Классный час, 2 класс, тема: Дети и война
классный час (2 класс)
Класс: 2 «Б»
Тема: «Дети и война»
Цели:
- расширение представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитание активной гражданской позиции детей, чувство патриотизма, уважительного отношения к ветеранам войны, чувства гордости за героическое прошлое своего народа;
- побуждение детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._2_klass_deti_i_voyna.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский Педагогический колледж №1»
Конспект классного часа
«Дети и война»
Выполнила:
студентка 45 группы
Корнева Д.
Проведение: Куртамышская СОШ №1
Проверила: Иванова О.Н.
Челябинск,2021
Дата проведения мероприятия: 30.04.21
ФИО учителя: Иванова О.Н.
Класс: 2 «Б»
Тема: «Дети и война»
Цели:
- расширение представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитание активной гражданской позиции детей, чувство патриотизма, уважительного отношения к ветеранам войны, чувства гордости за героическое прошлое своего народа;
- побуждение детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Этапы | Время | Содержание | Примечание |
| 3 мин. | - Здравствуйте ребята, на улице светит солнышко, улыбнитесь друг другу и подарите кусочек счастья. - Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым? -Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым? - Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети. Наше детство убила война! Всюду были голод, разруха, Но у нас не сломила она Чувство гордости, силу духа! Долгих Л.М. - До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты… Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги«Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время Перелистывая страницы и слушая рассказы, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они |
(слайд 1-2) |
| 35 мин | 1 Страница «Вставай страна огромная…» - Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг… Звучит голос Левитана
- В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война… Звучит песня «Вставай страна огромная…» - И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага. - Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. - В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть… - Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. - Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. - Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам. (слайд 7) -Война. Это страшное слово. Подберите слова –синонимы к слову «война» (война –бой, битва, сражение) -Подберите слова –синонимы к слову «солдат» (солдат – воин, боец…) -Почему война называлась Великой? Отечественной? -Какие еще прилагательные вы можете подобрать к слову «война»? (страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная, освободительная) 2 страница « ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА» - Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. - Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт. - Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. -Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей. Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе со взрослыми. 3 страница « ДЕТИ В ТЫЛУ» - Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод. - Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых - Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими. Не только на заводах ребята помогали старшим. Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом. - Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны? (ответы детей)
4 страница «Дети в блокаде» - «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.. «Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны. «Ленинградские дети»... Это крики, бомбежки, разруха и смерть… Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». – Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму , голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. В Ленинграде начался голод. В осажденном городе тысячами по гибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. - Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
- Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.
-Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. (на доске портрет Тани Савичевой) В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. «Из дневника Тани Савичевой». Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. 5 страница «ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ» - Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей. - Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты. 6 страница «ДЕТИ -ПАРТИЗАНЫ» - В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. 1 ученик (слайд 30) Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях. В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев. 2 ученик (слайд 31) Валя Котик Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. 3 ученик (слайд 32) Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза. 4 ученик (слайд 33) Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу». В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Зоя Космодемьянская. Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Ее казнили. И только потом в стране узнали, что это была московская комсомолка Зоя Космодемьянская. 5 ученик (слайд 34) -Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти? (ответы детей) - Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок» - «Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.
7 страница «СТРАНИЦА ПАМЯТИ » Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах… - Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове. -Как мы можем помочь этим людям? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) | (слайд 3) (аудиозапись о начале войны) (слайд 4) (слайд 5) (слайд 6) (слайды 8-10) (слайды 11-12) (слайд 13) (слайды 14-15) (слайды 16-17) (слайды 18-19) (слайд 20) (слайды 21-22-23) (слайд 24) (слайд 25) (слайд 26) (слайды 27-28) (слайд 29) |
| 2 мин. | - Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина».О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей. - Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте? Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества. -Что значит защищать Родину? -Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества? -Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди. | Отвечать на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
Классный час, посвященный 70-летию Великой Отечественной войне на тему: «Дети на войне», 1-2 класс
Рассказать детям 6-7 лет о войне иногда довольно сложно. Данная разработка представляет собой классный час о Великой Отечественной войне - своего рода "урок мужества". Классный час требует опред...
Классный час по теме: "Дети и война".
Классный час, посвященный подвигам детей в годы ВОВ....
Классный час на тему: "Дети и война"
Ход занятия. 1. Вступительное слово. - Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем - дихими, злыми и голодными годами. Тяжело достались они всему наше...
Классный час ( 2 класс) . Тема : Дети войны.
План- конспект классного часа на тему: " Дети войны"....
Классный час на тему: «Дети и война»
Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны....