Классный час на тему: "Дети и война"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Большанина Екатерина Евгеньевна

Ход занятия.

 1. Вступительное слово. 

- Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем - дихими, злыми и голодными  годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжело пришлось маленьким детям.

Многие дети омтались  сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли  родителей  во время бомбёжек, третьи  лишились не только родных, но и отчего дома, чнтвёртые  оказались на оккупированной  врагами  территории, пятые - в плену  у немцев.

Дети -  слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

2. Основная часть.

Чтение стихотворения детьми

Война - не место для детей.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и  грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребёнку нужен  тёплый дом 

И мамы  ласковые руки, 

И взгляд, нополненный добром, 

И песни колыбельной  звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и  страданье!

- Вот история двух маленьких  девочек, в судьбу которых ворвалась война.  Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сёстрами. Валя постарше, ей уже исполнилось  тринадцать, а Вере было только десять.

Сёстры жили в деревянном  домике на окраине города Сумы. Незадолго до  войны их мама тяжело заболела  и умерла, а когда  началась война, папа девочек ушёл  на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сстрам поступить  в ремесленное училище  при  тракторном  заводе.  но скоро  завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные  бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев  горож захватили  немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: "Из домов выгоняли людей  и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ  на площадь  и заставляли  смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холог, не было воды". 

Сёстры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам  вдоль  шоссейеых дорог, собирая  колоски, выпавшие из машин при перевозке.  ночевали вкоопнах сена. Долго  брели  девочки, пока, наклнец, не оказались на окраине Киева.

Какая - то добрая старушка пожалела  голодны оборванных и грязных детей. Она отгрела  их, отмыла, напоила кипятком, угостила  варёной фасолью. Сёстры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши  войска. Сколько  было слёз  и радости! Вся Молодёжь - парни и девушки - побежали  в военкоматы. Сестрёнки  тоже  побежала, но им сказали, что они ещё  слишком малы. Однако им выпало такое горькое  детство, что девочки считали себя  совсем взрослыми. Они захотели работать  в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли  много раненных  бойцов, и врач  сказал сёстрам: "Ну - ка, девочки, помогайте".

"Вот так получилось, что мы  остались в госпитале", - вспоминала Вера.

девочки стали помогать  санитарам, научились делать  перевязки, кормили раненных  красноармейцев. Если выдавался свободный  часок,  сёстры устраивали  для бойцов концерт:  читали стихи, пели  под гитару песни, танцевали. Они хотели  подбодрить, развеселить  раненных солдат. Солдаты полюбили  девочек!

Однажды Вера среди  бойцов, идущих через город  увидела своего дядю, родного брата  отца. Она  кинулась  к нему. А скоро девочки получили   и первое письмо  от отца. Отец думал, что  сёстры  погибли, и был бесконечно рад  тому, что  Вера и Валя  нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончиться война, они снова будут вместе.

"Над этим письмом плакал весь госпиталь!" - написала Вера в своих воспоминпниях

7 мая 1945 года Вале исполнилось 17 лет. "Один солдатик принёс мне  большой букет сирени. Какое счастье, за всю  войну  первая настоящая радость. Поздравления друзей. Первый отпразднованный день рождения за всю войн", - впоследствии писала Валя.

Война иковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто  был в тылу. Вместо беззаботного  счастливого детства с весёлыми  играми  и забавами, маленькие дети  по десят -  двенадцать  часов работали  на станках, помогая взрослым  изготавливать  оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу  создавались производства, выпускающие оборонную  продукцию.  на станках работали  женщины и дети 13 - 14 лет. "Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали на равне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся  у печки или прикорнувших  у станка", - воспоминал ветеран военного  завода в подмосковном  Калинграде (ныне Королёве) В. Д. Ковальский.

Другой ветеран Н. С. Самарцев рассказывал: "Мы не доставали до верстака, и нам  делали специальные подставки из  ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник,  зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда  напряжение  было меньше, отсыпались дома".

Чтение стихотворения детьми

Злая мачеха - война

Война - ты мачеха злая!

Малых детей обижала,

Страхом  душу  терзая, 

Детство у них отнимала.

Война - ты мачеха  злая!

Досыта есть не давала,

С белого  света сживая, 

Радость  у них от бирала.

Война - ты мачеха злая!

Вволю поспать не давала,

Рано детей поднимала, 

Тяжким  трудом  донимала.

Мы соберём все силы - 

Прогоним злую старуху,

Чтоб детям она не грозила

Голодом, смертью, разрухой!

Дети отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах. В школьных помещениях  было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила, ребятишеи сидели  на уроках в пальто и  в шапках. В школах ученикам выдавали по 50 граммов ржаного хлеба.

"Самым ярким воспоминанием  тех лет был хлебный запах", - вспоминает Анатолий Михайлов. Ему исполнилось  семь лет, когда началась  война  и его отца взяли на фронт. Мать осталась  с тремя  детьми. "Время идти в школу, но я осталась  дома - не в чем было ходить: у нас на двоих с братом была одна пара обуви.

В первый класс пошёл только в  девят дет, когда занятия  стала в две смены: брат прибегал из школы, переобувался и отдавал мне  сапоги, - рассказывал Анатолий. В школе нам выдавали по ломтю ржаного хлеба, и мы с нетерпением  ждали, когда его привезут  из пекарни - наш класс был проходным , поэтому мешки  с буханками  проносили мимо нас в учительскую  для развеса  по порциям. Мы в это время забывали и про учительницу, и про уроки, спеша досыта надышаться этим волшебным тёплым  хлебным  ароматом".

Школьники, как могли старалист помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить  добрым словом.

Они писали  письма бойцам, собирали для них посылки. Шили  и вышивали кисеты для табака, вязали тёплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Фронту помогали и  дошкольники. Широко известны и такие факты. В частности,  в газете "Омская правда" были опубликованы письма дошкольником.

(Письма в презентации)

Танк был  сделан и воевал на нём сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила  благодарность. Вскоре  была награждена орденом Красной звезды, а позднее, за  отличие в боях под Орлом, - орденои Отечественной  войны.

Звучит  песня "Маленькая Валенька", муз. Н. Леви, сл. В. Дыховичногою

3. Заключительная часть.

Вопросы.

  • Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.
  • Почему войну называют "злой мачехой"?
  • Как помогали дети взрослым в тылу?
  • Что посылали школьники бойцам на фронт?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon письма дошкольников639 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письма дошкольников, опубликованные в газете «Омская правда» на фронт .

Слайд 2

Первое письмо написала Ада Занегина Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по – печатному. Гитлер выгнал меня из из города Сычёвки Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт врага, мы вернёмся домой. Ада Занегина

Слайд 3

Следующее письмо Адика Солодова, 6 лет Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я ещё в старых похожу ботиночках… Адик Солодов, 6 лет

Слайд 4

А вот письмо Тамары Лоскутовой Мама хотела мне купить новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова

Слайд 5

Ещё письмо от Тани Чистяковой Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только 5 лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова

Слайд 6

А вот что пишет Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Маршал Советского Союза И. Сталин. Май 1943


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"...

Классный час по теме: "Дети и война".

Классный час, посвященный подвигам детей в годы ВОВ....

Классный час на тему "Дети войны"

Дети смогут увидеть страшное время войны глазами своих сверстников, на долю которых выпали эти тяжкие страдания: дети-герои, сыны полка, узники концлагерей, дети блокадного Ленинграда......

Классный час по теме "Дети и Великая Отечественная война"

Ребята, 9 мая наша страна отмечает 64 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Побе...

Классный час по теме « Дети и Великая Отечественная война»

Данный классный час поможет изучить историю своей страны, своего народа. Формировать патриотические чувства. Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны. Развивать коммуникативные качест...

Классный час на тему: «Дети и война»

Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны....