Детская агрессия. Ее причины и последствия.
статья (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressiya_eyo_prichiny_i_pos.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессия, её причины и последствия
Что такое детская агрессия, каковы ее причины и последствия?
Агрессия как таковая является вполне обычной реакцией человека и не может называться чем-то инородным. Агрессивность часто проявляется и как защитная реакция на опасность и незащищенность. Она может выражаться как в отношении любых неживых предметов, так и к людям и животным.
Агрессия присуща каждому человеку, поскольку представляет собой инстинктивную форму поведения. Главной ее целью является выживание и защита. С возрастом человек научается переводить агрессивные порывы в социально приемлемые формы реагирования, иначе говоря, происходит социализация.
Большинство родителей сталкивались с подобной проблемой и первая их реакция – паника. Но не стоит сильно волноваться, ведь в некоторых ситуация агрессивное поведение ребенка вполне нормально. Гнев, злость, обида, раздражение, страх – все это необходимо выплеснуть. Но очень важно, что ребенок научился социально правильно выражать свои негативные эмоции, и вы непременно должны ему в этом помочь.
Иногда, агрессивное поведение ребенка выступает для родителей предупреждением, бессознательным криком дыши ребенка, попыткой привлечь внимание к какой-либо проблеме.
Для начала необходимо понаблюдать за малышом: когда и при каких условиях он агрессивен? Как протекает эта вспышка гнева? Проанализировав ситуации, выведите закономерность, это поможет вам определить причины, которые заставляют ваше чадо вести себя таким образом.
Самой распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически, так и эмоционально. Любовь, доверие и чувство защищенности, как между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму. Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.
Также агрессию ребенка может вызвать и некорректная критика, ведь зачастую мамы любят делать унизительные замечания или наказывать детей в самом неподходящем для этого месте. Представьте, что так поступили с вами! Вы ведь можете постоять за себя, а ваш ребенок еще нет, и, учитывая, что он еще не полностью сформировался психологически, это заметно пошатнет его самомнение и чувство собственного достоинства.
Никогда не забывайте, что ребенок берет пример, прежде всего, с вас, с того, как вы выражаете свои эмоции окружающим. И если в порыве гнева вы не научились себя контролировать, от ребенка ожидайте того же
Индивидуумы, которые контролировать агрессивные импульсы не научились, испытывают трудности при взаимодействии с людьми. Тем не менее, важно помнить, что взрослым нельзя подавлять в детях агрессию, так как она является естественным и необходимым для человека чувством. Силовое подавление или полный запрет агрессивных проявлений может трансформироваться в психосоматическое расстройство или привести к аутоагрессии (нанесению вреда самому себе).
Родители должны научить своего ребенка контролировать агрессию; защищать свои интересы социально приемлемым способом, который не идет в ущерб интересам других людей и без нанесения им физического и морального вреда.
Выделяются три базовых источника деструктивного поведения:
- отстаивание своей территории, личности, обретение самостоятельности и независимости;
- столкновение ребенка с запретами на удовлетворение некоторых потребностей, невыполнением его желаний;
- чувства недоверия и страха угрожающие его безопасности.
Травмирующее влияние на детскую психику оказывают ссоры между близкими взрослыми. Когда мама и папа постоянно ссорятся, у детей возникает ощущение надвигающейся катастрофы. Невзирая на то, что зачастую в семьях стремятся избегать громких скандалов, и ссорятся в его отсутствие, ребенок ощущает напряженную атмосферу, что неудивительно, поскольку окружающие взрослые составляют его мир, неделимый и единый, который должен оставаться незыблемым. Конфликтная ситуация воспринимается им как угроза его благополучию.
В некоторых ситуациях взрослые вынуждены запрещать ребенку определенным образом вести себя или не всегда удовлетворяют его желания, что также может порождать агрессию. Здесь необходимо учитывать два момента.
- необходимо научиться грамотно применять наказания и устанавливать запреты;
- помнить, что базовой потребностью ребенка является необходимость ощущать, что его ценят и любят.
Если ребенок начинает в этом сомневаться, то он стремится подкрепить появившееся чувство ненужности. Постоянные требования детей приобрести им что-нибудь зачастую является с их стороны чистейшей провокацией. Отказ в желаемом трактуется в пользу ненужности и нелюбви со стороны близких взрослых.
Однако не решает проблему и беспрекословное выполнение прихотей избалованного чада, поскольку сомнения возникают вновь и вновь. Дабы не допустить подобного искаженного восприятия действительности, необходимо искренне говорить детям о том, что они важны, ценны и любимы Вами.
Камнем преткновения в отношениях может стать и установление личных границ. Родившийся ребенок полностью зависим от родителей, но его основной задачей является обретение независимости и самостоятельности. Зачастую этот процесс протекает для обеих сторон очень болезненно и может иметь негативные последствия. Родителям очень важно понять, что дети - не их личная собственность, и им не принадлежат. Они призваны стать равноценным и равноправным человеческим существом.
Даже у самого маленького малыша можно увидеть его индивидуальные задатки, темперамент, характер. Ребенок – холерик всегда бурно выражает свое недовольство и не хочет идти на компромисс, а ребенок сангвиник, напротив, будет «договариваться». Стоит помнить и о том, что многим детям свойственна гиперактивность, их энергия должна находить свой выход. Таких детей не стоит ограничивать в их непоседливости и постоянной активности, им обязательно нужно выплескивать свои силы и энергию: пусть бегает, шумит, играет. Если же такого ребенка постоянно ограничивать, то рано или поздно у него проявятся агрессивные выпады.
Немалое значение имеет и возраст ребенка. В детской психике есть определенные периоды, когда вспышек агрессии не избежать – часто они помогают становлению личности. К таким критическим периодам относят следующие возраста: 3 года, 7 и 12-14 лет. Естественно, агрессия в 3 года и в 12 лет будет иметь абсолютно разные причины и способы выражения.
Самое первое, что вы должны дать ребенку – любовь, принятие его таким, какой он есть. Малыш должен каждый день чувствовать вашу любовь и заботу. Он должен осознавать свою нужность. Никогда не горите ребенку, что если он плохо себя ведет, то вы его разлюбите — это главная причина детской нервозности и проблем во взаимоотношениях с окружающими.
Далее, всегда разговаривайте с ребенком. Объясняйте ему причины запретов, мотивы своего поведения. Это внесет ясность для ребенка в происходящем, успокоит его. Если вы устали на работе, спокойно объясните это малышу, он должен знать, что его вины здесь нет. На вашем примере ребенок научится проговаривать чувства, а это отличный способ снять негатив.
Ваша система наказаний не должна меняться в зависимости от вашего настроения. Недопустимо, если за один и тот же поступок ребенка наказывают по — разному. И запомните раз и навсегда — ребенка нужно хвалить на людях, а ругать только наедине. Нельзя подвергать малыша унижению публичного отчитывания. Кстати, если вы наказываете ребенка физически (что очень плохо), не удивляйтесь, если ребенок в приступе агрессии попытается причинить вам боль, — ведь вы сами его этому научили!
Хвалите ребенка каждый день, по малейшему поводу.
Никогда не говорите: «Нельзя, потому что я так сказала» — это вызовет только негодование и злость ребенка. Старайтесь всегда донести до ребенка истинные причины, не жалейте своего времени. Если ребенок бегает и кричит в очереди в поликлинике, примените альтернативный способ: нельзя бегать и кричать, но можно почитать любимую книжку или спокойно погулять с мамой и рассмотреть картинки на стенах.
Если ребенок слишком активный и энергичен, запишите его в спортивную секцию. Выбирайте такие секции, где можно будет бегать и кричать: футбол, к примеру.
Контролируйте себя и свой гнев, ребенок всегда копирует родителей.
Если вы чувствуете, что не способны самостоятельно справиться с детской агрессией, обязательно обратитесь к специалисту. Он подскажет вам верные решения в борьбе с агрессией в вашем конкретном случае.
Негативные эмоции — это необходимость и норма для человека. Психически здоровый малыш непременно в определенные моменты будет испытывать злость, гнев или обиду. Нельзя запретить ребенку испытывать негативные эмоции, но нужно научить его снимать напряжение социально допустимыми и безопасными способами.
Памятка для родителей
Как вести себя для предотвращения нежелательного поведения ребенка.
- Если родителя не желают, чтобы их дети росли забияками и драчунами, они должны контролировать свои собственные агрессивные импульсы. Необходимо помнить, что ребенок учится правилам социального взаимодействия, наблюдая за поведением людей которые его окружают.
- Необходимо проявление любви к ребенку со стороны близких взрослых в любой ситуации. Допускать высказываний: "если ты так себя поведешь…, то я (мы) тебя любить не будем!" запрещено. Нельзя обзывать ребенка, оскорблять его. Не нужно откупаться от своего ребенка дорогими подарками, игрушками и т.п. Гораздо нужнее и важнее для него Ваше внимание.
- Нельзя запрещать проявление агрессии, поскольку подавленные агрессивные импульсы способны нанести его здоровью серьезный вред. Научите ребенка выражать враждебные эмоции социально приемлемым способом: в рисунке или словом, при помощи игрушек, безобидных для окружающих действий, в спорте.
- Уважайте в Вашем ребенке личность, принимайте во внимание его мнение. Предоставляйте ему достаточную независимость. Однако дайте ему понять, что если он попросит, Вы будете рады оказать помощь.
- Если ребенок кричит, злится, капризничает - прижмите к себе, обнимите. Такие объятия выполняют сразу несколько важных функций: ребенок видит, что вы спокойно можете выдержать проявления его агрессии, и он не потеряет Вашу любовь; усваивает сдерживающую порывы способность и переводит ее во внутреннюю, учась контролировать злость.
- Покажите конечную неэффективность такого поведения. Объясните, что даже если он и достигнет некоей выгоды себя, то впоследствии рискует стать изгоем, поскольку дети не захотят с ним играть. Такая перспектива его не прельстит. Расскажите также о негативных последствиях его несдержанного поведения, о возвращении зла, неотвратимости наказания.
- Хвалите за старательность. Закрепляйте должное поведение детей. Не стоит говорить: "Хорошая девочка" или "Хороший мальчик". Очень часто дети не обращают на внимания на подобные фразы. Лучше произнести: "Ты доставил мне очень большое удовольствие, когда ... вместо того чтобы ругаться, драться. Я вижу, что могу тебе доверять ". Подобная похвала имеет для детей большее значение.
- Необходимо устанавливать правила поведения в той форме, что доступна для ребенка. К примеру, "мы ни кого не кусаем, и нас не кусают ". Или: "В нашем доме действует правило: если хочешь машинку, а другой ребенок не отдает ее потому, что играет ею, подожди".
- Беседовать о поступке ребенка необходимо без свидетелей (детей, родственников, класса). В беседе использовать как можно меньше эмоциональных слов (как тебе не стыдно, бессовестный и др.).
- Предоставьте ребенку возможность получать эмоциональную разрядку. Для снятия стресса заведите специальную "сердитую подушку", которую можно поколотить в приступе раздражения.
- Постарайтесь исключить ситуации, которые способны спровоцировать его негативное поведение.
Помните: если уметь ею управлять, агрессия является не только источником деструктивного поведения, но источником энергии, которую можно направить на конструктивные цели. Ваша задача - научить ребенка ее контролировать и применять в мирных целях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская агрессия. Её причины и последствия
Материал для проведения родительского собрания во 2-3 классах...
Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии....
Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...
Родительское собрание 2 четверть Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии
Родительское собрание 2 четверть...
Родительское собрание Тема: «Подростковая агрессия: ее причины и последствия»
Родительское собраниеТема: «Подростковая агрессия: ее причины ...
Агрессия, ее причины и последствия.
Задачи собрания:Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных п...
Консультация " ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
консультация для педагогов и родителей...