Классный час
классный час

Горбунова Виталина Андреевна

Классный час "Семья"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час345 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

1

Л

Ю

Б

О

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

К

О

М

П

Р

О

М

И

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

П

А

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Д

Е

Т

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

А

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

9

С

К

В

Е

Р

Н

О

С

Л

О

В

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Е

М

Ь

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Л

Ю

Б

О

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

К

О

М

П

Р

О

М

И

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

П

А

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Д

Е

Т

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

А

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

9

С

К

В

Е

Р

Н

О

С

Л

О

В

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Е

М

Ь

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Л

Ю

Б

О

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

К

О

М

П

Р

О

М

И

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

П

А

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Д

Е

Т

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

А

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

9

С

К

В

Е

Р

Н

О

С

Л

О

В

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Е

М

Ь

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Л

Ю

Б

О

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

К

О

М

П

Р

О

М

И

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

П

А

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Д

Е

Т

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

А

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

9

С

К

В

Е

Р

Н

О

С

Л

О

В

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Е

М

Ь

Я

 

 

 

(Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька - Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка  (одергивает кофту и поправляет платок)

-Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать        

Товарищ -Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька - Как это - главная?

Товарищ - Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!

Борька - Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

Товарищ - (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети  ,суд постановил. А стыдно - то как перед соседями, жуть!

Борька  (покраснев)-   Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и

здорова.

(Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей)

Борька - Бабка! Иди сюда!

Бабка - Иду – иду.

Борька - Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу)

(Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька - Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка  (одергивает кофту и поправляет платок)

-Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать        

Товарищ -Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька - Как это - главная?

Товарищ - Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!

Борька - Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

Товарищ - (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети  ,суд постановил. А стыдно - то как перед соседями, жуть!

Борька  (покраснев)-   Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и

здорова.

(Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей)

Борька - Бабка! Иди сюда!

Бабка - Иду – иду.

Борька - Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу)

(Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька - Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка  (одергивает кофту и поправляет платок)

-Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать        

Товарищ -Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька - Как это - главная?

Товарищ - Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!

Борька - Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

Товарищ - (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети  ,суд постановил. А стыдно - то как перед соседями, жуть!

Борька  (покраснев)-   Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и

здорова.

(Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей)

Борька - Бабка! Иди сюда!

Бабка - Иду – иду.

Борька - Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу)

Сценка

(Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама - Света! Положи вещи на место!

Света - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?

Мама - Ты, когда вернешься?

Света - А что?

Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Света - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда, мне.

Мама - До свидания, дочка        

Сценка

(Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама - Света! Положи вещи на место!

Света - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?

Мама - Ты, когда вернешься?

Света - А что?

Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Света - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда, мне.

Мама - До свидания, дочка        

Сценка

(Два брата дома одни, рисуют)

Старший - Дай - ка сюда красный карандаш!

Младший - Отдай, я же им рисую

Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую!

Младший - Ну ладно, возьми! А покажешь картину?

 Старший - Отстань, мелюзга, не мешай.

Сценка

(Два брата дома одни, рисуют)

Старший - Дай - ка сюда красный карандаш!

Младший - Отдай, я же им рисую

Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую!

Младший - Ну ладно, возьми! А покажешь картину?

 Старший - Отстань, мелюзга, не мешай.

  1. Уважай и люби старших.
  2. Позаботься о младших.
  3. Помни, ты в семье

                                     помощник.

Внеклассное мероприятие "Семья — всему начало"

  1. Актуализация темы

Учитель. Здравствуйте, друзья!

У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?

  • ( Мама, папа, бабушка, дедушка)
  • Назовите их одним словом (Семья)
  • Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня - не просто зрители.

Все вы мои - помощники.

Вместе мы будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы  у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?

Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении самых близких людей, о причинах непонимания разных поколений и о путях, которые приведут нас к правильному решению.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
И стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.

Давайте, определим главные понятия, о которых сегодня пойдет речь.

Учитель предлагает разгадать кроссворд, ключевым словом которого является «воспитание».

 

 

 

 

 

 

 

1

Л

Ю

Б

О

В

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

К

О

М

П

Р

О

М

И

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

П

А

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Д

Е

Т

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

А

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

9

С

К

В

Е

Р

Н

О

С

Л

О

В

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Е

М

Ь

Я

 

 

 

1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. Ответ: любовь.
2. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок.
Ответ: компромисс.
3. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения, блаженства.
Ответ: счастье.
4. Глава семьи (ласково).
Ответ: папа.
5. Как мы можем назвать сложные ситуации в семье, одним словом.
Ответ: конфликт.
6. Самые близкие родителям люди.
Ответ: дети.
7. О ком говорится в этом четверостишии?

Что бы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

Ответ: мама.

8. Вспомните пословицу: ... и труд все перетрут. Ответ: терпение.
9. Использование нецензурных выражений.
Ответ: сквернословие.
10. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: опора, давление, контроль, защита, ценность, тыл.
Ответ: семья.

II. Основная часть

Учитель. По словарю С.И. Ожегова, дом – жилое здание, а также люди, живущие в нем, семья, их хозяйство. А что значит «дом» для каждого из нас, из чего он состоит? Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи):

В доме моем 4 угла,
В каждом углу 3 молодца,
Добро, Уют, Покой живут,
Дом мой от напасти стерегут,
От угла к углу ходит девица,
По земле коса ее стелется,
Зовут девицу Любовь,
На ней и держится мой кров.

Любовь, счастье, взаимопонимание – основы жизни каждой семьи. Итог: в доме здоровый дух, ведь «было бы здоровье, а все остальное приложится». С чего начинается каждый дом? – С любви. «Любить – значить жить жизнью того, кого любишь» (Л.Толстой).

А кто был с вашими родителями рядом, когда они были такие же маленькие, как вы?

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке.

Рассказывали бабушки:

«У нас одни пятерки».

Друг друга поздравляли,

Друг другу жали руки ,

Хотя экзамен сдали,

Не бабушки, а внуки.

Бабушки и дедушки очень любят своих внуков. Очень гордятся их успехами.

-Но все ли дети хорошо относятся к своим бабушкам и дедушкам? Посмотрим сценку о бабушке и внуке.

(Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька - Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка  (одергивает кофту и поправляет платок)

-Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать        

(Уходит)

Товарищ -Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька - Как это - главная?

Товарищ - Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!

Борька - Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

Товарищ - (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети  ,суд постановил. А стыдно - то как перед соседями, жуть!

Борька  (покраснев)-   Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и

здорова.

(Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей)

Борька - Бабка! Иди сюда!

Бабка - Иду – иду.

Борька - Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу)

Ведущий

- Что можете сказать о Борьке? (Неуважительно относится к бабушке, не здоровается, называет бабкой)

 ( К родителям): Что можете сказать о воспитании в этой семье: ведь Борька говорит, что отец тоже не здоровается с бабушкой?

(Плохой пример подает отец)

        -Что - то изменится в отношении Борьки к бабушке после этого разговора

с товарищем?

(Ему стало стыдно. В конце он зовет бабушку, чтобы товарищ с ней попрощался.)

-        Как надо относиться к бабушкам и дедушкам?

(Уважать их, быть терпеливыми к ним, они часто болеют. Стараетесь сделать для них что - то приятное, чаще общаться. Для них доброе слово как лекарство. Если нет возможности встречаться, то пишите письма, звоните.)

Учитель. Мама – «теплая», играет роль хранительницы домашнего очага, а отец твердый, не жестокий, но строгий, в результате у ребенка закрепляется ощущение, что мир не опасен и формируется оптимистическая направленность личности. В силе отца ребенок черпает свою силу, что становится основой уверенного и успешного поведения. В случае неудач, такие дети идут за помощью и подсказкой к отцу, для анализа ситуации, а к матери, за эмоциональной поддержкой, главное, чтобы у ребенка была удовлетворена потребность в поддержке и руководстве. Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают и понимают. Основа отцовского воспитания – это родительская твердость. «Для того чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя» (Л.Н. Толстой). Мы в вечном, неоплатном долгу перед родителями, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите их, не причиняйте им боли своими словами и поступками. А если уж случилось, что ненароком обидели их, то не стесняйтесь попросить прощения. Морщинки на лицах ваших мам и пап появляются оттого, что вы чем-то их огорчили.

Ведущий: Ваши родители всегда будут любить вас, и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые ребята.

Сценка

(Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама - Света! Положи вещи на место!

Света - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?

Мама - Ты, когда вернешься?

Света - А что?

Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Света - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда, мне.

Мама - До свидания, дочка        

Ведущий

Понравилась ли вам Света? Почему? ( Потеряла ключ, грубо разговаривает с мамой, вещи не собирает, уходит и не говорит, когда придет. А мама будет ждать, беспокоится.)

-Как нужно относиться к родителям?

(Уважать, не огорчать, радовать поведением, помогать дома)

Счастье: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л.Н. Толстой).

Учитель. Инсценировка «Рецепт счастья».

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни, и предложите каждому, кого встретите на своем пути (И.Беляева).

Сценка

(Два брата дома одни, рисуют)

Старший - Дай - ка сюда красный карандаш!

Младший - Отдай, я же им рисую

Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую!

Младший - Ну ладно, возьми! А покажешь картину?

 Старший - Отстань, мелюзга, не мешай.

Ведущий; Обсудим увиденное. Старший брат силой отбирает карандаш у братика, обижает его.

-        Поднимите руку, у кого есть братик или сестренка? Как вы к ним относитесь? Что делаете вместе?

Правила отношения к младшим: заботиться, играть,общаться.

Ведущий; Итак, мы увидели, как некрасиво ведут себя некоторые дети в семье. Надеюсь, что таких нет среди вас. А сейчас прочитаем и запомним правила поведения в семье.

(На плакате) Три правила дружной семьи.

  1. Уважай и люби старших.
  2. Позаботься о младших.
  3. Помни, ты в семье помощник.

Конфликты в семье и способы их разрешения

Учитель. Поговорим о семье, конфликтах в семье и способах их разрешения, будем размышлять, объяснять, чтобы понятия «компромисс, сотрудничество» прошли через ваши мысли, и были приняты сердцем, чтобы они превратились в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки. Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения. Все проблемы, все мелкие ссоры можно объединить в три большие группы: Первая причина наличие противоположной точки зрения. Вторая причина неумение членов семьи контролировать свое поведение. В чем выражается умение контролировать свое поведение? Кричать, обзывать друг друга, стучать кулаками, выражаться нецензурно все это является неумением владеть собой. Третья причина – нежелание идти на компромисс. Компромисс значит, кто-то должен уступать сегодня, уступишь ты, завтра уступят тебе. Без уступок таких проблем нельзя разрешить. Это самая сложная причина нежелание уступать друг другу в семье. Значит, каким путем решать конфликты? Мирно, не будем кричать, ссориться, потому что ссориться легче, а мириться труднее. «Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале» (Л.Н. Толстой). Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся.

Обсуждение. Ученики и родители высказывают свои мнения.

Учитель. Даже в благополучной семье иногда все же случаются ссоры и конфликты. Как их избежать, что не нужно, а что нужно делать в этих ситуациях?

Иногда между родителями могут быть ссоры. Как вы, дети, чувствуете себя при этом? Что делаете?

Послушайте стих А. Барто «Святая ложь»

 Как решила помирить девочка своих родителей?

11-й ученик

Прихожу вчера домой ,

Папа - как глухонемой .

Ну а мама скажет слово -

И у нас молчанье снова.

 Если папа с мамой в ссоре,

Я на свете не живу.

То  я прячусь в коридоре и реву.

Но вчера я слезы стерла:

-Папа, папа посмотри,

Что - то мне попало в горло

И в груди болит внутри!

Тут они вскочили оба:

-Ты больна?

-А нет озноба?

Мама шепчет: Неотложку...

Папа просит: «Дай мне ложку

Посмотреть гортань.»

-Не волнуйся, перестань...

Разберемся мы и сами –

Успокойся!- шепчет мама.

 Помирились... Как я рада!

Ставить градусник не надо!

Сквернословие и здоровье

Учитель. Наши ценности это то, во что мы верим с детства. Даже маленькие дети легко усваивают, что правильно, что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях. В каждой семье они свои. Но есть ряд общепринятых вопросов, связанных с воспитанием здорового во всех отношениях подростка. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы. 54% молодежи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. Одной из причин происходящего является наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Ах, как нам добрые слова нужны! 
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова дела важны?
Дела делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

Ученик 1. Человек – часть Космоса, где все происходящее тесно взаимосвязано, он является источником энергии. Слово человека тоже энергия, способная распространяться в пространстве. Хорошее слово хорошее насыщает пространство позитивной, созидательной энергией, кому-то помогает, нецензурное, грязное слово засоряет пространство, человек может заболеть, соприкоснувшись с отрицательной энергией.

Ученик 2. Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,          
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Ученик 1. Исследователи речи утверждают, что матерные имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Однако все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место поле. Отсюда и выражение «поле брани». Значение фразы это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик» – громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных «ма» и «мя» – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Ученик 2. Исследователи доказали, что бранные слова воздействуют на наследственность человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими мутантами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шепотом.

Ученик 1. Проведен был и прямо противоположный эксперимент. Ученые «благословляли», т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма. Исследования показали, что заядлые сквернословы живут намного меньше, чем те, кто не ругается матом. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе?

(Ответы ребят.) До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает право выбора, – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Конкурс знатоков пословиц

Учитель. Как вы понимаете пословицы?  Начало пословицы у меня на языке, а окончание в мячике. Кому мячик попадет, тот договаривает пословицу.

Вся семья вместе, так и душа на месте.    
Совет да любовь, на том свет стоит.        
Счастье без ума – дырявая сума.
(
Что найдешь, и то потеряешь.)

Счастливому быть – никому не досадить.
Где любовь, тут и Бог.
Тишь да гладь, да Божья благодать.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Спасибо на добром слове.
Ласковое слово, что вешний день.
От доброго слова язык не усохнет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.
В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.
Валяй, дети: отец в ответе.
Вдовец детям не отец: сам сирота.
Весь мир знает, а отец да мать не знают.
Всё выбирать - женатым не бывать.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Всякому мужу своя жена мила.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.
В одной суме - да разные денежки, в одной семье – да разные детушки.  

 В поле ни отца, ни матери - заступиться некому.
В родной семье и каша гуще.
В своей семье и сам большой.
В своей семье не велик расчет.
В семье и каша гуще.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
В семье не без дурака.

В семье не без урода.

На что и клад, коли в семье лад.

Обсуждение пословиц учениками

В народных пословицах и поговорках метко говорится о том, как непросто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Пословицы
1. Дом вести - не... (бородой трясти).

2. Дом построить — не…(шапку на голову надеть).

3. Коли в семье лад, …(то не нужен и клад).

4. Вся семья вместе – так… (и душа на месте).

5. Добрые дети – дому венец, худые дети - …(дому конец).

В своем доме и … (стены помогают).

Задание  «Мудрые советы».

Какая у вас семья? (Придумать слова, первые буквы которых написаны в столбик.)
С — счастливая, славная, спортивная, современная...
Е — единая, единственная...

М — милая, многодетная, мечтательная, музыкальная...
Я — яркая, ясная...

Задание 6

Раздаются листы бумаги, фломастеры и предлагается нарисовать эмблему своей семьи.

Воспитатель. - На доске на лучах солнца напишите слова, характеризующие настоящую семью.

Семья — это: счастье, крепость, забота, любовь, понимание, уважение.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья -  это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

- Посмотрите, как много хороших слов о  семье было сказано сегодня.

- Каким одним словом можно заменить их? (тепло)

- Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных, от хороших взаимоотношений, от понимания друг друга.

Заключение    Слово о словах

Учитель. Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое наше желание отражается на окружающих людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Давайте все вместе сформулируем принципы взаимоотношений в семье:

• Терпение.
• Внимание.
• Взаимопомощь и вежливость.
• Всегда и во всем поступай по совести.
• Уважай мнение другого человека, даже если ты с ним не согласен.
• Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
• Заботься обо всех живых: и о людях, и о животных, только тогда сможешь быть добрым.
• Старайся не нарушать библейские заповеди.
• Не обижай никого ни словом, ни делом.
• Все отношения строить только на доверии.
• Делай добро, и оно вернется к тебе.

Спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Всего вам доброго!

Стихотворение  Золтана Зелка «Какой хороший вечер» .

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился.

И музыки не слышно –

И это очень странно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…

Раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивлённо,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира

И я, уже уснувший

У мамы на коленях.

- Хотелось бы вам жить в такой семье? Почему?

- Подберите и запишите слова, которые живут в этой семье?

(На листе слова: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда.)

Согласие – мир, порядок.

Здоровье, здоровая семья – это нормально состояние организма, движение, закаливание.

Семья – это место, где любят и заботятся друг о друге.

Задание 2.

- Семья — это великий дар.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный.

Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.

- А всегда ли хорошо бывает у вас в доме?

- Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так:

- Каждый раскрасит свои фигурки, лежащие на парте в один из цветов: синий или красный.

- отношения с родителями,

- отношения с братьями, сёстрами.

- А теперь, если у вас с родителями проблем нет, закрасьте            в синий цвет, если возникают проблемы – в красный цвет, (с - так же).

Выполнив работу, поместите на лист бумаги

Каждая команда демонстрирует свою картинку.

- Посмотрите, какая  разноцветная  картинка  у вас получилась.

- Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ответы).

Воспитатель предлагает рассмотреть некоторые ситуации, которые могут произойти в семьях и возможные пути их разрешения.(о семейных обязанностях, об уважении старших, о почитании семейных традиций и др.)

- Чьими стараниями достигается уют и тепло в ваших семьях?

- Как распределяются обязанности в вашей семье?

Команде даётся лист бумаги с таблицей (см. ниже), в графы которой необходимо вписать обязанности, выполняемые в семье родителями и детьми.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

После выполнения задания предлагается подумать, могут ли дети взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.
Воспитатель. (подытоживает). Есть такая пословица: «Счастье не птица — само не прилетит». Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание., кто-то о том, как проводят отпуска, кто-то о династиях и т.д.)

Учитель:
- И закончить я бы хотела такими строчками.

Когда появилось слово «семья»?
Когда то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам -
- Кто деток родит мне, богиня моя?
- И Ева тихонька ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
- И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
- И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
- Меня приласкает, украсит жилье?
- «Я,я», - тихо молвила Ева. - «Я, я»...
- Вот так на Земле появилась семья!

- Мир вашему дому!

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...