одноклассников? (да, бывает) Что еще в поведении ребенка вы заметили?

Как вы думаете, в чем же проблема: почему у ребенка в первые дни школы возникают трудности? (новая обстановка, новые обязанности, строгие правила, незнакомые люди).

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Период адаптации. Начало школьной жизни сильно меняет весь образ бытия ребёнка. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. От нас с вами, уважаемые родители, зависит как успешно и быстро пройдет период адаптации у детей.

Как вы думаете, какова тема нашей встречи? (Адаптация)

Какую цель нашей встречи вы бы поставили? (Узнать об адаптации детей в школе и о том, как помочь своим детям в этот период)

Что же такое адаптация?

Термин ввел немецкий психолог А.Уберт. Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям.

Представьте себя на месте ваших детей. Может быть, вы помните свой первый школьный день. Закройте глаза и представьте: школьный кабинет, вокруг незнакомые люди и дети все нарядные и с цветами. Наступило 1 сентября. Торжественная линейка, вы в новой форме, у вас новый портфель. Теперь вы - ученики, а значит совсем взрослые. Будете радовать маму и папу только хорошими отметками. Какие чувства возникли у вас (гордость, радость, ответственность, желание учиться).

 А теперь снова представьте себя на месте ваших детей, только сейчас уже второе сентября. И первым же уроком математика. Оказывается это не так уж и просто. И на русском языке алфавит почему-то не запоминается. И вообще, почему перемены такие короткие, а уроки такие длинные? За окном еще тепло, а мне приходится сидеть в закрытом кабинете и учится. И учитель вечно что-то требует и делает замечания. И мамы нет рядом. И ребята не берут меня с собой играть. Не такая уж она и интересная эта школа.

Откройте глаза. Скажите, что вы почувствовали теперь?

Мы взрослые должны отчетливо понимать, что наши дети переживают этот адаптационный период и все трудности на данном этапе - это трудности адаптации, которые постепенно пройдут, нужно лишь отнестись к этому с пониманием, постараться помочь ребенку и, конечно, изучить эту проблему.

Я предлагаю вам поработать в парах с карточками №1. Ваша задача выбрать только верные утверждения.

- Ребенок успешно адаптируется к школе в первый учебный день.

- Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

- Период адаптации – самый обычный период.  Дети не нуждаются в помощи и поддержке.

- Длительность периода адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

- Период адаптации длится от нескольких недель до нескольких месяцев.

Адаптацияк школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов. Возьмите карточки №2. Попробуйте соединить название этапа и его описание.

  1. Острая адаптация  - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на всё новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление - организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Чтобы помочь ребенку физически адаптироваться, важно соблюдать режим дня и стараться не перегружать его занятиями в кружках и секциях.

С психологической адаптацией все немного сложнее. Предположите, по каким причинам адаптация может затянуться?

 Поможет нам дерево «Адаптации» (одно дерево. По 3 желтых листочка на группу. Меняются листочками. Решают проблемы на зеленых листочках. Приклеивают листочки на двусторонний скотч и плоды тоже). На желтых опавших листочках у нас проявление дезадаптации или неуспешной адаптации к школе  (недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; Ребёнок негативно относится к школе, не хочет туда ходить из-за школьных правил и требований; не может найти друзей, стесняется). 

Предложите решения этих проблем. Предложения запишите на новеньких зеленых листочках.

Итак, какие у нас были проблемы и как вы их решили? Приклейте листочки на дерево.

Конечно детям бывает трудно адаптироваться к школе. Одной из главных проблем является отсутствие мотивации. И здесь очень многое зависит от вас, родители. Попробуйте сделать хлопок одной ладонью. Трудно, правда? А если я помогу вам? Уже намного лучше. Так и с детьми. Они справятся с новыми трудностями намного быстрее, если вы будете их поддерживать и правильно настраивать. Поработайте в парах. Придумайте и запишите на плодах нашего дерева способы мотивации детей, теплые слова, которые вы будете говорить при уходе в школу и в трудную минуту

Что у вас получилось? Приклейте плоды к дереву.

Вот у нас и получилось дерево успешной адаптации. Если мы с вами будем делать все правильно, то наше дерево «Адаптации» будет регулярно приносить плоды и очень скоро дети привыкнут к школе, к своим обязанностям и новой обстановке.

Хочу предложить вам памятки с полезными советами, которыми вы можете пользоваться каждый день. Обязательно изучите и попробуйте. Вот увидите, вашему ребенку станет намного проще адаптироваться с вашей поддержкой.

Рефлексия

Наше собрание подошло к концу. Вспомните, какую цель мы ставили? Достигли мы поставленной цели? Вспомните, что такое адаптация? Какие две стороны имеет адаптация?

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал …

Теперь я буду …

Оказывается, важно …

Памятки родителям

Физиологическая адаптация.

Как помочь..?

Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата.  Уроки лучше  делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

Нельзя:

  • Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
  • Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

Психологическая адаптация.

Как помочь..?


Во-первых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
Во-вторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для него. Внимание - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».

Нельзя:

  • Требовать от ребёнка только отличных   хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • Ругать ребёнка перед сном;
  • Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»

- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...

"Мудрость родительской любви" Родительское собрание

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....