Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год в старшей группе
материал

Кукушкина Светлана Викторовна

Отчёт по самообразованию

«Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста»

за 2020-2021 учебный год

 

Выполнила: воспитатель, Кукушкина С.В.

 

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

     Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

    

     Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является  формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, дать экологические знания, активизация мыслительно-поисковой деятельности детей, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), бережно распоряжаться её богатствами.

     Задачи:

- прививать любовь к природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

- закрепить с детьми правила поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- развивать эмоционально-ценностное восприятие произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

- совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и

неживыми объектами природы;

- расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследования объектов и экспериментирования с ними.

 

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны

 

- План мероприятий по экологии на 2020-2021 учебный год.

- Создан уголок природы и экспериментирования с необходимым

оборудованием.

- Создана картотека дидактических игр по экологии.

- Подобран демонстрационный материал.

- Проведены мероприятия с родителями: анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», консультация «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры», проект «Огород на подоконнике», создание альбома «Растения нашего края».

- Проведены мероприятия с воспитателями: консультация «Как развивают экологическую культуру дидактические игры по экологии», выступление на педсовете с презентацией «Экологические пространства в старшей группе».

 

     С целью повышения эффективности НОД с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

По данному направлению разработаны ряд занятий по экологии: «Земля – наш общий дом», «Вода – это жизнь», «Деревья в цвету», «Знакомство с животными родного края», «Комнатные цветы», «Красная книга», «Перелетные птицы». Проведено открытое занятие «Прогулка по лесу».

     Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Для реализации этой цели разработала картотеку наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

     Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества

предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки.

     Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания.

      Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а также в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

     С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

     Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания – это организация проектной деятельности. Мною разработан проект «Огород на подоконнике».

 

В результате проделанной работы у детей:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и

явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые

проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать

выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

 

В следующем году планируется проведение кружка по экспериментированию

«Очевидное-невероятное», что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями старшей группы на 2020-2021 уч.год

Тематическое планирование работы с родителями...

Темы самообразования на 2020 - 2021 учебный год.

Темы самообразования на 2020 - 2021 учебный год....

Дорожная карта (Отчет о работе по самообразованию) за 2020/2021 учебный год, Захаровой З.Н.

Отчет о проделанной работе учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны...

Дорожная карта по самообразованию учителя , 2020-2021 учебный год

Дорожная карта по самообразованию учителя , 2020-2021 учебный год. Итоги работы учителя начальных классов...

Отчет о деятельности творческой группы-проектной команды Овечкиной М.В. по проведению пилотной апробации образовательного ресурса в 2020-2021 учебном году

В отчёте о деятельности проектной группы по проведению апробации разработанного образовательного ресурса «Эрудит: сборники дидактических материалов для проведения занятий по подготовке учащихся ...