программа "Игрушка"
методическая разработка
ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев -Польского района»
Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Владимирская, д.13
Телефон (49246) 2-37-65
.
ПРОГРАММА
реабилитации несовершеннолетних посредством игровой деятельности
«ИГРУШКА»
Разработчик: Власова Елена Владимировна – воспитатель стационарного социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних
г. Юрьев-Польский
2021 г.
Содержание программы
- Краткая аннотация программы……………………………………………...3
- Актуальность программы…………………………………………………..3-4
- Цель и задачи ……………………………………………………………….5
- Срок реализации программы……………………………………………….5
- Целевая группа……………………………………………………………….5
- Принципы реализации программы………………………………………….6
- Формы работы………………………………………………………………...6
- Ожидаемые результаты………………………………………………………7
- Система программных мероприятий………………………………………..8
- Список литературы…………………………………………………………...9
Краткая аннотация программы.
Игровая деятельность позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через игру, что способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей. Воспитание потребности духовного обогащения, физического развития, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности – все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Актуальность программы.
Игровая деятельность – чрезвычайно важная сторона жизни ребенка. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, социализации.
Игры воспитывают ряд ценных навыков поведения в коллективе. Относительная самостоятельность действий играющего, наличие определенных правил, заставляющих, особенно в командных играх, подчинять свои действия интересам коллектива, вырабатывают инициативность, дисциплинированность, чувство товарищества.
Одним из важных инструментов в социально-психологической реабилитации дезадаптированного ребенка принадлежит игровой деятельности.
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако, о значении игры для своевременного и полноценного развития воспитанника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты изучением детских игр. Результаты исследований свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом.
В игре все условно, «понарошку». Благодаря этому можно преодолеть неприязнь, страх, получив взамен внутренний эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию – приобрести возможность к реализации собственных намерений в реальной жизни. Благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он сможет избежать многих неприятностей, с которыми не справятся даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди. Возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют огромное значение для формирования способности к взаимодействию.
Э.Эриксон был убежден в том, что пережитые ребенком психические травмы, имеющиеся у него внутрипсихические конфликты так или иначе проявляются в игре. Именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками и многое другое.
Дети, оказавшиеся на какое-то время в стационарных социально-реабилитационных отделениях по причине создавшейся в семье трудной жизненной ситуации, в 100% случаев имеют более или менее глубокие повреждения в эмоционально-поведенческой сфере. Именно посредством игры, игровых занятий, индивидуальных игровых минут возможно наименее травматично, без давления оказать помощь ребенку, помочь преодолеть «синдром госпитализма» и другие негативные явления, вызванные отрывом ребенка от привычной семьи или среды.
Цель программы:
Реабилитация воспитанников стационарного социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних посредством игровой деятельности.
Задачи:
- Развивать творческое воображение, мышление, память.
- Развивать умение общаться и взаимодействовать, ориентироваться в социальных ситуациях.
- Развивать самостоятельность, инициативность, творчество в играх.
- Обогащать речь детей.
- Создавать у детей радостное настроение, развивать добрые чувства.
Срок реализации программы: один год.
Целевая группа:
Воспитанники стационарного социально-реабилитационного отделения в возрасте 3 – 18 лет.
Принципы реализации программы:
- Приоритет интересов ребенка и его благополучие.
- Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих.
- Опора на позитивные начала в духовном развитии детей.
- Гуманизация отношений и общения детей с сотрудниками.
- Комплексный подход к реабилитационной работе с воспитанниками учреждения.
- Принцип гуманности.
- Принцип природосообразительности.
- Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка.
Формы работы
- Индивидуальная
- Групповая
В рамках этой программы предполагается взаимодействие с различными учреждениям, специалистами стационарного социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних (психологом, воспитателями, медицинским работником).
Ожидаемые результаты
- Рост творческой активности
- Повышение уровня осознанного отношения к своему здоровью, улучшение эмоционального благополучия каждого воспитанника
- Повышение самооценки
- Формирование социально-корректного поведения в кризисных ситуациях
- Повышение уровня познавательной активности
- Повышение уровня сформированности межличностных отношений
- Укрепление здоровья
- Формирование навыков здорового образа жизни
Система программных мероприятий.
Направление деятельности | Содержание работы | Срок
|
1.Игры физической направленности |
|
В течение года |
2.Игры музыкальной направленности |
|
В течение года |
3. Игры умственной направленности |
|
В течение года |
4. Игры творческой направленности |
|
В течение года |
5. Настольные игры |
|
В течение года
|
Список использованной литературы
- Детские праздники. Сценарии, игры, конкурсы. Сборник. – м.,РИПОН классик, 2007.
- Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М., Институт общегуманитарных исследований, 2001.
- Журнал «Воробышек». Серия «Развитие речи и культура общения», №5,7 – М., ИД «Карапуз» №5, 2005.
- Журнал «Карапуз» №5 – М., ИД «Карапуз», 2005.
- Захарова С.Н. Сценарии детских праздников – Владимир, изд-во «Владимирская школа», 1996.
- Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет. Учебное пособие – М., Махаон, 2010.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, Академия развития, 2004.
- Музыкальный руководитель. Журнал №1-6 – М., ООО изд.дом «Воспитание дошкольников», 2010.
- Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушин И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.; Генезис, 2010.
- Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М., Изд-во «Книголюб», 2007.