Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой
методическая разработка (4 класс) по теме
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_literaturno.docx | 27.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой
Цель: познакомить детей с ходом начала войны и битвы под Москвой в 1941 году, с жизнью москвичей в тылу.
Задачи: предоставить детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой, познакомить с героями этой битвы, с мужеством жителей тыла. Воспитывать в детях гордость за свой народ, любовь к Родине, чувство благодарности к участникам ВОВ.
Оборудование: презентация,
Ход мероприятия:
Ведущий:
Мимо фасада Большого театра
Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи…
В классах десятых – выпуски завтра,
Вечный огонь у Кремля не пылает.
Всё впереди, всё пока накануне,
Год сорок первый,
Теплая летняя ночь
С 21-го на 22-ое июня!
(звучит вальс «Ночь коротка, спят облака…» Кружатся 5 пар. Девочки в разноцветных платьях, мальчики – в гимнастерках. И вдруг сирена воздушной тревоги. Пары замирают, оглядываются. Сзади луч прожектора высвечивает строй из 5 солдат.)
Первый Вы слышите – грохочут сапоги,
Второй И птицы ошалелые летят
Третий И женщины глядят из-под руки
Четвертый Вы знаете, куда они глядят?
(пары распадаются. Девочки остаются стоять в растерянности.
Мальчики присоединяются к пяти солдатам, надевают пилотки . Десять солдат поют.)
Вы слышите – грохочет барабан?
Солдат , прощайся с ней, прощайся с ней
Уходит взвод в туман, в туман,
А прошлое – ясней, ясней, ясней.
(Поворачиваются и дают клятву «Мы клянемся матери – Родине, клянемся перед всем советским народом, что будем биться с врагом день и ночь, не щадя сил своих и самой жизни. Клянемся отстоять Москву!» маршируя, уходят. Девочки смотрят им вслед, машут платочками.)
Девушка: Какой ужас! Скажите, неужели фашисты могут войти в Москву?
Скажите, товарищ офицер, вы должны знать!
Офицер : «Девушка, милая, даже военные не могут знать всего, поверьте мне. Но одно я могу сказать точно – мы сделаем все возможное, чтобы этого не случилось.
Ведущий 1 : « Первая воздушная тревога. Все части ПВО столицы были приведены в боевую готовность. На подступах к Москве вражеских бомбардировщиков встретили наши истребители. Зенитная артиллерия открыла заградительный и прицельный огонь. Один из сбитых самолетов был установлен в Москве на площади Сверлова для всеобщего обозрения.
Ведущий 2: За время налетов на Москву, с июля по декабрь 1941-го года, войска ПВО отразили атаки 7146-ти вражеских бомбардировщиков.
К столице смогли прорваться 229 самолетов. Но они не причинили серьезного ущерба городу. Москва осталась недосягаемой для фашистской авиации…
Ведущий 1: Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях,-
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
Ведущий 2 : И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.
И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают а строй
Родные москвичи.
Ведущий 1: Уже в июне в Москве создавались полки и дивизии народного ополчения. Записывались даже те, кто никогда не служил в рядах Советской Армии, но был способен носить оружие. Были среди ополченцев и ветераны гражданской войны, и комсомольцы моложе 17 лет.
Ведущий 2: Никогда бы не смогла Москва выстоять в такой жестокой схватке, если бы не ее люди. Они были очень разными, москвичи,- пожилыми и юными, веселыми и серьезными, они были людьми самых разных характеров и профессий. Да разве это было главным?...
А главным было вот что:
Москвич:
Шли женщины – и на плечах лопаты,
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седея, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твердо губы, чтоб похожа Родина
На тетю Дашу из квартиры «пять».
На тетю Дашу, рядом с нами жившую,
Двух сыновей сражаться проводившую,
Да, на нее, вдову красноармейскую,
Усталую, упрямую, и резкую.
Хотелось мне участвовать в десантах
Кричать в эфир: « Тюльпан», я – « Резеда»!
Мне шел тогда едва второй десяток,
Меня на фронт не брали поезда.
И смотрел с серьезностью недетской
В ее лицо с морщинками у губ
И лишь на двойки отвечал немецкий,
Чтоб выразить презрение к врагу.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твердо губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тетю Дашу из квартиры «пять»
Ведущий 1: В августе берлинское радио лживо сообщало:
Немецкая авиация подвергает Москву «уничтожающим бомбардировкам, заводы и фабрики, расположенные вокруг Москвы разрушены.Кремль, Красная площадь и почти все вокзалы не существуют. Москва вступила в фазу уничтожения».
Ведущий 2: Нет, не может быть(в руках письмо):
« До Москвы осталось очень немного. И все-таки мне кажется, что мы бесконечно далеки от нее… Мы шагаем по немецким трупам и оставляем в сугробах раненых. Сегодня мы шагаем по трупам тех, кто пал впереди. Завтра мы сами станем трупами, и нас также раздавят. И этот холод, страшный холод…»
Ведущий 2: К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.
Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.
Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942года. Население довоенной Москвы – 4 млню215тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.
Ведущий 1: Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Гитлеровцы собирались стереть нашу столицу с лица земли. На месте ее должно было стоять огромное озеро. Во главе западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков.(портрет), Жукову и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. На улицах города выросли баррикады. Укрепления были сделаны и в районе Красной площади. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и др. на Кремлевской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и деревьями на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. Защитники Москвы сделали все, чтобы спасти город от вражеских самолетов. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставлены сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким летчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
Ученик :
Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
Ученик :
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона идет через наши сердца!
Вражеским самолетам преграждали путь и наш истребители. Воздушные бои разворачивались прямо над городом. Так произошло и в ночь на 8 августа 1941 года. Летчик Виктор Талалихин обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся бомбить город. Раненный в правую руку, Талалихин, управляя самолетом левой рукой, протаранил бомбардировщик, и тот воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин благополучно спустился на парашюте.
На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Группа истребителей танков заняла позицию у железнодорожного разъезда Дубосеково, что в 118 км от Москвы. Перед ними была поставлена задача : на допустить врага на Волоколамское шоссе, ведшее к столице. Прильнули солдаты к окопам, ждут боя. Вот показались немецкие автоматчики, прямо на них идут. Подступили и тельной смесью. 14 танков подбили герои – панфиловцы. Не успели солдаты отдохнуть, как уже 30 танков. Все ближе вражеские машины. Встал тут Клочков и, обратился к ним ,сказал «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Разве погибнуть ты нам, завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала : « Вставайте на помощь…» -
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого :
Я или Родина
(Р. Рождественский. Реквием.)
Ученик: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.
Ученик: несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.
Учитель: Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километрах стоят вражеские войска, - значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу родины.
Держась, как за личное счастье.
За каждую пядь земли, -
Мы под Москвой встали насмерть,
В грунт промерзли вросли.
Учитель : Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилось о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.
Ученица : Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.
Вся Родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!
Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!
Учитель: Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будем достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханием будьте довольны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните! Помните! Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
(Объявляется минута молчания).
Ученица: Советские войска в ходе битвы под Москвой понесли большие потери, многие имена погибших воинов известны, а многие остались до сих пор неизвестными, так как пропали безвести.
Честным жил и умер честным,
Не любивший одиночества…
Почему ж стал Неизвестным
Ты, имевший имя, отчество?!
Ты ведь в список энской части
Был внесен на веки вечные…
Мы с тобой, борясь за счастье,
Под Москвой войною мечены.
Под огнем – огнем навесным
Ты шагал к высотам жизненным…
Став солдатом Неизвестным,
Стал для всех героем признанным.
Это ты в земле Московской
Спишь под звездной светлой млечностью…
У стены древнекремлевской
Твой огонь пылает вечностью
Учитель : Победа в Московской битве имела большое тактическое, стратегическое и
международное значение, круто изменив общий ход войны.
И сегодня мы благодарны известным и неизвестным героям, сложившим
головы у врат непокорённой столицы…
Под стеною Кремля,
Где святая земля
Незабвенным
Преданьем богата,
Положили
Останки солдата.
Спит солдат Крепким сном,
Мой земной, тебе, воин,
Поклон!
(Исполняем песню «День Победы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Сценарий составлен из стихотворений, рассказывающих о войне, блокаде Ленинграда, Дне Победы.Тематику стихотворений иллюстрируют слайды презентации....
Внеклассное мероприятие Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 72 годовщине освобождения станицы Егорлыкской от немецко-фашистских захватчиков
Воспитание патриотического духа у учащихсяМузыкальные файлы сценария можно скачать по адресу: https://yadi.sk/d/z4N0bCtKkGSiz...
Литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию победы в ВОВ.
Литературно-музыкальная композиция предназначена для учащихся начальной школы....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы "Поклонимся великим тем годам"
laquo;День Победы»Литературно-музыкальная композиция....
Литературно-музыкальная композиция посвященная 80-летию Саратовской губернии
Литературно-музыкальная композиция посвященная 80-летию Саратовской губерниипризер Муниципального конкурса "Школьная пора 2016"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 75 летию Великой Победы
Литературно-музыкальная композиция к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...
«900 блокадных дней» литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда.
формирование патриотического сознания детей на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ....