Классный час "Дети Войны" 4 класс
классный час (4 класс)

оиприлод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_vov.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект классного часа на тему:
«Дети войны»

Выполнили студенты
36 группы
Специальности 44.02.02:
Куманенко Алена
Петрова Вероника
Фролова Анастасия
Шишкина Валерия
Класс: 4
Дата:
Заверили:

Отметка: _________


Цель: Создать условия для знакомства учащихся с историями детей-героев Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  1. Воспитательная- воспитывать чувство патриотизма и уважения к героям ВОВ.
  2. Образовательная- познакомить учащихся с историями детей-героев ВОВ.
  3. Развивающая- развивать универсальные учебные действия с помощью игр.

Форма: информационная, игровая

Оборудование: презентация, карточки с историями, карточки со словами, таблица шифрования, карточки с шифром, бинты.

Предварительная подготовка: подготовка презентации, подготовка вспомогательного материала, распределение учащихся по группам.

Ход мероприятия.

-Добрый  день, ребята. Как ваше настроение сегодня? Давайте посмотрим в окно, какая хорошая сегодня погода! А теперь давайте посмотрим на экран, здесь представлена выставка рисунков на тему «Счастливое детство»

(на экране рисунки)

- Какие чувства вызывают у вас эти рисунки? Почему детство сегодняшних детей можно назвать счастливым?( ответы детей) Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым? (ответы детей)

-Хорошо, давайте вспомним, скоро будет очень важный для нашей страны праздник, что это за день? (9 мая) Молодцы, верно, 9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Вы, ребята, родились и растёте в мирное время. Вы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаете, что такое голод. О войне вы можете знать только по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков. Для вас война – история, история нашей Родины, наших родных и близких.

- Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт.

Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".

- Несмотря на все тяготы войны, дети считали, что должны взять на себя равную со взрослыми меру ответственности за свою страну.

До войны это были самые обыкновенные ребята, как и вы. Учились, помогали старшим, играли, бегали и прыгали. Но пришёл час войны, и они показали, каким они могут стать не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за свою Родину. А как много они могут сделать.

Школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, ухаживали за ранеными и выступали с концертами в госпиталях и воинских частях, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы. 

- На фронтах и в партизанских отрядах со взрослыми – отцами и братьями сражались юные бойцы. Они были детьми, а воевали как взрослые. Тысячи юных совершали в те годы подвиги: связные и разведчики, маленькие подпольщики, сыновья партизанских отрядов, полков, боевых кораблей.

- Сегодня мы с вам и узнаем о пионерах – героях Советского, о юных мальчишках и девчонках, о тех, кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, тех, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги.

- Сейчас мы с вами разделимся на группы. На ваших столах лежат карточки. Вам нужно внимательно прочитать о героях, и выбрать одного человека из группы, который расскажет вашим одноклассникам, о подвиге этого человека.

Карточки:

  1. Лёня Голиков

Когда началась ВОВ Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеивает листовки. выполняет различные поручения. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован приказ о присвоении Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

  1. Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

  1. Валя Котик.

Пионер Шепетовского  района Хмельницкой области. Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету - 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.

Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

  1. Марат Казей

Несмотря на юный возраст, Марат Казей стал выдающимся бойцом партизанского отряда им. 25-летия Октября. К партизанам парнишка сбежал в 1942 году, после того как немцы казнили его мать за то, что она лечила раненых бойцов. Юный защитник родины оказался талантливым разведчиком: раздобыть немецкие документы или прорваться незамеченным через окружение, участвовать в диверсии — всё это было Марату по плечу. Но до Победы юному партизану дожить не удалось. Весной 1944 года, отправившись на встречу со связным, Марат и его боевой товарищ попали в окружение немецкого карательного отряда. Они сражались до последнего патрона. Попасть в руки нацистов живым маленький солдат не захотел: у него оставалась последняя граната...

  1. Валя Котик

Когда началась война, Валя учился в шестом классе. С первых дней войны он начал бороться с немецкими оккупантами и вскоре стал связным в партизанском отряде имени У. Я. Кармелюка. Однажды ему удалось сильно навредить работе местного немецкого штаба: он обнаружил и уничтожил подземный телефонный кабель, который обеспечивал связь немцев со ставкой Гитлера в Варшаве! Участвовал Валя и в подрыве немецких железнодорожных эшелонов и оружейных складов. А заметив приближающихся к партизанской стоянке немецких солдат, он поднял тревогу и спас своих товарищей. Валя был смертельно ранен в бою за город Изяслав зимой 1944 года. Валентин Котик стал самым молодым героем Советского Союза.

  1. Толя Шумов

Толя рос без отца, но мама воспитала его настоящим героем: осенью 1941 года они вместе ушли в партизанский отряд. Толя добывал сведения о численности немецкий войск под самым носом у немцев. Ему приходилось быть очень осторожным, но однажды он всё-таки попал в руки немецких захватчиков! Немцы не арестовали его после допроса: Толя убедил всех, что он потерялся и ищет свою маму. Парень сумел расположить к себе немецкого командира и два дня он прожил в лагере нацистов. Находясь в тылу врага, он не терял времени: тщательно изучил лагерь, состав вооруженных сил и, убегая, взял с собой полевую сумку с картами и планами. Через месяц немцы вычислили его и арестовали. Во время долгих пыток Толя не выдал своих однополчан, и его казнили.

  1. Володя Казначеев

В начале войны юный Володя Казначеев сразу решил стать партизаном: мальчик страстно желал отомстить за смерть своей мамы, которая пекла хлеб для партизан, за что и была расстреляна немцами. Наконец, в 1942 году мальчика взяли в партизанский отряд подрывником — он блестяще изучил основы этого дела под руководством присланных в партизанский отряд специалистов из Москвы. Довелось ему участвовать в знаменитой партизанской операции «Ковельский узел» — бойцы подрывали немецкие транспортные эшелоны на линии Брест-Ковель. Партизаном Володя прошёл всю войну, здравствует Владимир Петрович и поныне.

  1. Валя Зенкина. 

 Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. С первых минут ушел в бой Валин отец. Ушел и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. Позже девочка была вывезена вместе с другими детьми и женщинами из крепости. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. Была в фашистском плену. Вырвавшись из плена, воевала в партизанском отряде. Награждена орденом Красной Звезды - посмертно.

  1. Лара Михеенко. 

 Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела – деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. Награждена орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно.

-Итак, после прочтения историй и подвигов детей, как вы думаете:
дети войны кто они? (герои)
Какие они? (храбрые, смелые)
Можно назвать героями детей, которые помогали в промышленности и медсестрам? (да, благодаря им была военная техника и многие солдаты уцелели)
Что заставило их переступить через страх смерти и рискую своей жизнью идти на войну против врага? (отвага, желание защитить родину, победить врага, сила духа)

Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?

(ответы детей)

-«Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе. Я предлагаю вам почувствовать себя настоящим разведчиком! Представьте себе, что вы пошли в разведку. А каждый разведчик должен быть внимательным, наблюдательным и иметь хорошую память. У вас на столах лежат листочки, у вас будет только одна минут, чтобы запомнить эти слова. А по истечению минуты вам нужно будет их воспроизвести.

Слова на карточке: Солдат, оружие, снаряд, атака, герой, победа, самолет, разведчик, снайпер, медсестра, госпиталь, отвага, вооружение, шинель, батальон, мужество, подвиг, Родина, доблесть, решительность, Отечество, снаряд, смелость, салют.

-Молодцы ребята, с этим вы справились! А сможете ли вы расшифровать шифр? На столах у вас есть листок с цифрами, но это не просто набор чисел! В нем зашифрована фраза. С помощью таблицы с подсказками попробуйте расшифровать эту фразу! (работа в группах.)

Таблица:

А-15      Е-8       Й-2      О-5       У-16    Ш-27      Э-30

Б-20       Ё-19     К-11    П-6       Ф-19    Щ-7        Ю-25    

В-1        Ж-2      Л-21     Р-13     Х-22    Ъ-23       Я-17

Г-12      З-3        М-14    С-29     Ц-10    Ы-26

Д-31     И-33      Н-4      Т-24      Ч-9      Ь-18

Карточки:

Минное поле – 14 33 4 4 5 8 6 5 21 8

Отважный солдат – 5 24 1 15 2 4 26 2 29 5 21 31 15 24

Защитник родины – 3 15 7 33 24 4 33 11 13 5 31 33 4 26

День победы – 31 8 4 18 6 5 20 8 31 26

Герой страны – 12 8 13 5 2 29 24 13 15 4 26

Боевое задание – 20 5 8 1 5 8 3 15 31 4 33 8

Группа разведчиков – 12 13 16 6 6 15 13 15 3 1 8 31 9 33 11 5 1

Вечный огонь – 1 8 9 4 26 2 5 12 5 18

Блокада Ленинграда – 20 21 5 11 15 31 21 8 5 33 4 12 13 15 31 15

-Отлично, вы и с этим заданием прекрасно справились! Разведчик должен уметь думать, размышлять, сопоставлять факты. Сообразительность, смекалка не раз выручали разведчиков – людей риска и точного расчета. Для того что бы проверить вас на роль разведчика я буду задавать вам загадки, а вам нужно подняв руку дать верный ответ.

Загадки:

- стальной великан ползёт,

врагам смерть несёт.

(танк)

- без крыльев летает,

без зубов кусает

(пуля)

- перевёрнутый котелок

защитить человека помог

(каска)

- он границу охраняет,

всё умеет он и знает,

во всех делах солдат отличник

и зовётся - …        

(пограничник)

- без разгона высь взлетает,

стрекозу напоминает,

отправляется в полёт

наш российский …

(вертолёт)

-Отлично! Из вас вышли бы хорошие разведчики! А как насчет военных мед. сестер? Мне нужно по три девочки от каждой команды, их задача – забинтовать трех раненых мальчиков из своей команды. Одному – голову, второму – руку, третьему – ногу. Но не все так просто, сделать это нужно быстро и аккуратно. Чья команда справится с этим испытанием быстрее и аккуратнее, та и станет победителем!

-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, о ком мы сегодня узнали? (перечисляют детей-героев). Верно, а чей подвиг запомнился вам больше всего? (ответы детей)

- Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте? Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину? (значит быть готовым отдать свою жизнь в любое мгновение: на поле боя, в тылу, защищая товарища, спасая беззащитного; значить защищать своих родителей, семью, друзей)/

-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?

(отвага, честь, смелость, верность, сила)

Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс

В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

"Классный классный". Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса для конкурса  "Классный клруководитель - 2011""...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...