Классный час "Нет на свете Родины милей"
классный час
Предварительный просмотр:
Азевская средняя общеобразовательная школа
Парламентский урок в 3-4 классах
Провела Мордвинова С.Н.
учитель нач.классов
I квалификационной категории
2009-2010 уч.год
Цели:
- Познакомить учащихся с Конституцией России;
- Закрепить знания детей о государственной символике России и Татарстана;
- Формировать у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Ход классного часа.
Звучит песня «С чего начинается Родина». (дети подпевают)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Учитель: Сегодня мы, ребята, будем говорить о Родине. У каждого из нас с детства формируется свое понятие о Родине. Для меня Родина – это Татарстан, где я родилась. У нас экологически – чистая зона, густые леса, свежий воздух, прекрасные места и полноводные реки.
Тяжело жить человеку без Родины. И сейчас вы, прослушав произведение одного известного русского композитора, попробуете определить, что это за произведение и почему оно было написано. (звучит произведение С.Рахманинова «Вокализ») (ответы детей)
Учитель: Да, ребята, видите, какое прекрасное произведение было создано в годы, проведенные вдали от Родины. Всю тоску по Родине композитор выразил в этой прекрасной мелодии: красоту и протяжность наших русских песен, их мелодичность.
Ребята, а какие качества присущи отважным людям? (ответы детей)
Разгадывание кроссворда.
- Это качество приходит с годами. Чем человек старше, тем он становится рассудительнее, умнее и … ( Мудрость)
- Это качество присуще людям, которые не жадничают, готовы поделиться не только материальными благами, но и своими знаниями. (Щедрость)
- Когда человек изнутри и снаружи радует глаз, на него приятно смотреть, про такого человека говорят, что он (Красивый)
- Настоящий мужчина должен обладать этим качеством, оно присуще сильным, волевым людям, когда совершается подвиг, то говорят, что герой проявил (Мужество)
- Два последних слова кроссворда особенно близки. Это качество присуще сильным людям (Сила)
- Это качество особенно нужно, чтобы отказаться от чего-то соблазнительного. (Воля)
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
У нас получилось слово «Родина». И все эти прекрасные качества присущи и нашей прекрасной Родине.
А сейчас мы с вами послушаем стихотворение прекрасного поэта А.Прокофьева о нашей Родине. Это стихотворение я помню со своего раннего детства, и мне хотелось, чтобы вы тоже услышали эти замечательные строки о нашей России. (читает ученик)
Нет на свете Родины красивей,
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Прибавляет силы год от года,
Вся красуясь в славе молодой,
И живут в содружестве народы
Под ее державною звездой.
Учитель: Велика и прекрасна наша Родина – Россия! Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура – все это наша Россия.
Каждое государство – каким бы оно малым ни было, как, например, крошечные Бельгия или Люксембург, или таким большим, как Россия – живет по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь.
Весь свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе, и называется такой документ – Конституция. Наша конституция – Конституция России – собрала в себя все лучшие и необходимые для нормальной жизнедеятельности государства законы, которые были приняты еще в Конституции Советского Союза и теперь перенесены с необходимыми поправками и уточнениями в Конституцию России. (Знакомство с Конституцией) Мы с вами уже говорили о правах, которыми обладают наши граждане, и вы в том числе. Кто вспомнит, какие это права? (ответы детей) А для вас, мои друзья, есть Конституция для детей. (показ и чтение некоторых законов) Помимо основных законов, Конституция России, как и любая другая, содержит также описания обязанностей Президента РФ, описания государственных символов России. Давайте познакомимся с некоторыми обязанностями Президента РФ. (1 ученик)
Президент РФ является главой государства.
В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
Президент РФ в соответствии с конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу.
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае не достижения согласованного решения он может передать решение спора на рассмотрение соответствующего суду.
Президент РФ:
- Осуществляет руководство внешней политикой РФ;
- Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
- Подписывает ратификационные грамоты;
- Принимает верительные и отзывные грамоты.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думы обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.
Учитель: Ребята, а какие государственные символы вы знаете? (ответы детей) Правильно! И сейчас мы с вами об этом поговорим.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. Для проведения этой большой и сложной работы была образована Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу "круглого стола". В этой работе приняли участие специалисты из Москвы и Ленинграда, народные депутаты, представители министерств и ведомств, художники. В декабре 1990 - феврале 1991 года были проведены три заседания, на которых обсуждались генезис и эволюция исторических государственных символов, и вырабатывалась концепция государственной символики России.
По вопросу возвращения двуглавого орла в качестве Государственного герба России было много споров и возражений. Оппоненты видели в нем лишь монархический символ (эмблему Российской империи), который, как они считали, не имеет будущего и который не примет народ.
В конечном итоге "круглый стол" выработал предложения, которые и были представлены Правительственной комиссии Совета Министров РСФСР: в качестве Государственного флага РСФСР принять бело-сине-красный флаг, Государственного герба РСФСР - золотого двуглавого орла на красном поле.
Учитель: 19 декабря 1991 года на заседании Правительства РСФСР под председательством Президента был рассмотрен вопрос о Государственном гербе. Были одобрены два предложенных варианта, которые направили на доработку.
Для осуществления государственной политики в области геральдики, в том числе государственной символики, 20 февраля 1992 года постановлением Правительства России была образована Государственная геральдическая служба Российской Федерации. И уже в марте служба представила на слушаниях в Верховном Совете России проекты Государственного герба. В результате обсуждения было рекомендовано продолжить работу над проектом герба совместно с Комиссией по культуре Верховного Совета. Во время обсуждения многие депутаты предлагали дополнить изображение орла коронами, скипетром, державой и Московским гербом. На протяжении 1992 года работа по созданию проекта герба осуществлялась совместно Геральдической службой и Комиссией по культуре Верховного Совета.
Работа шла по пути компромисса между вариантами, предлагаемыми Правительством (на красном поле золотой двуглавый орел без корон, скипетра, державы и Московского герба) и депутатами (черный двуглавый орел с тремя коронами, скипетром, державой и Московским гербом на золотом поле).
К маю 1993 года Геральдическая служба, к тому времени переименованная в Управление геральдики Росархива, подготовила новый рисунок герба, который был согласован с обеими сторонами, участвовавшими в работе Консультационного совещания. Однако дальнейшие бурные политические события задержали решение вопроса о Государственном гербе Российской Федерации до ноября 1993 года. И уже 16 ноября Президентом Российской Федерации было подписано распоряжение "О разработке проекта Государственного герба Российской Федерации". Этим распоряжением создавалась комиссия, которая должна была подвести итог трехлетней работе и представить Президенту описания Государственного герба и его изображения, разработанные на основе российской исторической символики. В течение двух недель комиссия, которую возглавил тогдашний руководитель Росархива, главный государственный архивист России Р.Г.Пихоя, провела несколько заседаний и пресс-конференцию, на которой был представлен проектный рисунок герба работы художника Е.И.Ухналева. А к 30 ноября был подготовлен и проект текста указа, который был подписан Президентом России Б.Н.Ельциным в тот же день. Таким образом, с 30 ноября 1993 года в России Государственным гербом вновь стал двуглавый орел. Официальное описание герба гласит: "Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".
Хотя по форме современный герб как будто повторяет схему герба Российской империи при Петре I, на самом деле смысл его совершенно иной. Мы понимаем те атрибуты, которые изображены на современном гербе, иначе, чем наши предки три столетия тому назад. Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают прежде всего суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство. А всадник, поражающий копьем дракона, - эмблема не только и не столько столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, если такой объявится.
В принятой в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации нет описания герба и флага. В соответствующей статье сказано, что их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Подготовка этого закона была осуществлена Геральдической службой вместе с Государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации. Однако законопроект Государственной Думой принят не был.
Таким образом, в настоящее время Россию представляют государственные символы, установленные указами Президента Российской Федерации.
Давайте внимательно рассмотрим символы. Вспомните, какие цвета у нашего флага и чему соответствует каждый цвет? (ответы детей) Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос. Верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.
А что они означают? Белый цвет – мир и чистота совести, синий – небо, верность и правда, красный – огонь и отвага. Этих цветов очень много в нашей национальной одежде, постройках.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Ребята, а выглядит флаг Татарстана? (ответы детей)
29 ноября 1991 года сессия Верховного Совета Республики Татарстан утвердила Государственный флаг Татарстана. Автором его является народный художник республики, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Гиниатович Хазиахметов.
Государственный флаг Татарстана - это прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 часть ширины флага и распложена между равными по ширине полосами зеленого цвета вверху и красного внизу. Зеленый цвет означает зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты, чести и мира; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.
Государственный герб Татарстана был утвержден постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 7 февраля 1992 года. Он выполнен в цветах Государственного флага и представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на левом боку, который символизирует правовую и экономическую защищенность граждан. Цветок астры на щите с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, пожелание долголетия. Автором идеи является Назым Ханзафаров, художником Риф Фахрутдинов.
Крылатый барс в древности считался божеством плодородия, покровителем детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа. Он выполнен с приподнятой правой передней лапой – это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти, который означает также начало движения (дела). Центральный образ изображен на фоне красного диска солнца, помещенного в обрамление из национального орнамента, с названием республики внизу. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы, и символизируют возрождение Татарстана. Солнце в древности являлось главным божеством многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
Учитель: Кроме герба и флага у каждого государства есть гимн. Есть он и у России. Вы уже знаете, в каких ситуациях он исполняется. (исполняется гимн России)
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное.
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Учитель: А теперь давайте послушаем гимн Татарстана. Государственным гимном Республики Татарстан является музыкальное произведение композитора Рустема Яхина. (играет гимн)
Спасибо, ребята! На этом наш классный час закончен, но не закончено наше знакомство с историей России и Татарстана, их символикой, законами, традициями, которые мы будем продолжать и дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Кто на свете всех милее?"
Праздник посвящен Дню Матери. Проводится с учащимися 2 класса....
кто на свете всех милее?..
Данное мерприятие посвящено Дню 8 Марта и проходит в форме конкурсной программы....
Классный час по теме: "России милый уголок"
Разработка классного часа, посвящённого малой родине....
Сценарий праздника к 8 марта "Ты на свете всех милее"
Сценарий праздника к 8 марта...
Классный час "Моя малая родина, милый сердцу Рославль - Городок!"
Формирование патриотизма, интереса к истории малой родины....
"Кто на свете всех милее и добрее?"
Сценарий праздника, посвященного Дню Матери для начальной школы"Кто на свете всех милее и добрее?"...
Классный час о нашей Родине "Одна ты на свете..."
Классный час посвящен нашей стране, огромной и непобедимой России....