"Безопасное поведение: чтобы не случилось беды"
статья

Углубить и систематизировать знания учащихся о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтобы не случилось беды. Безопасность на улице и дома».

    Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций.

Задачи:

  • Способствовать формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении своего здоровья.
  • Развивать умение анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать правильное решение.
  • Способствовать воспитанию у учащихся внимательности, ответственности за свои поступки, находчивости.

Каждый человек хочет, чтобы, его права никто не нарушал, и чувствовать себя в безопасности. Нам хочется верить, что большинство людей в мире, в нашей стране, в нашем городе – добропорядочные граждане, которые руководствуются принципами морали и нравственности, поступают по совести, учитывают мнения других людей, не нарушают их права, исполняют закон. Если бы каждый человек так жил и вёл себя, то не нужны были бы ни полиция, ни суды, ни тюрьмы. Но, к сожалению, эта картина далека от реальности. В мире постоянно совершаются различные преступления и правонарушения.

Никто из нас не застрахован от совершения против нас какого-либо преступления. Предотвратить беду всегда лучше, чем искать потом выход из сложившейся ситуации. Есть такая пословица: «Предупреждён – значит вооружён».

Как вы понимаете эту пословицу, ребята?

(Ответы детей могут быть такими: когда человек знает, что может произойти, он готов к этому, успеет отреагировать, обладает нужной информацией, может физически и морально подготовиться).  

Вот именно поэтому, мы с вами сегодня поговорим о том, что может случиться на улице, какие опасности могут подстерегать вас и как следует при этом себя вести.

Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас на улице?

(Ответы детей могут быть такими: агрессивно настроенные молодые люди, старшеклассники, ровесники могут причинить вред, маньяки, наркоманы, мы можем «попасть в историю», если уйдём далеко от дома, в небезопасное место, можем заблудиться и т.д).

Сегодня мы с вами вооружимся необходимыми знаниями для того, чтобы всех этих опасностей избежать, и если уж что–то произойдёт, то вы будете знать, как правильно поступить, как нужно себя вести.

В первую очередь необходимо соблюдать меры безопасности:

Комендантский час.

Детям запрещено находиться в общественных местах без сопровождения взрослых с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая или с 23.00 до 06.00 часов в период с 1 июня по 31 августа с Законом Санкт-Петербурга № 48/14 от 19.02.2013 года «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге».Ребенка, гуляющего ночью в общественных местах, возвращают родителям или лицам, их заменяющим. В этом случае взрослые несут административную ответственность. Если у ребенка нет родителей или взрослые, отвечающие за него, не вышли на связь в течение трех часов, несовершеннолетнего помещают в ближайшее специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Какие ещё меры безопасности вы можете назвать?

(Ответы детей могут быть такими: не ходить по безлюдным улицам, не садиться в машину к незнакомым и малознакомым людям, иметь с собой средства защиты и т.д).

Общие меры безопасности:

1.Необходимо строго соблюдать правила пешеходного движения, как и правила дорожного движения.

2.Никогда не принимайте от чужих людей подарки, деньги, сладости, приглашение покататься на машине и тому подобное. Особо опасно соглашаться с ними куда–либо пойти, поехать, оказать им какую–либо помощь (например: поднести вещи, найти кошку, собаку, сфотографироваться и т. д.).

3.В настоящее время, когда очень часто происходят террористические акты, соблюдайте на улице повышенную осторожность: не трогайте и не открывайте незнакомые предметы: свертки, сумки, пакеты. А если вы обнаружили подозрительные предметы, то сообщите взрослым, которые находятся от вас вблизи, или сразу позвоните в службу спасения. Чтобы с вами на улице не случилось, рассказывайте, в первую очередь, своим родителям или другим близким людям.

Правила безопасности и самооборона.

То, что вы видите в кино, может сформировать у вас не всегда верные представления о самообороне. Например, девушка идёт мимо машин стоящих на парковке. Вдруг какой-то парень, выскакивает из-за внедорожника и бросается на неё. Девушка бьёт плохого парня в глаза своими ключами или пинает его ногой в пах. В то время как он корчится от боли, она убегает прочь.

Это кино. В жизни всё выглядит по-другому: когда девушка собирается нанести злодею удар рукой или ногой он, зная, что его ждёт, хватает её за руку (или ногу) и выводит из равновесия. Взбешенный её попытками сопротивления, он валит её на землю, и теперь у неё практически нет шансов, чтобы защитить себя.

В опасной ситуации главное – сделать всё от себя возможное, чтобы избежать драки и борьбы когда кто-то угрожает или нападает на нас. Самооборона — это использование, прежде всего, ума, а не кулаков. Поэтому лучший способ справиться с нападением или угрозой нападения заключается в попытке избежать его. Таким образом, вы меньше всего рискуете нанести себе физический и моральный вред.

Например, если вы совершаете пробежку в парке и вдруг чувствуете, что за вами следят, возможно, ваша интуиция подсказывает вам, что что-то тут не так. Ваш внутренний голос говорит вам, что лучше всего вернуться туда, где больше людей вокруг. Прислушайтесь к нему!

Злоумышленники не всегда незнакомцы, которые выпрыгивают из темных переулков. К сожалению, подростки могут подвергнуться нападению и со стороны тех людей, которых они знают.

В опасной ситуации необходимо говорить или действовать таким образом, чтобы предотвратить ухудшение ситуации. Например, отдать грабителю свои деньги вместо того, чтобы бороться или бежать. Если кто-то преследует вас на улице и пытается заговорить, когда вокруг никого нет, вы можете оттянуть момент нападения, соглашаясь с ним и вступив в диалог. Затем вы можете перенаправить фокус внимания оппонента ("Ой, вон мои родители!"), и спокойно разрешить ситуацию.

Поэтому

– не находиться на улице одной в темное время суток;

– избегать проходных подъездов, дворов, безлюдных участков, территорий;

– не пользоваться подземным переходом, если он плохо освещен или малолюден;

– никогда ни при каких обстоятельствах не садиться в машину к незнакомым и малознакомым людям;

– никогда ни при каких обстоятельствах не заходить самой в чужие дома или квартиры, даже если вас об этом будут убедительно просить (нужно помочь, посидеть с ребенком, позвонить);

Если все-таки вам придется идти одной в темное время суток или через безлюдное место, примите следующие меры безопасности:

– одежда не должна стеснять ваши движения;

– обувь должна быть удобной для бега, обувь с высокими каблуками не надевать;

– волосы не должны быть распущены (распущенные волосы легко намотать на руку в случае физического насилия);

– при себе следует иметь средства индивидуальной защиты.

– не ведите себя вызывающе;

– не демонстрируйте другим высокомерие, превосходство, презрение;

– не задирайте окружающих людей, даже если вам очень хочется продемонстрировать свою удаль;

– не носите с собой открыто вещи, имеющие большую материальную ценность, они могут представлять интерес для любителей легкой наживы;

– проявляйте бдительность, постарайтесь избежать встречи с большой компанией, подвыпившими или пьяными людьми;

– избегайте безлюдных мест, если идете один, а тем более, если провожаете девушку. В первом случае вы еще сможете спастись бегством, во втором – этот вариант исключен;

– старайтесь до последнего избегать физического столкновения;

– при проявлении в ваш адрес агрессии держитесь спокойно, уверенно в себе. Нежелательны обе крайности поведения: ваша встречная агрессия может только раззадорить нападающих; ваша униженно просящая позиция неминуемо переведет вас в положение жертвы. Человек, ведущий себя как жертва, во всех ситуациях является объектом нападения

Что делать, если избежать опасности не удалось? Если, например, вы идёте по тёмной улице и чувствуете, что кто-то идёт за вами, преследует вас? Ответы детей могут быть такими: нужно убежать, закричать, позвать на помощь, постараться свернуть на более людную и освещённую улицу (если это возможно), зайти в магазин или в аптеку.

Измените свой маршрут, пойдите по другой дороге (только чтобы она была не безлюдной). Сделайте вид, что что-то забыли и поверните обратно, остановитесь поправить одежду, обувь и т.д. (таким образом вы проверите, действительно ли вас преследуют, или собьёте с толку злоумышленника), измените своё поведение, будьте непредсказуемыми, резко повернитесь лицом к этому человеку и спросите «Что вам нужно?» / «Что вы за мной идёте?»

Старайтесь не заходить с подозрительными личностями в подъезд и лифт, дождитесь, когда туда зайдут другие люди.

Когда видите впереди компанию молодых людей, которые могут быть агрессивно настроены, проходя мимо них, держитесь уверенно, но не вызывающе, смотрите прямо перед собой (не в пол – взгляд жертвы, но и не в глаза – вызывающий взгляд).

Если вам что-то когда-то угрожало или угрожает сейчас, и если опасность эта исходит от знакомого человека, близкого ваших родителей (что нередко случается), то обязательно расскажите родителям об этом.

Как выйти из опасных ситуаций?

Педагог предлагает ситуации, а учащиеся обсуждают пути выхода из них.

1.Мальчик идёт вечером по незнакомой улице, компания парней преграждает ему путь. Как поступить мальчику?

Не нужно ждать, пока они что-то скажут, начинайте действовать (если видите, что настроены они агрессивно). Лучше свернуть с дороги, пойти другим путём, зайти в ближайший магазин или аптеку, разговаривать по телефону – сыграть роль – будто кто-то идёт вам на встречу, например вас должен встретить старший брат или папа, говорите громче, чтобы злоумышленники услышали. В критической ситуации проявите все свои актёрские способности: можно сделать вид, что вы узнали этого человека (обидчика), будто это ваш старый знакомый, начать вести себя соответствующе. Это поможет отвлечь обидчика, ввести его в заблуждение и вы сможете уйти или убежать. Если вы понимаете, что сможете просто убежать, то лучше сразу именно это и сделать. Это не стыдно, это необходимая мера, что бы не получить серьёзные травмы, а то и вовсе не лишиться жизни.

2.Девочка идёт домой, слышит, что за ней идёт человек, явно преследует её, заходит за ней в подъезд. Как ей себя вести?

Можно резко обернуться, что-то сказать или спросить. Если чувствуете в себе уверенность, то сыграть какую-либо роль, например, сделать испуганное выражение лица и сказать: «что это у вас на лице / с вашим лицом?», разыграть эпилептический припадок, притвориться сумасшедшей, и т.д., это оттолкнёт обидчика, введёт в заблуждение и позволит вам убежать или использовать против обидчика средства индивидуальной защиты.

Как себя вести, если на вас напали? (Ответы детей могут быть такими: использовать газовый баллончик, убегать, драться и т.д).

Конечно, нужно найти возможность убежать (а для этого отвлечь внимание любым способом). Если сразу этого сделать не удалось, то используйте любые предметы и приёмы, чтобы защититься, и конечно, зовите на помощь. Не всегда помогают призывы «Помогите! Спасите!»… , а лучше «Пожар, горим». Зовите на помощь родителей - это напугает обидчика – он подумает, что вы где-то недалеко живёте и родители могут услышать вас и прийти на помощь. Каждый человек понимает, и преступник в том числе, что родители будут спасать своего ребёнка любой ценой. Люди, которые услышат, что какой-то ребёнок зовёт на помощь родителей, быстрее отреагируют на ваш призыв, т.к. у них возникнет ассоциация с их собственными детьми. Если вы оказались в людном месте лучше просить о помощи не всех присутствующих людей, а кого-то конкретного (т.к. есть такой феномен, как распределение ответственности – когда очевидцев много, то каждый ожидает активных действий от кого-то другого и каждый, в итоге, бездействует).

Безопасность дома.

Сюжетно – ролевая игра  «Один дома».

Ребятам на карточках предлагаются ситуации для разыгрывания сценок. А зрители должны прокомментировать действия участников, обосновать насколько они были правильными.

Ситуация 1. Вася один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит незнакомый голос: « Здравствуйте, а родители дома?».

Ответ Васи: « Да, дома, но они заняты. Что им передать? Кому и куда перезвонить?».

Ситуация 2. Алина дома одна. Звонок (стук ) в дверь. Смотрит в глазок, увидела незнакомого человека, спрашивает: « Кто там?»

Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем скорую помощь».

Ответ Алины: «Скажите, что случилось, по какому адресу, я все сделаю сама» Девочка идет к телефону и вызывает  « Скорую помощь».

Ситуация 3. Саша один дома. Кто- то пытается ключом открыть дверь. Саша спрашивает: «Кто там?».

Последовал ответ: « Сантехники! Мы проверяем отопительную систему!».

Ответ Саши: « Я ничего не знаю. Через час вернется с работы папа, тогда и приходите».

Продолжают открывать дверь ключом. Тогда   Саша быстро баррикадирует дверь подручными предметами, звонит по телефону 02, затем бежит к окну и просит о помощи.

Молодцы, ребята, вы правильно прокомментировали данные возможные ситуации.

Если вы оказались дома одни и вам позвонили в дверь – не спешите ее открывать, сначала посмотрите в глазок, если человек вам не знаком – не открывайте, отойдите от двери и позвоните родителям на работу.

Если неизвестные рвутся в квартиру, немедленно поднимайте тревогу: позвоните в милицию (02) или сразу в службу спасения. Откройте окно, крикните людям « Пожар!» (это лучше привлекает внимание), стучите тяжелыми предметами по батарее, кричите.

Подведение итогов беседы.

Ребята, мы разобрали с вами разные ситуации. Надеюсь, что вы запомнили, что нужно делать, если с вами  случится беда. В заключение нашей беседы, давайте вместе составим формулу безопасности. Предлагайте, какие составляющие она будет в себя включать? Дети предлагают свои варианты, педагог записывает их на доске, затем выбираются несколько самых ёмких фраз, из которых составляется формула безопасности.

Формула безопасности должна получиться примерно такой:

- предвидеть опасность;

- по возможности избегать ее;

- при необходимости действовать решительно и четко;

- бороться до последнего, активно, всеми возможными способами просить  о помощи и самому ее оказывать тем, кто попал в беду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!"

Классный час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!"...

Презентация "Чтобы не случилось беды"

В презентации рассказано о том, как следует воспитывать чувства ребёнка.Наша психика – самая нежная и легко ранимая в организме. Хотя мы способны перенести большие нагрузки и пережить серьёзные огорче...

Беседа "Чтобы не случилось беды".

Цель: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здор...

Классный час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда"

ЦЕЛИ: 1.Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении дорожных знаков;2. Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при ...

час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!"

Классный час разработан с целью систематизации и совершенствования знаний правил дорожного движения. ......

Беседа "Чтобы не случилось беды"

В доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях,подстерегающих их в быту....

Беседа на тему: «Чтобы не случилось беды. Безопасность на улице и дома»

Каждый человек хочет, чтобы, его права никто не нарушал, и чувствовать себя в безопасности. Нам хочется верить, что большинство людей в мире, в нашей стране, в нашем городе – добропорядочные гра...