Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников".
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Что такое "культура поведения" ребенка? Почему ребенок часто проявляет свою агрессию по отношению к окружающим? Как с этим справиться? На эти и другие вопросы учитель на протяжении собрания совместно с родителями старается дать ответы. Конечно, за один вечер всех проблем не решить, но пусть это родительское собрание станет поводом задуматься родителям и над своим поведением в семье, пусковым механизмом, побуждением к приложению реальных усилий в воспитании своего ребенка, чтобы он стал счастьем и гордостью своих пап и мам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedeniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель собрания:
Объединение усилий родителей и учителя в вопросе воспитания культуры поведения у детей;
оказать помощь родителям в обнаружении своих недостатков в процессе воспитания и найти пути их устранения.
План собрания:
- Что означает понятие «культура поведения» у детей;
- Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим.
ХОД СОБРАНИЯ:
Мы поговорим о том. как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть. А каким вы видите своего ребёнка?
Высказывание родителей.
Да, каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это очень кропотливый, нелёгкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». Дети - зеркало родителей. Они копируют модель отношений в семье и неосознанно подражают вам в своей повседневной жизни. Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.
Многие заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, Средства массовой информации – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это треугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.
Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.
Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:
Воспитание уважения к людям и результатам их труда. Правила поведения и хорошие манеры в школе, гостях, дома, на улице, в общественных местах. Личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.
СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию?
(Ответы родителей).
Все вы совершенно правы. А вот какие понятия дают ваши дети.
(Учитель зачитывает).
Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
Ваши ребята писали о том, кого или что они любят больше всего. (Зачитать)
Я думаю, что родителям этих детей уже удалось воспитать в них чувство любви и уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.
Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас так сплотило? Поделитесь, пожалуйста.
Хочется верить, что все же духовные ценности встанут в ряд главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным походам на природу, в гости к бабушкам.
Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?
Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удается. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.
Внешние причины агрессивности
Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.
Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо общими усилиями семьи и школы справиться с этой ситуацией. Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.
Внутренние причины агрессивности
Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
Высокая тревожность, ощущение отверженности.
Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
Стремление привлечь внимание взрослых.
Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?
Примерные критерии агрессивности
Младшие школьники:
часто теряют контроль над собой;
часто спорят и ссорятся с окружающими;
отказываются выполнять просьбы взрослых;
намеренно вызывают у других чувство раздражения;
обвиняют других в своих ошибках;
могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
долго помнят обиду, стремясь отомстить;
мнительны и раздражительны.
Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?
Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
Повышайте самооценку ребенка.
Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
Физически не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
Следующим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребенка.
Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям.
Вот какие советы дают психологи, чтобы умерить свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитать в них черствость, жестокость и грубость:
Назовите свое чувство вслух.
Осторожно! Пора остановиться!
Я очень недовольна, я рассердилась.
Я разгневанна, но это скоро пройдет
Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребенка.
Посмотрите в окно, переключите свое внимание.
Гнев пройдет, не причиняя никому не вреда. А потом, с хорошим настроением, спокойно, тихо поговорите со своим ребенком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.
Делаем вывод: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всем подражают.
А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные.
Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.
Уважаемые родители! Если вам интересно, каков стиль вашего воспитания, то предлагаю вам выполнить простой тест.
1Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
А. Да, часто. Б. Нет, изредка. В. Никогда.
2Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А. Да, часто. Б. Бывает, но в крайних ситуациях. В. Не знаю о таких ситуациях.
3Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. Никак не реагирует. Б. Старается исправить ситуацию. В. Агрессивно.
4Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
А. Да. Б. Отчасти. В. Нет.
5Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. Угрозы физического наказания. Б. Беседы о плохом поведении. В. Обещание подарков за хорошее поведение.
6Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
А. Физическое наказание. Б. Воспитание на положительных примерах. В. Лишение развлечений и подарков.
7Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его. Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста. В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Обработка результатов анкетирования. п/п Вопросы
1 2 3 4 5 6 7
А 3 б 1 б 3 б 2 б 1 б 1 б 3 б
Б 2 б 2 б 2 б 1 б 2 б 2 б 2 б
В 1 б 3 б 1 б 0 б 3 б 3 б 1 б
От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.
От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Формирование культуры поведения младших школьников
Обобщение опыта работы...
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников" 2 класс
Данную презентацию можно использовать для проведения родительского собрания во 2 классею Конспект собрания прилагается....
Культура поведения младших школьников. Родительское собрание.
В воспитании навыков и привычек культурного поведения большая роль отводится учителю начальных классов, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчи...
Родительское собрание "Культура поведения младших школьников"
Родительское собрание...
Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника"
Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....