ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

в статье описан опыт работы учителей начальных классов по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности «Истоки» и «Я – гражданин России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_i.v._batrakova_m.v._statya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Батракова М.В., Максимова И.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье описан опыт работы учителей начальных классов по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности «Истоки» и «Я – гражданин России».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственные чувства, нравственный облик, нравственное поведение.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направлено на сохранение и развитие национальной культуры, преемственность поколений, формирование системы духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

О целях духовно-нравственного воспитания указывал Ш.А. Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, мысли и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…».

 Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день, т.к. современные дети более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Много времени уделяется духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках в начальной школе. На любом уроке, будь то литературное чтение или урок окружающего мира, учитель найдет нужные слова, предоставит примеры, чтобы затронуть легкие сруны души ребенка.

Большим подспорьем в вопросах воспитания являются занятия по внеурочной деятельности. Работа по духовно-нравственному направлению строится в рамках внеурочной деятельности «Истоки» и «Я – гражданин России». Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему, и оригинальную педагогическую технологию. Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№ 3,5-707 от 20.07.98г.). Изучение курса начинается с внешнего восприятия семьи, школы, круга друзей, родного края, поля, леса, радуги. Данный курс готовит к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность). С первого класса ребенок знакомится с представленными образами защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы. Во 2 классе начинается ввод младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него. В центре внимания курса 3 класса оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации. Поэтому главными целями этого курса является: подведение учащихся к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке, посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем; – продолжение формирования в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации. В основе курса 4 класса – традиции, как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Таким образом, курс «Истоки» в начальной школе призван приобщить детей к вечным истинам через самые простые понятия - имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, раскаяние, истина.

Огромное значение в деле духовно-нравственного воспитания младших школьников имеет внеурочная деятельность «Я – гражданин России». Цель данного курса – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. Для достижения этой цели, педагог на занятиях приводит примеры нравственного поведения, как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания, помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России. Используя в своей работе произведения наших писателей, поэтов, художников, композиторов и музыкантов, учитель способствует расширению знаний учащихся о родной стране, ее территории, природном богатстве, о национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, о наших праздниках. Кроме этого, внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга. Грамотный творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся ситуаций затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей. Учащиеся воспринимают себя уже не как дети, а как граждане большой страны, у которых есть права и обязанности граждан России, обязанности учащихся школы.

Много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, необходимо готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.  Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова /Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

2. Учебный курс «Истоки». И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. - Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС НОО в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2010.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

Гражданское воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Это стартовая площадка для настоящего и будуще...