Эффективные формы работы при реализации проекта по патриотическому воспитанию
статья (1 класс)

Решая ключевую задачу современной государственной политики Российской Федерации - обеспечение патриотического воспитания школьников, педагоги применяют разнообразные формы организации мероприятий, которые, несомненно, имеют познавательную и воспитательную ценность. А часто ли мы задумываемся о том, удалось ли каждому ребёнку реализовать свои способности, все  ли научились каким-то самостоятельным действиям на этих мероприятиях? Каждый педагог ответит себе сам на эти вопросы, а я хочу поделиться опытом по применению эффективной формы организации детей и технологии под названием «педагогическая мастерская».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnaya_forma_raboty.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные формы работы педагога

 при реализации проекта «Патриотическое воспитание школьников»

(в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне)

Юбилей, посвященный 75-летию Великой Победы послужил созданию педагогического проекта на 2019 – 2020 учебный год.  Проект направлен на патриотическое воспитание первоклассников. В результате его реализации дети приобрели  знания на патриотическую тему, расширили словарный запас и кругозор, прочитали и прослушали много детских рассказов о Великой Отечественной войне, её тяжелейших для Родины годах, о героях войны, приобщились  к прошлому и настоящему своей страны, своего родного села, своей семьи через связь поколений. Первоклассники были вовлечены в проект по волонтёрскому движению моих выпускников – учащихся  9 класса, в проект «Бессмертный полк. Личная память поколений» - учащихся 5 класса.

В ходе проектной деятельности дети создали  различные продукты деятельности: рисунки, конструирование, аппликацию, лепку, альбомы, стенды, подготовили портреты родственников для участия в акции «Бессмертный полк».

Сформирована активная родительская позиция.

Решая ключевую задачу современной государственной политики Российской Федерации - обеспечение патриотического воспитания школьников, педагоги применяют разнообразные формы организации мероприятий, которые, несомненно, имеют познавательную и воспитательную ценность. А часто ли мы задумываемся о том, удалось ли каждому ребёнку реализовать свои способности, все  ли научились каким-то самостоятельным действиям на этих мероприятиях? Каждый педагог ответит себе сам на эти вопросы, а я хочу поделиться опытом по применению эффективной формы организации детей и технологии под названием «педагогическая мастерская».

Актуальность использования педагогической мастерской состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс.

Цель заключается в создании условий для получения нового  знания и нового опыта, возможностей саморазвития личности каждого ученика.

Основная идея технологии «Педагогическая мастерская» – интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности. Одна из задач  «педагогической мастерской» – совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно развиваться. [3]

Для примера перейдём к краткому описанию занятия «Я с гордостью встаю в бессмертный полк» в педагогической мастерской. Одновременно рассмотрим этапы этой технологии. Цель занятия заключается в  создании условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, своей малой родины, военной истории Отечества, личной памяти поколений, патриотическому воспитанию.

Ожидаемые результаты: понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, акции «Бессмертный полк»; вовлечение родителей и ребят 5 класса (в целях преемственности) в педагогический процесс по патриотическому воспитанию первоклассников.

Так как это первое занятие первоклассников в мастерской, объясняю правила:

- Ребята, в нашем классе сегодня открыта мастерская. Это мастерская слова и дела. Значит, будем что-то делать и говорить, рассказывать, общаться друг с другом, помогать друг другу, учиться друг у друга. Главное правило в мастерской – равенство всех участников, никто не критикуется, только себе можно дать оценку. Вместе с нами будут мои выпускники – пятиклассники.

Этап 1. Индукция. Задача: создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Что может быть индуктором? В качестве индуктора может быть загадочно звучащее слово, стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок, запах, цвет; графический знак, загадка, необычное задание.…

Пятиклассники:

 - В этом году 9 мая наша страна отмечает 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Перед памятью миллионов погибших защитников Отечества мы склоняем головы. Вечная им слава! Вечная память! Почтим память героев минутой молчания. (Минута молчания). Далее идёт небольшой рассказ ребят 5 класса о праздновании Дня Победы в нашем селе с показом видеоклипа «Бессмертный полк». Таким образом, задача первого этапа решена.

Этап 2. Самоконструкция.        Задача: расширить сферу актуализации знаний, создание  гипотезы и путей её решения.

Учитель: У вас на столах портреты ваших родственников, воевавших на войне или трудившихся в тылу. Можем ли мы составить часть Бессмертного полка в своём классе? Какие у вас возникают вопросы? Есть предложения? (Высказываются дети). На столах у вас лежат разные элементы для украшения портретов. Очень бережно и аккуратно украсьте портреты.

Этап 3. Социоконструкция. Задача: способствовать работе в парах, коммуникативному общению.

Учитель: Обсудите в парах, что у вас получилось. Расскажите о своём родственнике друг другу.

Этап 4. Социализация. Задача: способствовать работе в группе, умению договариваться.

Учитель: Всё, что вы сделали, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить всю вашу работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажете.

Этап 5. Афиширование. Задача: познакомить с работами участников мастерской. Демонстрация работ учащихся, ознакомление.

Пятиклассники: Проведем перекличку солдат Бессмертного полка вашего класса. (Дети называют имена ветеранов, могут добавить и другие сведения о них).  

Этап 6. Разрыв. 

Здесь происходит внесение дополнений, оформление окончательных результатов. У ученика возникает в некоторой степени внутреннее противоречие, своеобразный  эмоциональный конфликт между имевшимися и новыми знаниями).

  Задача: подвести  к углублению проблемы, к поиску ответов.

Пятиклассники:  Ребята, а знаете, с чего началась история Бессмертного полка? Когда акция получила название «Бессмертный полк»? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем открыть конверты с важной информацией. (Групповая работа учащихся с источниками информации. Предложения написаны на отдельных карточках. Дети знакомятся с ними и составляют связный рассказ, им помогают пятиклассники) (Приложение 1.)  

Этап 7. Рефлексия. Задача: активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово учителя - мастера является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.[2]

Занятие проведено в рамках коллективного проекта «Я с гордостью встаю в бессмертный полк» с участием родителей и ребят 5 класса. Результаты представлены в видеоклипе «Бессмертный полк. Личная память поколений», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YeF7E1ImqE8

Итак, мы увидели:

1. Решение вопросов патриотического воспитания прошло через чередование индивидуальной, парной, групповой форм работы. Это создает атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, повышение уровня коммуникативно-речевой культуры.

2. В педагогической мастерской ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное. Образовательная технология «педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС НОО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

3. Развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. [1] 

        Цель – показать возможности саморазвития личности ребёнка в педагогической мастерской подтверждена. Если я заинтересовала вас этой технологией, то желаю успехов в её использовании!

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. - Москва: Просвещение, 2012. - 31, [1] с.; 22 см. - (Работаем по новым стандартам)
  2. Копилка приёмов рефлексии. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html (Дата обращения: 05.06.2020)
  3. Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002 г.

        

        

Приложение 1

Предложения написаны на отдельных карточках. Дети знакомятся с ними и составляют связный рассказ.

С чего началась история Бессмертного полка?

  1. История Бессмертного полка началась в 2007 году. Накануне 9 мая одному жителю Тюмени Геннадию Иванову приснился сон. Он увидел своих земляков, идущих с портретами ветеранов войны по одной из площадей города.
  2. В День Победы Геннадий Кириллович взял фотографию своего отца и вместе с друзьями, которые поддержали его порыв, пронес ее по главной улице Тюмени.
  3. На следующий год со снимками фронтовиков вышла уже большая колонна, акция получила название «Парад Победителей». 
  4. Через два года такие парады прошли более чем в 20 регионах нашей страны.
  5. В Москве в 2010 и 2011 годах на Поклонной горе провели акцию «Герои Победы — наши прадеды, деды!»
  6.  Московские школьники вместе с родителями вышли с портретами своих дедов и прадедов.

Когда акция получила название «Бессмертный полк»?

  1. В 2012 году в Томске тоже прошли с портретами солдат. Тогда-то акция и получила свое нынешнее название «Бессмертный полк».
  2. В 2013 году впервые прошло шествие Бессмертного полка в Москве на Поклонной горе, в котором приняли участие около тысячи человек.
  3. В 2014 году там же собралось уже более 40 тысяч участников.
  4. В этом же году акция «Бессмертный полк» впервые прошла в Смоленске.
  5. В 2015 году 9 мая в Москве 500 000 человек вышли на шествие Бессмертного полка и среди них — президент страны Владимир Путин с портретом своего отца-фронтовика.
  6. Бессмертный полк прошел в Тюмени, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владимире, Грозном, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Ставрополе, Севастополе —1200 городов, 12 миллионов наших соотечественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

Педагогический проект на тему "Патриотический клуб выходного дня, как эффективная форма работы с родителями"

Современное общество диктует необходимость поиска новых эффективных форм взаимодействия семьи и школы. Организация совместного досуга через патриотический клуб выходного дня - один из наиболее д...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"

Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....

Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные лич...