Детская агрессия. Её причины и последствия
методическая разработка (2 класс) по теме

Беляевская Татьяна Яновна

 Материал для проведения родительского собрания во 2-3 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Detskaya_agressiya.EE_prichiny_i_posledstviya.rar1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум «Детская агрессия».

Уважаемые папы  и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен, так как в нашем классе я часто сталкиваюсь с разгулом агрессии, мы наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и в обществе.

Проявление агрессии – естественная для человека реакция. Дети начинают проявлять признаки агрессивности в возрасте 2 лет. У мальчиков агрессивное поведение наблюдается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. По мере взросления и развития интеллекта агрессивность у большинства мальчишек ослабевает. К школьному возрасту они могут вести себя уже вполне цивилизованно. Но небольшая часть наиболее агрессивных детей таковой и остается до седых волос: они скандалят и в юности и во взрослом возрасте и чуть что – дерутся.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Она может проявляться физически и вербально (нарушение прав другого человека без вмешательства физического).

Агрессивное поведение приносит ребенку немало проблем. Пока он маленький, с ним не хотят играть, общаться другие дети – он не умеет подчиняться правилам игры, обижает ровесников. В школе такой ребенок обычно не очень хорошо учится, отличается плохим поведением. Причем успеваемость и поведение влияют друг на друга и друг друга усиливают. Одноклассники сторонятся его, забияка вынужден искать друзей среди себе подобных. А дружба с агрессивными приятелями часто приводит к печальным последствиям: прогулам уроков, воровству, преступлениям.

Самой распространенной причиной агрессивности является семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.

Другой причиной является непоследовательное воспитание родителями правилам и нормам поведения. Сегодня родители говорят одно, а завтра – другое. Это приводит к растерянности, озлоблению, лицемерию, агрессии.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  1. Ребенка бьют
  2. Над ребенком издеваются
  3. Родители заведомо лгут
  4. Родители пьют и устраивают дебоши
  5. Родители воспитывают ребенка двойной моралью
  6. Родители неавторитетны для своего ребенка
  7. Родители неодинаково любят детей
  8. Родители не доверяют ребенку
  9. Родители настраивают ребенка друг против друга
  10. Родители не общаются с ребенком
  11. Вход в дом для друзей ребенка закрыт
  12. родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что он мешает, лишний.
  13. Родители проявляют мелочную опеку и заботу, и в данном случае мы будем говорить не только об агрессивности, но и своеволии.

Мы часто слышим фразу: «Ребенок стал совершенно неуправляемым». Причем раньше честно признавались, что ребенок просто-напросто избалован, а теперь под это подводят «научную» базу – от генетики до экологии. Правда тут же выясняется, что ребенок не посещает никакие кружки, секции, хотя и записан в несколько из них. Здесь надо заметить, что своевольные дети на редкость несамостоятельны. Например, Ваня не терпит никакого давления со стороны взрослых, он явно претендует на роль старшего в семье: разговаривает в приказном тоне, чуть что не так, топает ногами, кричит. При этом мальчик совершенно не умеет самостоятельно выполнить домашнее задание и засыпает в присутствии взрослых, потому что ему страшно. Что будет с таким ребенком позже?

Он. конечно научится одеваться, умываться и стелить постель, но в подростковом возрасте он начнет прогуливать школу. Встанет вопрос: все ли у него в порядке с интеллектом? Хотя интеллект здесь совершенно ни при чем. Просто Ваня никогда ни за что не нес ответственности. Наоборот, ему все всегда сходило с рук.

Дальше Ваня станет взрослым, но так и останется своенравным «дошкольником». Ему будет трудно завести семью – он не способен взять ответственность за семью на себя. На производстве он будет инфантильным, несостоятельным.

Обычно, развиваясь, человек опирается на какие-то идеалы, которых стремится достичь. Но если кроме себя любимого у него идеалов нет, то на кого же ему равняться, куда стремиться и как совершенствоваться?

Своевольный ребенок попадает в ловушку: твердо веря в свою оригинальность и неповторимость, он, чем дальше, тем больше становится шаблонным типажом с набором стандартных качеств и черт.

Разгадка родительской беспомощности коренится в двух обстоятельствах: 1) детское своеволие часто путают со свободой и независимостью; 2) взрослые просто идут по пути наименьшего сопротивления. Легче уступить ребенку, чем проявить необходимую твердость и принципиальность в поведении. Они сознательно снимают с себя ответственность и перекладывают ее на чужие плечи – воспитателей, учителей, милиционеров.

Борясь с детским своеволием, совершенно необходимо проявлять твердость и последовательность. Для любого ребенка самое главное наказание – лишение его общения. Но к нему можно прибегать, когда другие меры исчерпаны. Для школьника хватает 1-2 дней молчания, и ребенок понимает, что так вести себя нельзя. И не надо беспокоиться, что он останется голодным или не сделает уроки. Он все сделает, если поймет, что это не пустые угрозы.

Надо постоянно помнить, что самостоятельным, а не своевольным становится тот ребенок, которого не ущемляли в правах, но не избавляли от обязанностей.

Ему можно сказать: ты считаешь себя большим и взрослым? Пожалуйста, но у взрослых есть обязанности по дому, на работе, в обществе. Что ты предпочитаешь: мыть посуду, гулять с младшим братом, собакой? Таким образом, сделав выбор, ребенок возьмет на себя ответственность. Имея дело со своевольным ребенком, опасно расширять его права, не расширяя круга обязанностей. Если он привыкнет, что свобода – это возможность делать, что хочешь, с ним впоследствии будет нелегко совладать.

Очень часто своевольные дети не выполняют своих обещаний. Наберитесь терпения и спокойствия. Требуйте изо дня в день, чтобы они держали свое слово и держите его сами. На истерики не обращайте внимания, а про свой мягкий характер на время забудьте.

Я не призываю вас к тирании и деспотизму. Ваша требовательность должна быть разумной. Вы должны считаться с физическим и душевным состоянием ребенка на данный момент и, самое главное, быть едины и последовательны.

К моему большому сожалению, в классе сложились очень непростые отношения среди ребят, между мальчиками и девочками. Более того, к числу забияк стали примыкать ребята, которые до сих пор нигде замечены не были, а в этом году проявили себя не с лучшей стороны: мы то не умеем вести себя на день рождении, то в общественном месте, на внеклассном мероприятии с нас снимают штрафные баллы, то набрасываемся на других детей, выбираем объект для нападения и травли. Продолжаются бесконечные драки впятером на одного, после школы. Дети стали мстительны, они помнят, что их обзывали неделю назад и мстят. А ведь к агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность в семье.

Я предлагаю вам мини-тест. Если у ребенка в течение полугода наблюдается 4 из 7 особенностей поведения, им необходимо серьезно  заняться – прежде всего дружеское (а не панибратское) общение родителей, наблюдение его отношений со сверстниками.

  1. Он часто выходит из себя
  2. Часто ссорится со взрослыми
  3. Отказывается подчиняться требованиям взрослых, выполнять принятые в обществе правила поведения.
  4. Специально раздражает других людей.
  5. Постоянно обвиняет окружающих в своих ошибках.
  6. Легко раздражается, злится, негодует.
  7. Бывает мстительным.

Практикум.

1.Игра «Спусти пар»

Дети садятся в круг. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Например, Дима, мне не нравится, когда ты пинаешь мой портфель.

Не оправдывайтесь те, кому «спускают пар». Потом вы сможете высказаться.

2.Да и нет.

Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет говорить «да», а кто – «нет».Вы начинаете тихо переговариваться только этими словами, постепенно увеличивая силу своего голоса до тех пор, пока я не подниму руку. Вы должны будете сразу замолчать и послушать, как приятно находиться в тишине после такого  шума и гама.

3.Неожиданные картинки.

Дети садятся в круг. Возьмите себе лист бумаги и фломастер. На обратно стороне подпишите свое имя. Потом начните рисовать что-либо. По моей команде передайте лист соседу справа. Продолжите рисование переданной вам картинки.

Анализ упражнения:

-Нравится тебе рисунок, который ты начал рисовать?

-Понравилось ли тебе дорисовывать чужие картинки?

-Какой рисунок тебе понравился больше всего?

-Какой рисунок лучше: свой или чужой?

4.Пчелы и змеи.

Дети разбиваются на 2 команды. Пчелиный король ищет «мед», а змеиный – «ящерицу». Дети шипением и жужжанием показывает верный ход поиска.

5.Сладкая проблема.

Дети встают возле стульев парами, на которых лежат печенья.

Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Обсудите, как вы это сделаете.

Затем печенье раздается еще раз.

Анализ упражнения:

-Отдал ли ты печенье партнеру? Как ты при этом себя чувствовал?

-Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты для этого делал?

-Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-либо?

-В этой игре с тобой обошлись справедливо?

-Долго ли вы решали, чье будет печенье?

-Как иначе можно поступить, чтобы получить печенье?

-Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Наше собрание подошло к концу. Хочется, чтобы эта встреча оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по-новому. А детям я хочу подарить памятку «Как  развить в себе желание трудиться?»

           Как развить в себе желание трудиться?

  1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
  2. Приступая к делу, возьми в помощники песню: включи магнитофон или «помурлычь» себе под нос.
  3. Выполнив часть работы, оцени её и похвали себя, полюбуйся плодами своих усилий.
  4. Если немного устал, потанцуй и чуть отдохни.
  5. Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
  6. Напиши родителям шутливую записку. Пусть ответят тебе, узнали они свою квартиру или нет.
  7. Никогда не злись, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее лени, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится!

           Как развить в себе желание трудиться?

  1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
  2. Приступая к делу, возьми в помощники песню: включи магнитофон или «помурлычь» себе под нос.
  3. Выполнив часть работы, оцени её и похвали себя, полюбуйся плодами своих усилий.
  4. Если немного устал, потанцуй и чуть отдохни.
  5. Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
  6. Напиши родителям шутливую записку. Пусть ответят тебе, узнали они свою квартиру или нет.
  7. Никогда не злись, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее лени, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...

Родительское собрание Тема: «Подростковая агрессия: ее причины и последствия»

                                   Родительское собраниеТема: «Подростковая агрессия: ее причины ...

Агрессия, ее причины и последствия.

Задачи собрания:Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных п...

Детская агрессия. Ее причины и последствия.

Что такое детская агрессия, каковы ее причины и последствия? Агрессия как таковая является вполне обычной реакцией человека и не может называться чем-то  инородным. Агрессивность часто прояв...


 

Комментарии

Петрова Ирина Леонидовна

Спасибо за прекрасный материал!

Беляевская Татьяна Яновна

 Очень рада, если пригодился.