Эффективные формы работы при реализации проекта по патриотическому воспитанию
статья (1 класс)
Решая ключевую задачу современной государственной политики Российской Федерации - обеспечение патриотического воспитания школьников, педагоги применяют разнообразные формы организации мероприятий, которые, несомненно, имеют познавательную и воспитательную ценность. А часто ли мы задумываемся о том, удалось ли каждому ребёнку реализовать свои способности, все ли научились каким-то самостоятельным действиям на этих мероприятиях? Каждый педагог ответит себе сам на эти вопросы, а я хочу поделиться опытом по применению эффективной формы организации детей и технологии под названием «педагогическая мастерская».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnaya_forma_raboty.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные формы работы педагога
при реализации проекта «Патриотическое воспитание школьников»
(в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне)
Юбилей, посвященный 75-летию Великой Победы послужил созданию педагогического проекта на 2019 – 2020 учебный год. Проект направлен на патриотическое воспитание первоклассников. В результате его реализации дети приобрели знания на патриотическую тему, расширили словарный запас и кругозор, прочитали и прослушали много детских рассказов о Великой Отечественной войне, её тяжелейших для Родины годах, о героях войны, приобщились к прошлому и настоящему своей страны, своего родного села, своей семьи через связь поколений. Первоклассники были вовлечены в проект по волонтёрскому движению моих выпускников – учащихся 9 класса, в проект «Бессмертный полк. Личная память поколений» - учащихся 5 класса.
В ходе проектной деятельности дети создали различные продукты деятельности: рисунки, конструирование, аппликацию, лепку, альбомы, стенды, подготовили портреты родственников для участия в акции «Бессмертный полк».
Сформирована активная родительская позиция.
Решая ключевую задачу современной государственной политики Российской Федерации - обеспечение патриотического воспитания школьников, педагоги применяют разнообразные формы организации мероприятий, которые, несомненно, имеют познавательную и воспитательную ценность. А часто ли мы задумываемся о том, удалось ли каждому ребёнку реализовать свои способности, все ли научились каким-то самостоятельным действиям на этих мероприятиях? Каждый педагог ответит себе сам на эти вопросы, а я хочу поделиться опытом по применению эффективной формы организации детей и технологии под названием «педагогическая мастерская».
Актуальность использования педагогической мастерской состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс.
Цель заключается в создании условий для получения нового знания и нового опыта, возможностей саморазвития личности каждого ученика.
Основная идея технологии «Педагогическая мастерская» – интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности. Одна из задач «педагогической мастерской» – совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно развиваться. [3]
Для примера перейдём к краткому описанию занятия «Я с гордостью встаю в бессмертный полк» в педагогической мастерской. Одновременно рассмотрим этапы этой технологии. Цель занятия заключается в создании условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, своей малой родины, военной истории Отечества, личной памяти поколений, патриотическому воспитанию.
Ожидаемые результаты: понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, акции «Бессмертный полк»; вовлечение родителей и ребят 5 класса (в целях преемственности) в педагогический процесс по патриотическому воспитанию первоклассников.
Так как это первое занятие первоклассников в мастерской, объясняю правила:
- Ребята, в нашем классе сегодня открыта мастерская. Это мастерская слова и дела. Значит, будем что-то делать и говорить, рассказывать, общаться друг с другом, помогать друг другу, учиться друг у друга. Главное правило в мастерской – равенство всех участников, никто не критикуется, только себе можно дать оценку. Вместе с нами будут мои выпускники – пятиклассники.
Этап 1. Индукция. Задача: создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Что может быть индуктором? В качестве индуктора может быть загадочно звучащее слово, стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок, запах, цвет; графический знак, загадка, необычное задание.…
Пятиклассники:
- В этом году 9 мая наша страна отмечает 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Перед памятью миллионов погибших защитников Отечества мы склоняем головы. Вечная им слава! Вечная память! Почтим память героев минутой молчания. (Минута молчания). Далее идёт небольшой рассказ ребят 5 класса о праздновании Дня Победы в нашем селе с показом видеоклипа «Бессмертный полк». Таким образом, задача первого этапа решена.
Этап 2. Самоконструкция. Задача: расширить сферу актуализации знаний, создание гипотезы и путей её решения.
Учитель: У вас на столах портреты ваших родственников, воевавших на войне или трудившихся в тылу. Можем ли мы составить часть Бессмертного полка в своём классе? Какие у вас возникают вопросы? Есть предложения? (Высказываются дети). На столах у вас лежат разные элементы для украшения портретов. Очень бережно и аккуратно украсьте портреты.
Этап 3. Социоконструкция. Задача: способствовать работе в парах, коммуникативному общению.
Учитель: Обсудите в парах, что у вас получилось. Расскажите о своём родственнике друг другу.
Этап 4. Социализация. Задача: способствовать работе в группе, умению договариваться.
Учитель: Всё, что вы сделали, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить всю вашу работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажете.
Этап 5. Афиширование. Задача: познакомить с работами участников мастерской. Демонстрация работ учащихся, ознакомление.
Пятиклассники: Проведем перекличку солдат Бессмертного полка вашего класса. (Дети называют имена ветеранов, могут добавить и другие сведения о них).
Этап 6. Разрыв.
Здесь происходит внесение дополнений, оформление окончательных результатов. У ученика возникает в некоторой степени внутреннее противоречие, своеобразный эмоциональный конфликт между имевшимися и новыми знаниями).
Задача: подвести к углублению проблемы, к поиску ответов.
Пятиклассники: Ребята, а знаете, с чего началась история Бессмертного полка? Когда акция получила название «Бессмертный полк»? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем открыть конверты с важной информацией. (Групповая работа учащихся с источниками информации. Предложения написаны на отдельных карточках. Дети знакомятся с ними и составляют связный рассказ, им помогают пятиклассники) (Приложение 1.)
Этап 7. Рефлексия. Задача: активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово учителя - мастера является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.[2]
Занятие проведено в рамках коллективного проекта «Я с гордостью встаю в бессмертный полк» с участием родителей и ребят 5 класса. Результаты представлены в видеоклипе «Бессмертный полк. Личная память поколений», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YeF7E1ImqE8
Итак, мы увидели:
1. Решение вопросов патриотического воспитания прошло через чередование индивидуальной, парной, групповой форм работы. Это создает атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, повышение уровня коммуникативно-речевой культуры.
2. В педагогической мастерской ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное. Образовательная технология «педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС НОО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
3. Развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. [1]
Цель – показать возможности саморазвития личности ребёнка в педагогической мастерской подтверждена. Если я заинтересовала вас этой технологией, то желаю успехов в её использовании!
Список литературы:
- Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. - Москва: Просвещение, 2012. - 31, [1] с.; 22 см. - (Работаем по новым стандартам)
- Копилка приёмов рефлексии. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html (Дата обращения: 05.06.2020)
- Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002 г.
Приложение 1
Предложения написаны на отдельных карточках. Дети знакомятся с ними и составляют связный рассказ.
С чего началась история Бессмертного полка?
- История Бессмертного полка началась в 2007 году. Накануне 9 мая одному жителю Тюмени Геннадию Иванову приснился сон. Он увидел своих земляков, идущих с портретами ветеранов войны по одной из площадей города.
- В День Победы Геннадий Кириллович взял фотографию своего отца и вместе с друзьями, которые поддержали его порыв, пронес ее по главной улице Тюмени.
- На следующий год со снимками фронтовиков вышла уже большая колонна, акция получила название «Парад Победителей».
- Через два года такие парады прошли более чем в 20 регионах нашей страны.
- В Москве в 2010 и 2011 годах на Поклонной горе провели акцию «Герои Победы — наши прадеды, деды!»
- Московские школьники вместе с родителями вышли с портретами своих дедов и прадедов.
Когда акция получила название «Бессмертный полк»?
- В 2012 году в Томске тоже прошли с портретами солдат. Тогда-то акция и получила свое нынешнее название «Бессмертный полк».
- В 2013 году впервые прошло шествие Бессмертного полка в Москве на Поклонной горе, в котором приняли участие около тысячи человек.
- В 2014 году там же собралось уже более 40 тысяч участников.
- В этом же году акция «Бессмертный полк» впервые прошла в Смоленске.
- В 2015 году 9 мая в Москве 500 000 человек вышли на шествие Бессмертного полка и среди них — президент страны Владимир Путин с портретом своего отца-фронтовика.
- Бессмертный полк прошел в Тюмени, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владимире, Грозном, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Ставрополе, Севастополе —1200 городов, 12 миллионов наших соотечественников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...
Педагогический проект на тему "Патриотический клуб выходного дня, как эффективная форма работы с родителями"
Современное общество диктует необходимость поиска новых эффективных форм взаимодействия семьи и школы. Организация совместного досуга через патриотический клуб выходного дня - один из наиболее д...
Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения
Не секрет, что любой педагог заинтересован в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"
Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....
Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные лич...