Проект «Школа сотрудничества: Я+ВЫ = МЫ»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Овчинникова Любовь Владимировна

Данная работа была опубликована в сборнике «Из опыта работы победителей III Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения» - Москва, 2019 г. (стр. 103-118), что еще раз доказывает эффективность и значимость данного проекта.  https://nra-russia.ru/pic/projects/2019/10/24/01/sbornik-ciprp-2019.pdf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yavymy.docx207.36 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
         «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ОБЪЯЧЕВО

     

            ПРОЕКТ

         «Я+ВЫ=МЫ»

         

                                         

 ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей образовательных учреждений к проблемам воспитания. Сознанием и практикой большинства педагогов решительно отвергается еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен - в семье, церкви, общественных организациях. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, воссоздавать в них воспитательные связи и отношения между педагогами, обучающимися и их родителями. Воспитание и социализация младших школьников должна осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей.

      Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает  необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. По результатам проведенных исследований «родители остаются для школьников наиболее значимыми (референтными) лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка».  (7, 3)  Несомненно, высокую степень референтности родителей надо учитывать при построении системы воспитательной работы с детьми.

      Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. Эффективность взаимодействия зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы.

  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

   В нашей стране в советский период ее истории был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школ и классов, советов содействия семье и школе на предприятиях, советов общественности по месту жительства. Сегодня этот опыт требует переосмысления. Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.

     Система работы школы по повышению педагогической культуры

родителей основана на следующих принципах:

–  совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

   Родители принимают деятельное участие в определении основных

направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

    Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения

педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами

воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

    В системе повышения педагогической культуры родителей могут

быть использованы следующие формы работы: родительская конференция, организационно - деятельностная  и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

      Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

   Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о  том, чтобы что-то сделать  в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью, только их надо умело направлять.

     Помочь успешному сотрудничеству педагогов и  родителей в обучении и воспитании детей способно превентивное обучение  (по Романовой О.Л.).

     Данный метод открытия  новых знаний возможен не только в коллективе школьников, но и их родителей.

     Превентивное обучение предполагает формирование широкого спектра личностных и  социальных навыков. Родителей  также учат видеть, решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению социума и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу, эффективно общаться, вместе учиться и работать.

    Превентивное обучение представляет собой молодую область педагогической деятельности. В ней тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

  Цель работы - исследование процесса эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями  обучающихся.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую  литературу по теме исследования.
  2. Изучить современное состояние методов и форм работы по организации родительских собраний.
  3. Обобщить и описать опыт по организации и проведению родительских собраний в интерактивной форме.
  4. Проанализировать результаты  педагогического исследования, сделать выводы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы :

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Изучение и анализ программ по данной проблеме;
  3. Педагогическое наблюдение;
  4. Анализ  работы  родителей;

*         Обработка результатов.   

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ

         В 80-е годы "Учительская газета" широко освещала идеи и находки педагогов-новаторов. В рамках тематической страницы "Педагогика сотрудничества" была опубликована и статья В. К. Дьяченко и В. В.Архиповой "Коллективный способ обучения" ("Учительская газета", 28 августа и 8 сентября 1987 г.), где говорилось об основных идеях коллективного обучения и об опыте осуществления этих идей на практике. Статья М. Брейтермана ("Учительская газета", 31 января, 1989 г.) рассказывала о родоначальнике коллективного обучения А.Г. Ривине и об опыте реализации его смелых  педагогических идей в далекие 20-е годы. В последующие годы идеи и практика коллективного обучения интенсивно развивались и распространялись во многих регионах бывшего Советского Союза.  Корни КэСэО-шного движения с полным основанием следует искать в деятельности А. Г. Ривина. Однако именно В. К. Дьяченко удалось прорваться через эмпирическое восприятие находки Ривина, увидеть сущностные стороны его педагогического изобретения и в итоге заложить основы учения об обучении, основы современной дидактики. Давно уже осознался и оформился методологический принцип о том, что становление Коллективного способа обучения как общественно-исторический этап развития сферы образования представляет из себя интегрированную целостность двух естественно-стихийных и искусственно-организованных процессов.  Этот принцип порождает другой методологический принцип для анализа событий истории и проектирования будущего: всевозможные (более или менее значимые) изменения и преобразования вызваны одной и той же необходимостью и в ходе совершенствования и развития интегрируются в целостность как проявления одной-единственной сущности.
Такой подход позволяет обнаружить естественно-стихийные процессы становления Коллективного способа обучения уже в недрах самого Группового способа обучения (см., например, [14]).
   Неслучайно, что в обосновании необходимости перехода к групповому обучению главным идеологом этого способа * Я. А. Коменским * в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих (см. [8]).
   ХХ век подарил человечеству многочисленные педагогические идеи и практические находки, которые давно уже претендуют быть взаимо сопоставленными,  взаимосоединёнными, систематизированными и превращёнными в основу будущего способа организации обучения.
С другой стороны, именно ХХ век положил начало освоению человечеством способов осознанного, целенаправленного строительства будущего вообще и в сфере образования в частности. Здесь особое место занимает само КСО-шное движение, чья деятельность задаёт смысл искусственно-техническому компоненту процессов становления следующего Коллективного способа обучения.

       В основу   превентивного обучения легли педагогические идеи Я.А. Коменского, А.Г. Ривина и его последователей, которые впоследствии были переработаны и видоизменены.   Большой вклад в разработку и апробацию превентивного обучения внесла О. Л. Романова.

       Методы групповой работы  не исчерпываются традиционными, хорошо известными учителю и применяемыми в каждой школе. Роль учителя также не совсем обычна. Для эффективного использования данного

обучения важно ознакомиться с методами, приёмами, ролью учителя.

                                                 

                                                 

 МЕТОДОЛОГИЯ

   

Для успеха обучающего процесса важна положительная психологическая атмосфера. Ее создают:

  • соблюдения правил поведения, принципов и планов собраний;
  •  отсутствие оценочного отношения друг к другу;
  • использование методов обучения в группе.

   Для достижения положительной психологической атмосферы вводятся правила поведения. Правил, как минимум, пять:

  • Внимательно слушай говорящего;
  • Не критикуй другого, что бы он ни сказал;
  • Если не хочешь говорить, то можешь промолчать;
  • Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе;
  • Не выноси ничего из сказанного за круг.

 Правило 1.

«Внимательно слушай говорящего»

Правило заключается во внимательном отношении каждого присутствующего к тому, что говорят и чувствуют его собеседники. При выполнении правила каждый должен почувствовать, что его услышали и поняли.

Правило 2.

«Не критикуй другого, что бы он ни сказал»

Правило означает, что к каждому относятся доброжелательно, принимают как факт наличие у него собственного  мнения и  ценят его вклад в общую дискуссию. Выполнение данного правила позволяет избежать отрицательных оценок, недружелюбных поступков и жестов. В результате говорящие получают возможность  высказываться открыто и честно, не опасаясь критики и насмешек.

Правило 3.

«Если не хочешь говорить, то можешь промолчать»

Правило предоставляет свободу участия в дискуссии, способствует тактичному обращению с чувствами собеседников.

Правило 4.

« Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»

Правило говорит о признании ценности, уникальности каждого, уважительном отношении друг к другу. В случае уважительного  отношения естественно возникающие конфликты разрешаются конструктивно, а конструктивные и доброжелательные высказывания одного партнера по взаимодействию в адрес другого (обратная связь) способствуют личностному росту.

Правило 5.

«Не выноси ничего из сказанного за круг»

Правило означает, что каждый должен  быть уверен в конфиденциальности информации, обсуждаемой в круге. Вся информация обсуждается и анализируется только «здесь и сейчас». Ничего из сказанного не должно становиться предметом обсуждения вне круга.

  Классный руководитель может установить одно – два дополнительных правила, которые считает важным для данного коллектива, но правил не должно быть много. Правила должны быть оговорены, приняты и зафиксированы, чтобы каждый из присутствующих запомнил их.

   Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия родителей к классному руководителю, важным является выполнение всех правил групповой работы. В этом отношении продуктивной идеей является установление и запись основных правил поведения:

  • Родители и учитель рассаживаются по кругу или в полукруг;
  • Каждому предоставляется возможность участвовать;
  • В каждый момент времени может говорить только один человек (хотя важно предоставить всем участникам «круга» возможность высказываться, когда им есть, что сказать, иногда просто необходимо, чтобы родители как-то сигнализировали о желании высказаться, но, не прерывая докладчика);
  • Каждый имеет право на высказывание личного мнения и участия в общей работе без угрозы стать объектом критических нападок;
  • Никто не может быть принуждаем к обсуждению, если он действительно не хочет, но каждому предлагается участие;
  • Все, что обсуждается в  «кругу» считается конфиденциальной информацией и не выносится за его пределы.

                     МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ

   

     Различные методы обучения, перечисленные ниже, предназначены для поддержания интереса и мотивации, осмысления значимости рассматриваемых вопросов. Одни методы являются традиционными, другие предполагают более активное взаимодействие и помощь друг другу

(учитель            родитель, родитель           родитель)

 Методы, используемые на родительских собраниях, следующие:

  • Мозговой штурм;
  • Сообщение новой информации;
  • Групповая дискуссия;
  • Ролевое моделирование;
  • Рефлексия.

    Почему так важна комбинация традиционных и групповых методов? Так как в процессе совмещения данных методов улучшается качество обучения.  По результатам исследования психологов «память человека способна сохранить 10% из того, что он слышит, 50% из того, что человек видит и до 90% из того, что он делает». Поэтому всю информацию человек должен «пропускать через себя», а не получать в готовом виде.

     

    Успешность общения зависит от умения не только слушать, но и слышать.

Слушание - это активный процесс, во время которого происходит:

  • Восприятие информации от говорящего или от самого себя, но при этом человек воздерживается от выражения своих эмоций;
  • Поощряющее отношение к говорящему партнёру, способствующее дальнейшему общению;
  • Незначительное воздействие на говорящего (вопросы, жесты, мимика),  помогающее развитию мысли последнего на один шаг вперёд.

В зависимости от данных факторов выделяют 3 уровня слушания:

  • «Здесь и сейчас». Слушать и эмоционально участвовать. Выслушивать, понимать, но не давать оценки. Полностью внимание направлено на говорящего.
  • «Поверхностное слушание». Сосредоточиться только на содержании, логике. Слышать, но не сопереживать.
  • «Пассивное слушание». Собеседник не слушает, не сопереживает, находится «в себе». Слушает «краем уха».

 

    Обучение в группе – новый метод современной педагогики. Как всякий новый метод, он требует подготовки учителя. Обучение в группе означает, что собеседники учатся:

  • Говорить, слушать и слышать;
  • Обмениваться информацией;
  • Выражать личное мнение;
  • Обсуждать и решать проблемы;
  • Принимать решения.

     Обучение в группе развивает личностную и социальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни. Увеличивается вероятность того, что члены группы выскажутся. Общаясь, развиваются умения слушать, слышать, думать и работать вместе.

                                                   

                                                     C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0301252.wmf

       

        

        

                 Рисунок 1

 

     На рисунке 1 показана структура традиционного общения. Высказывания педагога  составляют примерно 70% времени, а иногда и гораздо больше. Родители, в большинстве своем, являются пассивными слушателями,  и  лишь некоторые задают интересующие их вопросы. Такая подача информации является непродуктивной, т.к. большинство родителей не усваивают сказанное и не способны информацию применить на практике.

(Чаще всего «пассивное слушание» или поверхностное).

432.GIF

                                                                 

                                                                       

                                                                   C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0301252.wmf   

                                                          Рисунок 2

        На рисунке 2  показано общение в группе. Классный руководитель способствует общению родителей, что приводит к эффективности обучения и выработке личностной и социальной компетентности. Количество времени, в течение которого говорит классный руководитель, уменьшается с 70% до 25%. При данной форме общения наблюдается структурированность, а не спонтанные высказываний. Исключается дидактичность из речи педагога – его высказывания на равных, в ряду других, обычно  - последнее, обобщающее, дополняющее, ничьи предыдущие высказывания при этом не обесцениваются. Чувства, мысли каждого являются безусловной ценностью. Классный руководитель организует общение, поддерживает, стимулирует и направляет его. (Уровень – «здесь и сейчас»).

    В группах родители решают общие задачи, находят способы решения проблем, помогают и поддерживают друг друга, а самое главное учатся слушать и слышать друг друга, понимать. Возражения, несогласие недопустимы.  Многие родители отмечают, что при такой форме общения им было комфортно потому, что их слушали безоценочно. Во время работы микрогрупп педагог держит их общение под контролем, особенно если данная форма общения не является для родительского коллектива знакомой, он подходит, слушает, осторожно, но настойчиво направляет обсуждение в нужное русло. В кругу не свободное общение, а по правилам. Следит за тем, чтобы ошибочное мнение было откорректировано, но делает это тактично и ненавязчиво. Ответственность за решения лежат на всей группе, а не на отдельных родителях, что позволяет более эффективно участвовать в совместной работе.

   При организации обучения в группах классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

  • количество в группах должно  составлять 2-8 человек;
  • в группах собеседники должны находиться лицом к лицу;
  • группа должна решать общую задачу;
  • предложить каждому поделиться имеющейся информацией с остальными членами  группы, но при этом не оценивать её. Каждый имеет право на собственное мнение.
  • для контроля спросить одного  из членов группы в случайном порядке (например, отвечает тот, кто выше всех ростом; или блондин, или тот, у кого  есть красный цвет в одежде и т.д.) о мнении группы по обсуждаемому вопросу;
  • Способствовать рефлексии (анализу) событий, происходящих внутри группы в процессе ее работы;
  • В течение одного собрания члены групп должны меняться. В этом учителю помогут упражнения – энергизаторы.
  • При необходимости классный руководитель должен распределить роли внутри группы. Например: хронометрист, докладчик, секретарь, художник и т.д.

  При  разработке  родительских собраний необходимо пользоваться данной структурой.

              

 СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ (интерактивная форма)

        

 Энергизатор или упражнение

1 этап: оценка знаний  по теме собрания ( 3-5 минут)

Тестирование, мозговой штурм

Анкета, опрос, дискуссия, аукцион идей, разброс мнений (начальная фраза пишется на доске или на карточке, а родители  сами продолжают.

Энергизатор или упражнения.

2 этап: сообщение родителям  новой информации по данной проблеме (5-10 минут)

Лекция, доклад, реферат, ролевое моделирование, видео, аудио, доклады, коллективная лекция, группы кооперативного обучения.

Энергизатор или упражнения. 

3 этап: формирование и развитие навыка (основной этап)

Работа в группах. Основная проблема должна быть разработана самими родителями.

- тренировка;

-разработка;

-выработка группового решения.

Энергизатор или упражнения. 

4 этап: применение навыка на практике – приобретение опыта (через отработку).

Только через собственную деятельность приобретаются социальные навыки. В тренинге эта ситуация создается специально.

Группы по 2-8 человек

Проекты, проведение мероприятий, акций, ролевое моделирование, драматическое представление, создание комиксов, заявлений, программ взаимоотношений для других детей, для родителей

Энергизатор или упражнение. 

5 этап: рефлексия

Оценка своих знаний, чувств, эмоций. Каждое собрание завершается рефлексией: все по кругу делают «Я – сообщения» о своих чувствах, мыслях, личных открытиях. Открытая часть рефлексии – подведение итогов, получение педагогом и всеми обратной связи от каждого. Скрытая – научение  принятию ответственности за всё происходящее с тобой на себя.

  • Данный вид обучения предусматривает использование атрибутов: шары, свистки, косынки, флажки, клубки, «солнечный микрофон» и

 т. п.  На начало,  финал используются отрывки из сказок, притч, афоризмы, пословицы, поговорки и т.д.

  • Для более комфортного  ощущения родителей во время общения  желательно поместить в центр круга «яркое пятно» (игрушку, свечу,
  • воздушный шар и т. д. ), чтобы собеседникам,  в случае необходимости,  можно было отвести взгляд, успокоиться, не нервничать.
  • Новые понятия необходимо писать на плакатах, чтобы они были перед глазами родителей, и каждый в любой момент мог ещё раз увидеть эту информацию.
  • Вся работа групповой дискуссии фиксируется на доске или на ватмане.
  • Не навязывать своего мнения, не давать оценок, подбадривать всех участников общения.
  • Для лучшего взаимопонимания необходимо использовать фразы

           « А правильно ли я вас поняла…», «Можно ли сделать вывод, что вы           считаете…»

  • На всех этапах общения возможно использование музыки, так как она является мощным индуктором.

ИНДУКТОР – способ влияния на нервную систему личности,  ведущий к замене процесса торможения процессом возбуждения нервной системы, т.е. активности личности.

  • В тренинге нет зрителей!

                                   

 

                             

 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

 Формой проведения собраний в интерактивной форме является круг  или полукруг. Все родители и классный  руководитель сидят в кругу, не должно быть свободных стульев, никто не должен сидеть за кругом (нет зрителей).

На первом родительском собрании, если родители ещё не знакомы с данной формой проведения родительских собраний, разъяснить родителям доступным языком, почему классный руководитель выбирает такой способ общения с родителями. Например:

- Круг самая идеальная форма, нет углов: солнце, каравай, круглый стол и т.д.

- В кругу мы видим  глаза собеседника, а они зеркало души.

Затем предложить родителям назвать положительные стороны общения в кругу.

  В конце родительского собрания обязательно уточнить у родителей понравилось ли им общение в такой форме, его плюсы, хотят ли они общаться на родительских собраниях и далее в такой форме. Это могут быть устные ответы, но, на мой взгляд, более эффективной формой опроса является в данном случае анонимная анкета, т. к. большинство родителей  ещё не готовы открыто высказать свою позицию. Поэтому  родителей просят ответить анонимно на несколько вопросов.  Например, анкета.                                                        

                                                             АНКЕТА

 Уважаемый коллега, мы не ошиблись, в деле воспитания мы с Вами должны быть непременно коллегами.

     Нас интересует Ваше мнение по поводу двух вопросов:

  1. Ваш родительский стаж? ____________________________
  2. Насколько для Вас  приемлема подобная форма общения?_____________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                                                          БЛАГОДАРИМ  ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

     После собрания результаты анкет анализируются  классным руководителем, он делает выводы, что получилось на собрании, а над чем ещё нужно поработать.                                                           

                                             

                                               ЭНЕРГИЗАТОРЫ

 

 На родительских собраниях, проводимых в интерактивной форме  необходимо использовать упражнения - энергизаторы, которые проводит классный руководитель, а впоследствии могут и родители.

   Цель проведения:

  • Создание положительного эмоционального фона;
  • Повышение работоспособности родительского коллектива;
  • Концентрация  внимания;
  • На объединение членов группы или на подчёркивание индивидуальности каждого из присутствующих.

     Для создания положительного эмоционального фона вначале родительского собрания необходимо использовать энергизатор. Это поможет переключить внимание с личных проблем каждого и настроиться на общение. Энергизатором может быть как  простое физическое упражнение, так и заранее подготовленные задания. Наверняка, родители будут не совсем готовы повторять обычные физические упражнения, т. к. это не совсем удобно, поэтому, особенно в течение первых собраний эту часть родительского собрания следует также продумывать. Это должны быть лёгкие, интересные, а иногда и весёлые задания.

   На собрании, а оно обычно проводится в  вечернее время, родители

испытывают снижение энергии, концентрация внимания затрудняется, поэтому целесообразно после каждого этапа общения с родителями проводить короткое физическое упражнение, или упражнение – энергизатор.

                                           

 МОЗГОВОЙ  ШТУРМ

     Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или вопросу. Родителей просят высказать свои идеи или мнения, никто из присутствующих на этом этапе не даём оценку высказываниям.  Идеи фиксируются на доске, ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не закончится отведённое время или не иссякнут идеи и мнения участников «круга».

                              ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

1. Вопросы ставятся так, чтобы на них давались краткие ответы.

2. Запрещено критиковать и оценивать идеи других.

3. Отдается предпочтение фантазиям и  озарениям.

4. Поощряются комбинации и развития сделанных предложений.

5. Все выступления фиксируются, а затем лишаются персональной принадлежности (результат всей группы родителей)

                 

                                      ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

    Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности родителей  под руководством классного руководителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать возможность собеседникам увидеть проблему со всех сторон;
  • уточнить личные точки зрения родителей;
  • Повысить эффективность работы;
  • Повысить заинтересованность обсуждения темы собрания;
  • Выработать общее решение собрания.

                             

ПРАВИЛА ГРУППОВОЙ  ДИСКУССИИ

1. Стараться понять говорящего, даже если и не согласны с ним.

2. Прежде чем спорить, продумай главное – что хочешь сказать. Лучшее доказательство – точные факты, железная логика.

3. Не повторяй того, что уже сказано.

4. Не бойся необычных идей.

5. Умей признать свою неправоту.

6. Уважай того, кто с тобою спорит, не искажай его мыслей.

                     

                          ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАБОТЫ В ГРУППАХ

  • Взаимозависимость;
  • Взаимообучение;
  • Выработка навыков:
  • Умение слушать;
  • Навыки лидерства;
  • Принятия решений;
  • Умение создавать позитивную атмосферу;
  • Активность каждого;
  • Преодоление конфликтных ситуаций.
  • Эффективность, т.к. вывод – это продукт деятельности всей группы.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАБОТЫ В  СОСТАВЕ ГРУППЫ:

  • Формируются установки, формирующие ценностные отношения;
  • Каждый обучается взаимодействию и получает необходимую

            поддержку;

  • Происходит становление личности через проигрывание разных ролей;
  • Появляется желание общаться;
  • Повышается самооценка.

Все эти последствия приводят к улучшению психологического здоровья человека.

                                         РОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

     Ролевое моделирование может осуществляться в форме представлений, ролевых игр, шоу, создания писем-обращений, заявлений, программ взаимоотношений для родителей и детей, программ праздника  и т. д. Важно, что на этом этапе родитель проживает свою роль, тренирует социально желательное поведение, отрабатывает навык действия в реальности. Данный вид совместно деятельности родителей является значимым, т.к. мотивирует их на дальнейшие действия, требуя активности и положительного взаимодействия.

                             

                         ПРАВИЛА РОЛЕВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

1.В группе все являются участниками представления. Если родитель отказывается от участия, дать ему роль без слов (солнышко, деревце, туча и т.д.) в зависимости от обыгрываемой ситуации. Впоследствии  родителей – «отказников» просто не будет.

2. В случае необходимости классный руководитель может раздать роли заранее.

3. Поощрять импровизацию.

4. Хвалить всех  родителей на всех этапах работы, стараться не выделять кого-то отдельно, если в этом нет особой необходимости. Лучших «артистов» родители оценят сами.

                                                    РЕФЛЕКСИЯ 

      РЕФЛЕКСИЯ – 1.  Осмысление знания как самостоятельного объекта, критический анализ  его содержания и методов познания.2. Рассмотрение своего внутреннего состояния, анализ  своих переживаний.

     Каждое собрание завершается рефлексией: все по кругу делают «Я – сообщения» о своих чувствах, мыслях, личных открытиях, каждый из присутствующих оценивает свои знания, делится своими переживаниями, конечно, если он готов это сделать. Если он пока не готов, слово передаётся следующему в «круге». На данном этапе общения также идёт сверка собственной позиции по какому-либо вопросу с позицией других родителей.         Открытая часть рефлексии – подведение итогов, получение педагогом и всеми обратной связи от каждого. Скрытая – научение принятию ответственности за всё происходящее с тобой на себя, так как иногда родители стараются переложить ответственность на других. Педагог должен отслеживать такие случаи и осторожно корректировать данную позицию. Приведу примеры отрицательной обратной связи с перекладыванием ответственности на других:

  1. Мне было неинтересно. Подтекст: вы меня не заинтересовали.
  2. Я не узнал ничего нового. Подтекст: вы не расширили мой кругозор.

Переформулирование:

 1.Я не смог включиться в процесс общения. Я просто был в кругу. Или: В то-то я    включился, а в то-то нет.

2.Я встретился уже со знакомой мне информацией и утвердился в своём понимании её.

 Или: я встретился с тем, над чем уже размышлял, и сверил своё понимание и чувства с   пониманием и чувствами других.

    После этого этапа родительское собрание следует закончить, чтобы не переключать внимание родителей на другие проблемы. Родитель должен ещё какое-то время побыть в состоянии анализа услышанного наедине с собой.

                                

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

       Для успешного и результативного проведения родительских собраний в интерактивной форме особое значение приобретает роль классного руководителя, так как объектом обучения является противоречивая область жизни. Если в методике преподавания школьных предметов он разбирается лучше родителей, то в некоторых вопросах, рассматриваемых на собраниях, педагог не является бесспорным экспертом. Поэтому классный руководитель должен соблюдать ряд правил:

  • Всегда говорить правду, оставаясь эмоционально чутким, прямым и честным;
  • Если он не знает ответа на какой-то вопрос, то должен прямо сказать об этом и предложить совместный поиск ответа;
  • Не считать свое мнение единственно верным;
  • Поощрять, направлять и стимулировать групповую дискуссию;
  • Обобщать и комментировать высказывания родителей;
  • Стараться быть примером в вопросах воспитания своих детей;
  • Для лучшего взаимопонимания необходимо использовать фразы

« А правильно ли я вас понял(а)…», «Можно ли сделать вывод, что вы считаете…» и т.п.

  • Констатировать факт наличия различных мнений по одному вопросу;
  • Благодарить каждую группу за ответ;
  • Никогда не критиковать никаких ответов;
  • Направлять разговор таким образом, чтобы все главные вопросы были рассмотрены, а все неправильные представления скорректированы;
  •    Следить за мотивацией и работоспособностью коллектива, и  в случае      необходимости проводить упражнегия-энергизаторы.
  • Четко продумывать тему (она должна быть значима для родителей) и ход родительского собрания, не отступать от намеченного плана, но по возможности включать в обсуждение вопросы, поднятые родителями.

               

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПРОВОДИМОГО В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

1. Соблюдение этапов

2. Использование методов групповой работы

3.Ведение общегрупповой дискуссии по выработанным правилам

3. Создание положительной психологической атмосферы

4. Вовлечение в групповую работу каждого родителя(активность всех участников должна быть естественная)        

                           

                         МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЁМЫ

1.»Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, притч и т. д.), демонстрация непонятных, спорных явлений (эксперимент, наглядность).

2. Актуальность – обнаружение смысла, значимости рассматриваемых вопросов, информации.

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      На примере данной таблицы рассмотрим отличие двух моделей общения педагога и родителей на родительских собраниях: традиционной и интерактивной.

     Вид моделей

   Традиционная форма

Интерактивная форма

Цель

Передача информации от педагога родителю.

Стимулирование к коллективному поиску информации, способах решения проблем воспитания.

Содержание

Система отобранных научных понятий, закономерностей и фактов.

Противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.

Методы

Преимущественно репродуктивные (пришёл, услышал, заучил) построены на простом переносе этапов усвоения. А иногда (пришёл, послушал, но не услышал).

Преимущественно продуктивные, т.е. «творческое усвоение знаний».

Постановка проблемы, способы её решения:  

  • мозговой штурм;
  • сообщение новой информации;
  • групповая дискуссия;
  • ролевое моделирование;
  • рефлексия.

Ведущие роли педагога

Образец для подражания, специалист-предметник, хранитель эталона, лидер и т.д.

Координатор, партнер, представитель научной области, эксперт, исследователь, новатор и т.д.

Основные функции педагога

Организация и трансляция нормативных знаний.

Формирование и  фасилитация познавательных процессов, саморазвития, самообучения, саморегуляции.

Активность   родителей

Преимущественно по инициативе педагога.

Высокая, т.к.  каждый родитель является полноправным участником общения.

Роли  родителей

В большей степени слушатель, исполнитель, ведомый.

Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор и т. д.

Подготовка и подбор информации        

Подбирает и готовит педагог.

Тему по проблеме подбирает педагог, а способы её решения находят

родители. Педагог лишь  стимулирует, координирует, обобщает, уточняет.

Обратная связь

Иногда рефлексия. Но педагог чаще  всего не знает, насколько точно каждый из родителей понял и усвоил переданную им информацию.

 Многуровневая рефлексия.

Стремление  к промежуточным поэтапным формам обратной связи, в результате которой педагог способен корректировать ошибочные мнения.

Результаты обучения

Усвоение готовых знаний, но на короткий срок. Как правило единичное применение их на практике.  А иногда усвоение знаний происходит в искажённом варианте, так как  нет обратной связи между говорящим и слушающим.

Формирование нравственных установок, ценностей, норм поведения, черт характера, активной жизненной позиции, повышение самооценки. И как результат этого –

хорошее воспитание ребёнка.

Результаты  обучения востребованы  родителями, направлены на широкое применение в жизни.

Мотивация родителей

Слабая, т.к. полученная информация не всегда является значимой. Мнения родителей не всегда совпадают с мнением педагога.

Достаточно высокая, т.к. родители коллективно находят способы решения проблемы. Это их решение, их выбор.

Педагогические средства

Преимущественно: монолог,

фронтальный опрос.

Преимущественно: диалог и полилог, актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным, совместное открытие знаний,  многоуровневая рефлексия, целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний  через игры, проекты, исследования, творческие работы.

Критерии эффективности

Преимущественно обученность.

Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта.

Данная  сравнительная таблица показывает, насколько интерактивная форма проведения родительских собраний более эффективна, так как опыт полученный родителями  на таких родительских собраниях положительно влияет не только на процесс воспитания обучающихся, но и способствует личностному росту и развитию самого родителя, повышению его значимости в совместном процессе воспитания обучающихся.

Проведение родительских собраний в данной форме  помогает  классному руководителю выявить лидеров, а также педагогически несостоятельных родителей  уже после 1-2 родительских собраний. Это поможет ему скорректировать свою работу с данным составом родителей.

      На примере личного опыта, а проводила я такие собрания не только в своём классе, но и в классах других педагогов нашей школы и школ района, работая в инициативной группе педагогов в рамках «Родительского лектория»  на базе МОУ «Объячевская СОШ»,   положительных отзывов всегда намного больше (70-85%), а по мере дальнейшего проведения собраний в такой форме процент положительных отзывов только растёт.  Апробация интерактивной формы проведения собраний  в школах показала: такие знания нужны родителям, на них удовлетворяется потребность в общении, происходит реориентация в жизненных ценностях, в ряду которых ценность и значимость своего ребёнка, необходимость его правильного воспитания не на последнем месте. 

          Диаграмма  №1 показывает эффективность общения, все родители активны, так как все является полноправными участниками общения (работа в кругу, в парах, в группах, рефлексия). Родители в течение всего собрания находятся «внутри круга», у них нет возможности отвлекаться. После нескольких собраний состояние активности становится привычным для родителей. Также хочу отметить тот факт, что после нескольких собраний, проведённых  в данной технологии, родители стали посещать собрания парами (мама и папа вместе).

       

                                             Диаграмма №1

 Данная форма проведения родительских собраний  не является пространством вопросов и однозначных ответов на них, то есть – информирования. Конечно, что-то и познаётся, но «знаньевые» цели вторичны относительно целей личностного роста. Встреча с собой, сверка своих чувств, мыслей  с чувствами, мыслями  других, выход на иной уровень проведения родительских собраний.

           После проведения родительского собрания «Роль книги в развитии             интеллектуальных умений ребёнка» увеличилось количество обучающихся,

посещающих библиотеку и как следствие повысился уровень техники чтения учащихся (до собрания – среднее количество 52 слова, после собрания – 58 слов). А также обучающиеся данного класса на протяжении

обучения в начальной школе ежегодно получали звание «Самый читающий класс».

                                            Диаграмма №2

     Диаграмма  №3 наглядно показывает, что после проведения родительских собраний в интерактивной форме возросло доверие родителей к педагогам и школе. Они стали чаще обращаться за советом, делиться проблемами, возникающими в семьях. Неоднократно родители обращались за советом не только по поводу воспитания ученика, обучающегося в данном классе, но и по проблемам воспитания младших или старших детей.

                                                 Диаграмма №3

   Диаграмма №4 наглядно показывает,  как изменилось отношение родителей к проблеме общения детей и родителей после проработки её «в кругу». Родители слушали друг друга, делились секретами общения в семьях, но самое главное – они услышали своих детей. Именно эту цель я, как педагог, ставила перед собой.

       Результаты анкетирования родителей  после проведения родительских собраний в интерактивной форме в течение четырёх лет. В анкетировании участвовало 19 родителей.

Что дало  вам общение «в кругу»? 

  • Новые знания – 19 человек;
  • Активность -12 человек
  • Умение находить выход в трудных ситуациях – 11человек;
  • Сплочённость классного коллектива – 9 человек;
  • Умение слышать других – 7 человек;
  • Доверие к школе и педагогам – 7 человек;
  • Взаимопонимание между родителями и детьми – 6 человек;
  • Снижение чувства страха перед родительским собранием – 4 человека;
  • Уверенность в себе – 4 человека;
  • Доверие к школе и педагогам – 4 человека;
  • Сохранить семью – 1 человек;
  • Карьерный рост – 1 человек.

         Сейчас в образовании во главу угла ставится не знаньевая парадигма, а деятельностный метод передачи информации. Поэтому и родителям «открывать секреты» воспитания нужно по-новому. Они должны прожить, прочувствовать проблему, и найти способы её решения совместно с педагогом и другими родителями. Педагог при этом лишь направляет родителей к принятию правильного решения по рассматриваемой проблеме, корректирует их действия, но не даёт готовых рецептов. При самостоятельной проработке проблемы родитель мотивирован на поиск решения и достижение результата. Родитель чувствует себя равноправным членом совместного поиска, понимает свою значимость и поэтому работает эффективно. Он мотивирован на достижение цели. Когда решения выработаны самими родителями, они для них приобретают совсем иное значение. Родители чувствуют ответственность за них, ведь это их детище,

и впоследствии обязательно применяет на практике свои «рецепты».

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                   

                                       

                                                   ЛИТЕРАТУРА.

1. Гаврилина  Л.К., Кошель И.А., Уварова  Е. А.  Формирование гендерной идентичности подростков: внеклассные занятия./ Общая редакция  Гаврилиной  Л.К. Сыктывкар, 2004.

2.Дереклеева Н. И.  Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + новые собрания. М.: «ВАКО», 2005.

3. Дереклеева  Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.

4. Здоровый образ жизни – стиль жизни. / Общая  редакция Харитонова Е.В. Сыктывкар, 2003

5. Земцова З.С. Исследовательская технология начального образования: учебно-метод. пособие к образовательной программе повышения квалификации «Современные педагогические технологии начального образования»/З. С. Земцова ; Коми республик. ин-т  развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009.

6. Земцова З. С. Технология проблемного обучения: учебно-метод. пособие к образовательной программе повышения квалификации «Современные педагогические технологии начального образования»/З.С. Земцова ; Коми республик. ин-т  развития образования и переподготовки кадров. –  Сыктывкар, 2009.

 7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки.

Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Коменский Я. А. Великая дидактика.

9. Мельникова  Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. М.2002.

10. Научно-методический журнал « Классный Руководитель»  № 3 – 2005.

11.  Полезные навыки: учебное пособие для 5-7 классов школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для родителей. 127 полезных советов, или как уберечь детей от наркотиков./Под редакцией О.Л. Романовой. – М: Полимед, 2001.

12.  Полезные привычки: учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Пособие для учителя. Изд. 3-е /Под редакцией  О.Л. Романовой. М: Полимед, 2000.

13.Романова О. Л., Иванникова И.В., Швецова О.В. Пособие по профилактике приобщения к психоактивным веществам./ Общая редакция Романова О.Л. Сыктывкар, 1999.

14. Цукерман Г. А.  Кто учит, учится. - Вестник Международной ассоциации "Развивающее обучение". N 3. 1997.