Классный час "Твори добро!"
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час «Твори добро!»
- Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Ученик 1.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
в сердце у многих живет
и о боли других
позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
У. – о каком качестве пойдет речь?
Дети. О доброте.
У.Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему – то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта… Добро… Что же это такое? Готовясь к нашему мероприятию вы писали сочинения, в которых вы рассуждали над тем что такое доброта. Некоторые высказывания я сейчас зачитаю.
А теперь давайте прочитаем высказывания великих людей. ( на доске)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. ( Л. Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид.
( В. Розов)
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта
( Мигель Сервантес)
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.
( Жан Жак Руссо)
- Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. А знаете ли вы пословицы, поговорки о добре, доброте?
( дети называют пословицы, подготовленные заранее)
- спеши делать добро.
- без добрых дел нет доброго имени.
- добро век не забудется.
- доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
- доброе сердце лучше богатства.
- доброе слово – половина счастья.
- доброе слово и кошке приятно.
- добро , сделанное втайне, оплатится явно.
- худо тому, кто добра не делает никому.
- не ищи красоты, ищи доброты.
- доброе дело дороже богатства.
У. молодцы! А теперь попробуйте составить пословицу из слов, которые рассыпались на доске.
Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично.
А как много добрых слов образовано от этого слова – ДОБРО!
На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок , читают на лепестках слова – доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта)
(разбираются значения некоторых слов)
- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Дети. Сказка В. Катаева «Цветик- семицветик».
У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?
(дети отвечают)
-А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
(учитель выслушивает ответы детей)
- ребята, а как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? (нет)
Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
ПЕСНЯ «ДОБРОТА»
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертеться земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
У. выберите пословицу, отражающую смысл песни.
( красоту уносят годы, доброты не унесут.)
-как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? (дети отвечают)
Ученик 2.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Как ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
У. Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению?
Дети. Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
У. как вы понимаете смысл этих слов?
- никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Ученик 3.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
У. доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
СИТУАЦИЯ 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
СИТУАЦИЯ 2.
Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в аптеке лекарство, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
- проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?
Дети. В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.
У. как бы вы поступили на месте мальчиков?
А как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла? Может быть нам помогут старинные весы?
На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями Зависть, жадность, Грубость, Предательство, война, Ложь)
А что нужно сделать, чтобы победить зло? Правильно, нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку, вскоре чаша добра перевешивает)
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни капельки добра сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны.
Ученик 4.
Добрые люди, на свете все бывает…
В наших окошках то свет, а то темно.
Песни не любят, когда их забывают.
Сердце не любит когда оно одно.
Добрые люди никто на не рассудит –
Только мы сами поймем, в чем смысл и суть.
Добрыми будем – тогда и выйдем в люди,
Добрыми будем – и будет добрый путь!
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет.
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
У. добрый человек – это тот. Кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Дети. В сказках.
У. вспомните сказки, в которых добро побеждает зло?
( дети перечисляют сказки)
Молодцы. Все вы знаете в сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. ( Иван- царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, карабас – барабас, красная шапочка, баба-яга, золушка, морозко, мальвина)
Молодцы! –Антон Павлович Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами « Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые ела – плоды.
Давайте вернемся к нашему цветку ДОБРОТЫ. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
( дети выходят к доске с цветами, которые они приготовили заранее. В центре написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Звучит вальс цветов, дети прикрепляют свои цветы рядом с цветком доброты)
- Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества, это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
Песня «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо –
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько буде разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Добро и зло"
В данной разработке даны тексты и вопросы к ним для обсуждения....
классный час "Добро и зло"
данный классный час разработан для учащихся 4 класса по теме "Добро и зло". Он стал продолжеие тем по курсу ОРКЭСе....
Классный час "Добрым быть совсем,совсем не просто."..
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей это и есть человеческое счастье....
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОБРО И ЗЛО».
«добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому....
Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс
Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....
Классный час "Доброму везде добро".
Мой педагогический опыт представлен на Фестивале педагогических идей "Открытый урок" Тема "Доброму везде добро"...
Классный час "Добрые мысли, добрые слова"
Классный час для детей 9-11 лет...