Сценарий «У войны не женское лицо»
методическая разработка (3 класс)

Мероприятие  направлено на достижение следующей дидактической цели: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., о роли женщины во время войны, о жизни детей в годы войны на примере наших односельчан.
       Ученики в доступной для них форме получили знания о жизни женщин и  детей в военные годы и их вклад в дело победы. Материал был представлен в различных формах: в хореографической, поэтической, диалогической.  Компьютерная презентация позволила ярко, колоритно и лаконично представить весь материал мероприятия. Это вызвало интерес учащихся, позволило им почувствовать свою сопричастность к истории родного края, прежде всего через уважение к ветеранам, детям войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Сценарий «У войны не женское лицо»

Цель: формирование у учащихся знаний о Великой отечественной войне 1941-1945 г.г., ее защитниках и подвиге народа; роли женщины-матери на войне.        

  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны, историческую память, уважение к старшему поколению.

Задачи:

Образовательные: формирование духовно-нравственных отношений.

Развивающие: формирование гражданско-патриотическое воспитания.

Воспитательные: воспитание любви к родине,  дань уважения подвигу советского народа в годы войны.

Сцена украшена в соответствии с тематикой мероприятия

Ученик: Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.

Плыло небо в светлых, звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
(школьный вальс)

(фонограмма- начало войны)

Ведущий:

22 июня 1941 года огромные полчища врагов без объявления войны перешли нашу границу, всё изменилось навсегда. Самолёты начали сбрасывать бомбы на спящие города и сёла. Враги, солдаты фашистской Германии, напали на нашу страну. Началась Великая отечественная война  — все мужчины и многие женщины одели военную форму, взяли оружие и пошли защищать Родину.

Ведущий:

Женщина на войне. Сложно представить себе хрупких и нежных женщин, держащих в руках автоматы. А они были и есть. Женщины сражались наравне с мужчинами, а порой бывают отважнее и терпеливее их.

Ведущий:

- Всего за годы войны на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Они были медиками, лётчицами, снайперами, связистками, разведчицами, шофёрами, даже танкистками, активно участвовали в партизанском движении.

Какие же они были, девчонки 40 -х годов, как воевали?

Ученица:

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Учитель:

-В Великой Отечественной войне участвовали и наши землячки. Это Симоненко Прасковья Григорьевна. Слайд-шоу

Танец под песню «За 4 дня до войны»

Ведущий:     Слайд-шоуМатери. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг –материнскую любовь. Скольких сыновей и дочерей в первые же дни войны отправили матери на фронт. И каждую минуту, каждую секунду матери сердцем были там, где воевали их дети. А как ждали они от них весточек, этих заветных треугольников!

Ученик                Мать сына родила не для войны!

                              Не для войны букварь ему давала,

                              Тревожилась, гордилась, тосковала.

                              Пожизненно влюбленная, как Мать,

                              Готовая и штопать, и мечтать,

                              И ждать скупых, нерасторопных писем

                              С какой-нибудь окраины страны.

                              Мать сына родила не для войны!

                                           

Ученик:Знаю, в сердце у тебя тревога, -

            Нелегко быть матерью солдата!

            Знаю, всё ты смотришь на дорогу,

            По которой я ушёл когда-то.

            Знаю я, морщинки глубже стали

            И чуть-чуть сутулей стали плечи…

            Нынче насмерть мы в бою стояли,

            Мама, за тебя, за нашу встречу.

Ведущий: Олицетворением всех матерей-героинь стала кубанская крестьянка Епистиния Федоровна Степанова, положившая на алтарь Победы самое дорогое, что у нее было - жизни своих девятерых сыновей. слайд-шоу

       Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора 1-е Мая, что на Кубани, шла сначала полем, а потом забирала чуть в гору, и тогда человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила Епистиния Федоровна своих сыновей—уходящими.

Ученица: Стихотворение  Ковалева Г.И.

Их было девять у неё,

Горой стоявших друг за друга

Любимых матерью сынов…

Пока Земля не сбилась с круга.

Их было девять. Тишину

Взорвали нечисти снаряды.

На ту проклятую войну

Всех проводить пришлось. Так надо…

Их было девять … до беды,

До нескончаемой разлуки.

Красивых, сильных, молодых...

Беда заходит в дом без стука…

Их было девять… Помнит мать,

Как каждый сын смеялся звонко!

Как пережить: опять, опять

Очередная похоронка…

Их было девять… Где сыны?!

Победы флаг весною взвился.

Их было девять – до войны…

И ни один не возвратился.

Ведущий:Нет ничего страшней на свете, чем матерям хоронить своих сыновей. А сколько таких матерей, которые не знают, где похоронены их дети: сын или дочь. Война отняла у матерей самое дорогое – ребёнка. Но до конца дней своих мать будет помнить о своём ребёнке, приходить к нему, ждать его.

сценка

На сцене сидят старушка и ее внуки. В руках она держит фотографию, и бережно ее протирает.

Внук 1, указывая на фото: Бабушка, а кто это? Расскажи!

Внук 2: Это ты и твои друзья?

Старушка улыбается и кивает головой.

Внуки хором: Ух, ты! Такое старое фото!

Они восхищенно разглядывают людей на снимке.

Старушка: Вот в серединке я, смотрите.

Выбегает девушка в красивом платье и останавливается посреди сцены, копируя изображение.

Внуки: Ты такая красивая!

Старушка улыбается: Вот рядом мой лучший друг Алексей. Мы вместе учились. Он был самым сильным мальчиком в нашем классе!

Юноша выходит на сцену и становится справа от девушки.

Внук 1: А рядом кто?

Внук 2: Его невеста?

Старушка: А это Леночка, соседка моя. Любила Лешку сильно-сильно! Как и он ее.

Выходит Лена и берет парня за руку. Они смущенно переглядываются и замирают.

Внук 1: А этот мальчик такой плечистый!

Внук 2: Боксер! Нет, каратист!

Старушка смеется: Саша был футболистом. Учился плохо, зато как хорошо играл! Никому за ним не угнаться было.

Саша выбегает в спортивной форме и опускается на корточки перед ребятами с фото.

Внук 1: Эти девочки, наверное, сестры.

Внук 2: Не разлей вода, как мы! (дает пять первому)

Старушка: Верно. Катя и Соня – сестрички, с пеленок были дружны. Все делали вместе. Я даже немножко завидовала.

Сестры под ручку выходят, встают слева от девушки и обнимаются. Все персонажи с фотографии стоят неподвижно.

Внуки: А где они сейчас? Вы дружите?

Старушка недолго молчит, а потом неуверенно кивает.

Алексей и Лена отходят в сторону. Она обнимает его за шею.

Старушка: Леша с Леночкой поженились. Счастливо живут, детей растили вместе, а сейчас и внучков.

Сестры отходят в другую сторону и надевают друг другу шапочки медсестер.

Старушка: Катя с Соней окончили медицинский университет! Хорошие врачи, в одну больницу устроились.

Саша встает, на сцену выбегает человек с медалью и надевает ее на спортсмена.

Старушка: Сашка, конечно, ушел в спорт. Многого добился, как и мечтал.

Внук 1: Вот это круто!

Внук 2: Позови их всех в гости!

Голос из-за кулис: Дети, идите кушать!

Старушка: Хорошо. А вы бегите за стол, родители зовут.

Внуки убегают, а бабушка встает со стула и подходит к ребятам с фото. Те занимают первоначальные позиции и ждут.

Старушка: Все могло быть так, если бы не пришла война. В тот год мы только окончили школу, красивый был выпускной. А потом объявление войны!

Включается громко грустная музыка, а потом затихает и играет на фоне.

Старушка: Сначала погибла Лена. Для Леши это был удар.

Девочка поворачивается спиной к зрителям, а Алексей закрывает лицо руками.

Старушка: Сестры ушли друг за другом, теперь похоронены рядом.

Катя и Соня тоже отворачиваются, обнимаясь.

Старушка: Саша не перенес ранения. Погиб в лазарете…

Саша встает, подходит к сестрам и поворачивается к зрителям спиной.

Старушка: Один лишь Леша сражался из последних сил. Мстить хотел за любимую и за друзей. Не дожил совсем чуть-чуть! Погиб в конце 44-го.

Юноша тоже отворачивается. Остается одна девушка в центре. Она делает шаг вперед и грустно опускает голову.

Старушка с горечью в голосе: Осталась только я. И я живу за всех, мои ребятки. Вас страна никогда не забудет!

Нарастает музыка, ребята снова поворачиваются лицом и кланяются залу.
Конец спектакля.

Ведущий:

- Говоря о героических подвигах женщин в годы войны, хочется сказать и о их трудовых подвигах. Далеко от передовой тысячи и тысячи женщин трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. Преодолевая огромные трудности, они осваивали мужские специальности.

Ведущий:

- Но всё же женщины верили в победу над врагом и ждали. Ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Песня «Синий платочек»

Ученик:
А мы не станем памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Ученик:

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Ведущая: Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.

Ведущий:

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ведущий: слайд-шоу

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. 

Ведущий:
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. 

Ведущий:
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах.
Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве наших земляков.

Дети зачитывают выдержки из воспоминаний:

Чтец 2: из биографии Музыка Мария
Чтец 5: из биографии Исуповой Апполинарии
Но самыми обездоленными детьми войны стали малолетние узники фашистских концлагерей и гетто, у которых отняли Родину и свободу.

Ведущий:на фоне фонограммы

Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 
9168 детей,
Каждый час – 
382 ребенка,
Каждую минуту – 
6 детей,
Каждые 10 секунд – 
ребенок.

Ведущий:
Дети 40-х годов никогда не забудут своего военного детства. К сожалению, такие страшные воспоминания не сотрутся из памяти никогда.

Ученик:

Повзрослевшее детство этих ребят было наполнено, такими испытаниями, что в это даже трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят. И если бы иногда они проявили свое мужество, выносливость, неизвестно как бы сложилась наша с вами судьба.  

Ведущий:

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза.

7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий:

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания».

Ученица:

Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор она кружит.

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб вместе с нами жить.

Слайд –шоу (фото)

Ученица:

Давно закончилась война,
Вздохнул спокойно мир освобожденный,
Настала тихая свободная весна,
Осталась русская земля – непобеждённой.

Наполнив радостью сердца,
С тех дней  Победа – вечно с нами,
И украшают женщин ордена,
И их улыбки распускаются цветами.

Ученица:

Как много жизней отняла война!
За труд и честь – медали золотые,
И украшает женщин седина,
Хотя они сегодня – молодые!

Сияют на груди Отечества награды,
И не под силу всех заслуг их перечесть,
И этим женщинам нам поклониться надо,
Да прогремит салют в их честь!

Песня «День Победы» - исполняют все участники



Предварительный просмотр:

Самоанализ внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, посвященному Дню Победы

по теме «У войны не женское лицо»»

Цель: Формировать у учащихся знания о Великой отечественной войне 1941-1945 г.г., ее защитниках и подвигах народа; роли женщины-матери во время войны.

  • Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны, историческую память, уважение к старшему поколению.

Задачи:

Образовательные: формирование духовно-нравственных отношений.

Развивающие: формирование гражданско-патриотическое воспитания.

Воспитательные: воспитание любви к родине,  дань уважения подвигу советского народа в годы войны.

Данное мероприятие было к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне. Задействованы были учащиеся начальных классов. Учащиеся  начального звена характеризуются старательностью и проявляют высокий интерес к внеклассным мероприятиям. При планировании  были учтены возрастные особенности учащихся.

        Мероприятие было направлено на достижение следующей дидактической цели: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., о роли женщины во время войны, о жизни детей в годы войны на примере наших односельчан.
      Ученики в доступной для них форме получили знания о жизни женщин и  детей в военные годы и их вклад в дело победы. Материал был представлен в различных формах: в хореографической, поэтической, диалогической.  Компьютерная презентация позволила ярко, колоритно и лаконично представить весь материал мероприятия. Это вызвало интерес учащихся, позволило им почувствовать свою сопричастность к истории родного края, прежде всего через уважение к ветеранам, детям войны.

Первая часть мероприятия начинается с чтения стихотворений о войне учащимися 3  класса. Слова и вальс придают мероприятию  торжественность, а слайды, мелькающие перед взором детей,  дают  увидеть весь ужас войны, понять, как это было тяжело, больно, увидеть силу человеческого духа, которая оказалась сильнее металла и огня. Заставить всмотреться  в лица тех людей, которые прошли через ад и сохранили в себе человеческие качества, узнать их по спокойным лицам, по доброму взгляду, потому что  это самые светлые и чистые люди.

Чтение произведений поэтов, исходящие из уст сверстников как нельзя лучше придают гордость и уважение  за соотечественников.

Следующая часть мероприятия посвящена  землячке Симоненко Прасковье Григорьевне, участнице Великой Отечественной войны, бывшей учительнице школы.

Слайдовые фотографии в основном рассказывают о боевом пути и послевоенных годах, уже в мирное время.  Также все были тронуты биографией детей войны: Немых Мария и  Исуповой Апполинарии.

Психологическая атмосфера на мероприятии  была благоприятной и трогательной, потому что многие ребята пропустили все рассказанное через свои детские сердца. Песня о Дне Победы придало детям доброе восприятие того, что наш народ благодаря героизму, отваге, мужеству победил врага.

Таким образом, внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо»  являлось одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма. Структура мероприятия была грамотно выстроена для достижения поставленных целей. Время  было распределено рационально по всем  этапам. Все этапы мероприятия были логически взаимосвязаны между собой.

Тажбаева М.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "у войны не женское лицо"

Классны час посвящен тувинским добровольцам-санитаркам...

у войны не женское лицо

КТД для 4 класса к празднику 9 мая...

У войны не женское лицо

В честь 70-летия Дня Победы учителя совместно с работниками культуры поселка подготовили художественно-музыкальную композицию " У войны не женское лицо". Война глазами женщины, какая она? Женщины вспо...

Классный час "У войны не женское лицо"

Классный час, литературно-музыкальная клмпозиция...

" У войны не женское лицо" (эссе)

Как давно закончилась самая страшная война! Но почему-то до сих пор болит сердце и наворачиваются слезы, когда слушаешь многочисленные рассказы прабабушек и прадедушек, читаешь рассказы и смотришь...

Презентация "У войны не женское лицо"

Презентация о ветеране Великой Отечественной войны Анне Андреевне Макаровой"...

У войны не женское лицо

Литературная композиция по повести С.А.Алексиевич и стихам Ю.ДрунинойОформление.Слайды Ведущий. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне- мужские. Это и понятно:...