Внеурочное занятие. Права и обязанности школьника
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Внеурочное занятие на тему: "Права и обязанности школьника" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Права и обязанности школьника»

Школа: 

Класс:

Дата проведения: 11.05.2020

Составила: студентка группы 446а

ФИО

2020г.

Конспекта внеурочного занятия

Направление: социально-правовое

Программа: "Тропинка к своему я"

Класс/возрастная группа: 4

Тема занятия: Права и обязанности школьника

Цель занятия: Создание условий для формирования у учащихся знаний о том, что  такое права и обязанности школьника.

Задачи занятия:    

- формирование правовой культуры учащихся;

- ознакомление с Конвенцией о правах ребенка и обязанностями ученика;

- воспитывать взаимоуважение друг к другу;

- развивать воображение, фантазию учащихся;

- развивать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятию;

- проявляют интерес к новому материалу.

регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- контролировать и планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- оценивают собственную деятельность.

познавательные:

- извлечение информации из собственных знаний.

- умение структурировать знания; дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений о правах и обязанностях школьника.

коммуникативные:

- принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- умение общаться, высказывать свое мнение;

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: лепестки к заданию «Что права, а что обязанности?»

Технологическая карта внеурочного занятия

№/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

 (мин)

1

Мотивирование к учебной деятельности

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

-Что они обязаны делать и чего не обязаны? (Сл.1)

- Сегодня мы  с вами поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас.

- Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент,

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для любой страны – ребенок!

Слушают стихотворение, настраиваются на занятие

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятию.

3 мин.

2

 Актуализация знаний

- Ребенок - это самое дорогое, что есть у ваших родителей, которые заботятся о вас. О вас заботится и государство. Во многих странах мира, в том числе и в России, отмечают праздники, посвященные детям.

- Кто знает, о каких праздниках я говорю?

-Мы с вами живем в России, которая является правовым государством.

- Кто объяснит, что это значит?

Отвечают на вопросы учителя

П: извлечение информации из собственных знаний.

2 мин.

3

Целеполагание.

Планирование

деятельности

-Ребята, а знаете ли вы какие у вас права?

-Какими правами  вы уже пользуетесь?

-Сегодня мы подробнее поговорим о правах детей.

-Вспомним обязанности детей.

(Сл.1)

Отвечают на вопросы учителя

Озвучивают

 понятия

К: строить речевые высказывания в устной форме

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2 мин.

4

Деятельность

-Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. Конвенция-это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. (Сл.2)

Знакомство с правами детей (Сл.3)

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество.

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

 - Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?

-Прочитаем несколько прав, которые имеет учащийся (Сл.4):

Учащиеся имеют право:

  1. На выбор вида внеурочной деятельности.
  2. На обучение по современным методикам и учебным пособиям.
  3. На добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы и пришкольной территории.
  4. На психолого-педагогическую помощь.
  5. На отдых в перерывах между учебными занятиями, в группах продленного дня.
  6. На медицинское обслуживание в школе.
  7. На организацию питания.
  8. На получение оценки по каждому предмету.
  9. Быть выслушанным.
  10. На выход из учебного кабинета во время урока с разрешения учителя.

-Но не стоит забывать, что кроме прав есть и обязанности. Статья 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения (Сл.5)

-А какие обязанности есть у учащихся?

Учащийся обязан: (Сл.6)

 1.Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей.

2.Прилежно работать над расширением своих знаний, готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных дополнительных и внеклассных занятиях.

3.Действовать на благо школьного коллектива, заботиться об авторитете школы.

4.Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами.

5.Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика.

6.Придерживаться правил общественного общежития: проявлять уважение к взрослым и одноклассникам; уважать свободу и достоинство другого человека; исправлять причиненный собой вред; не устраивать драки в школе и на её территории.

- Предлагаю вам поработать в группах и выполнить задание «Что права, а что обязанности?»

(Перед учащимися лежат разобранные цветы, на сердцевине одного написано «Права», другого – «Обязанности». На лепестках написаны либо права, либо обязанности. Задача детей правильно собрать цветы)

(Приложение) (Сл.7)

-Предлагаю вам проанализировать данные ситуации. Какие права были нарушены, о каких обязанностях забыли дети (читают по ролям)

1.-Артем, ты опять разрисовал парту в кабинете математике!

- А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом- рисованием

2. – Дима, ты  почему во время урока бегал по классу?

- Ну и что? Я имею право на свободу перемещения

3. – Андрей, ты уже который понедельник не готов к чтению!

-Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых.

Слушают учителя.

Знакомятся с правами. Зачитывают права с доски.

Беседа с учителем.

Отвечают на вопросы.

Читают определение.

Отвечают на вопросы по теме занятия.

Выполняют задание в группах.

Устно проверяют выполнение задания.

Читают ситуации и анализируют их.

К: умение общаться, высказывать свое мнение, строить речевые высказывания в устной форме.

П: умение структурировать знания; дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений о правах и обязанностях школьника.

Л:  проявляют интерес к новому материалу.

Р: контролировать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

26 мин.

5

Рефлексия

«Разрешается-запрещается» (Сл.8)

-Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

- Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете   показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука .  

1.Вот в углу стоит мальчонка,            2. С мамой дети должны жить,

 Плачет, надрывается.                               Ей цветы всегда дарить –

 Бить, наказывать ребенка                        Это (разрешается).

 Строго (запрещается)

3. Эта грань обозначает:                      4. Рисовать и петь учиться,

 Мать с ребенком разлучают.                   Если заболел – лечиться,

 Это (запрещается).                                   Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,                   6. Вместе дружно в мире жить,

 Мало у него силенок,                              с разными детьми дружить –

 Ноги подгибаются.                                  Это (разрешается).

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

Играют в игру «Разрешается – запрещается».  

.

К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных
точек зрения.

  5 мин

6

Итог занятия

-Продолжите фразы: (Сл.9)

Я уже знал…

Я теперь знаю…

Мне пригодится в будущем…

-Молодцы, ребята! Вы отлично знаете все права, о которых мы сегодня говорили. Вот и подошел к концу наше занятие.

- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Отвечают на вопросы. Делают вывод и обобщение

Р: оценивают собственную деятельность.

2 мин.

Приложение

Лепестки цветка «Право»:

  • Иметь фамилию, имя, отчество
  • Иметь собственные игрушки
  • Посещать кружки и секции
  • Жить с родителями
  • Иметь и высказывать свою точку  зрения
  • Отдыхать на перемене

Лепестки цветка «Обязанности»:

  • Делать уроки
  • Соблюдать дисциплину
  • Заботиться о животных
  • Посещать школу
  • Помогать родителям      
  • Беречь школьное имущество  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права и Обязанности школьника Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: -Что люди могут делать и чего не могут? -Что они обязаны делать и чего не обязаны?

Слайд 2

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Слайд 3

- Право на жизнь. - Право на имя при рождении. - Право на медицинскую помощь. - Право на образование. - Право на отдых и досуг. - Право иметь имущество. - Право свободно выражать свои взгляды. - Право на свободное перемещение. - Право на заботу и воспитание родителями. - Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. - Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Слайд 4

Учащиеся имеют право : На выбор вида внеурочной деятельности. На обучение по современным методикам и учебным пособиям. На добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы и пришкольной территории. На психолого-педагогическую помощь . На отдых в перерывах между учебными занятиями, в группах продленного дня. На медицинское обслуживание в школе. На организацию питания. На получение оценки по каждому предмету. Быть выслушанным. На выход из учебного кабинета во время урока с разрешения учителя.

Слайд 5

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения

Слайд 6

Учащийся обязан : 1. Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, н е шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей. 2. Прилежно работать над расширением своих знаний, готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных дополнительных и внеклассных занятиях. 3. Действовать на благо школьного коллектива, заботиться об авторитете школы. 4. Достойно , культурно вести себя в школе и за её пределами. 5. Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика. 6. Придерживаться правил общественного общежития: проявлять уважение к взрослым и одноклассникам; уважать свободу и достоинство другого человека; исправлять причиненный собой вред; не устраивать драки в школе и на её территории .

Слайд 7

«Что права, а что обязанности?»

Слайд 8

Разрешается – З апрещается

Слайд 9

Продолжите фразы: Я уже знал… Я теперь знаю… Мне пригодится в будущем…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности школьника

Занятие о том, какие права и обязанности  должны знать  школьники...

я-школьник. права и обязанности школьников 4 класс

классный час на тему "права и обязанности школьников.Конституция России"...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА.

КЛАССНЫЙ ЧАС   ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА....

Права и обязанности школьников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6376907","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"133","width":"120"}}]]В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется о...

Классный час на тему: "Права и обязанности школьника"

   Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у...

Права и обязанности школьника

Классное собрание в рамках проведения месячника по правовым знаниям.Направление:  Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека....

Путешествие в страну «Прав и обязанностей школьника».

•В каком году была принята  Декларация прав ребенка?•Что обозначает слово «конвенция»?•В каком году была принята Конституция РФ?...